Ходить с ребенком по музеям для меня испытание. Того и гляди, какой-нибудь экспонат разобьет или поломает. Потом не расплатишься.
Но Витославлицы стали редким исключением. Ведь музей деревянного зодчества выглядит, как старинная деревня. А в деревне моему сыну нравится. Летом он помогал деду чинить крыльцо дома. С удовольствием ел кашу, приготовленную в печи. Поливал огород из маленькой лейки.
«Расскажи мне про деревню», - часто просит он перед сном. И мы с ним вспоминаем лето. Хотя осенью деревенская улица выглядит еще наряднее.
Витославлицы – необычная деревня. Все постройки здесь хоть и привезенные из разных мест Новгородской области, но удачно вписанные в ландшафт бывшей усадьбы графини Орловой.
Вдоль улицы выстроились бревенчатые двухэтажные дома c резными наличниками на окнах. К ним примыкают хозяйственные постройки. Рядом с избами установлены деревянные качели для детей; гигантские шаги, на которых не прочь покататься и взрослые. Колорита деревне добавляют колодец с журавлем и заборы из кольев, которыми ограждали в старину огороды.
На крылечке одного из домов дедушка мастерит из бересты чудные шапочки.
В большинство изб можно зайти. Переходя из дома в дом, мы попадали из осени в весну, а из весны в лето, знакомясь с бытом новгородских крестьян. Некоторые из увиденных предметов домашнего обихода мне знакомы.
Они есть в нашем деревенском доме. В нем сохранилась обстановка, в которой жили мои прапрадед с прабабушкой: узкие деревянные лавки, оплетенные берестой глиняные кувшины, корыто для стирки белья, прялка и т.п.В семье моих предков четко разделялась мужская и женская работа, хотя женщины трудились ничуть не меньше мужчин. Прабабушка поднималась до зари. Готовила пойло скоту, варила еду, доила корову, кормила детей, младшенького - грудничка заворачивала в подол платья и брала с собой на работу в поле. Раньше в деревнях не тряслись над детьми так, как мы, современные родители, сейчас с ними носимся. Но и смертность была высокая. У моей тетушки Марии в паспорте стоит не дата рождения, а день крещения – 7 января. Родилась она в октябре, когда точно не знает. Но сильно болела, родители думали, что не выживет.
Я вспомнила тетину историю, когда рассматривали экспозицию «Крестины» в доме крестьянина Шкипарева. А еще множество других семейных историй, наглядные иллюстрации которых увидела в Витославлицах. Хорошо, что есть музеи, напоминающие о моих корнях, культуре, традициях, вере.
В каждой православной русской деревне в старину имелся храм. Строили его обычно на возвышении в центре села. По традиции рубили топором в красивом, «красном» месте. Вся деревенская жизнь строилась вокруг храма, в который верующие ходили, как на праздник в лучшей одежде.
В Витославлицы, начиная с 1964 года (времени открытия музея) из разных деревень Новгородской области были привезены семь церквей и три часовни (16-19 вв.). Чтобы доставить церкви в музей, их разобрали по бревнышку, а потом заново собрали на месте.
Понятно, что срок дерева в условиях местного климата недолговечен. Реставрации ведутся постоянно. Подгнившие доски заменяются новыми. Но внешний облик построек сохраняется.
Возраст самого старого храма Витославлиц – Успения Богородицы насчитывает более 400 лет. Он был привезен из деревни Курицко. К слову, храмов Успения Богородицы в музее два. Три церкви носят названия Никольских.
Наиболее запоминающийся храм - Рождества Богородицы. Расположен он в центре деревни на площади, к которой ведет главная улица. Запоминается храм не только благодаря внешней красоте и гармоничности. Сколько из-за вида, открывающегося с его галереи. Все село и окрестности обозреваются, как на ладони.
Парад ярких красок осени, огромного бескрайнего неба, заливных лугов, озера Мячино, реки.
В таких декорациях неплохо и свадьбу сыграть. И только я подумала об этом, как увидела жениха с невестой.
Невеста выглядела счастливой. А жених - смущенным. Их друзья дружно кричали «горько».По одной из версий обряд кричать «горько» пошел от старинной свадебной забавы. Раньше на Руси свадьбы играли осенью и зимой, когда заканчивались сельхоз работы, и появлялось свободное время. Во время зимних свадеб во дворе сооружалась большая ледяная горка. На ее вершине стояла невеста, и жениху нужно было подняться к ней по льду наверх. Гости кричали: «Горка!» А взобравшийся на горку жених под их крики целовал невесту и скатывался вместе с ней с горки вниз.
В Витославлицах не только сохраняются памятники деревянного зодчества, но и старинные традиции и обряды. В конце зимы здесь с размахом отмечают Масленицу. Взрослые и детвора катаются с огромной ледяной горки, водят хороводы, угощаются блинами. Осенью празднуют сбор урожая. Проводятся фольклорные фестивали. И… все бы ничего, если бы не было грустно, от того, что настоящая русская деревня умирает, мужики спиваются без работы. На реставрацию деревянных деревенских храмов не хватает денег. И они разрушаются.
Витославлицы - сказка для детей и взрослых. Пример того, как может быть. Русский лубок для иностранцев и деревенский глянец для городских буржуа. Наше прошлое, без которого мы – ничьи, потеряшки в огромном мире. И об этом надо помнить.