Монашеская республика Афон. Ч 16. Дионисиев монастырь
Осмотрев Дионисия, встаём на тропу, вьющуюся над морем, и движемся дальше в монастырь Святой Павел.
На небе ни малейшего облачка, и солнце начинает своё жаркое дело. Мой лишний вес даёт о себе знать. Виктор убегает вперёд, а я нахожу уважительную причину для остановок, фотографируя божественную красоту Святой Горы.
Впереди на камне, словно привратник тропы, встречается скорпион, и нас он пропускает, точнее, мы его перешагиваем. О чём-то споря между собой, шелестят травы и кусты. Монастырские рыбаки внизу на море упрямо сидят в лодках. Лишь редкие катера нарушают тишину, оставляя за кормой долгий след в умиротворённой синей воде. Ухоженная тропинка иногда проходит по самому краю пропасти, но, что удивительно, страха нет. Афон удел Богородицы, всё в её власти.От Дионисия к Павлу
Тропа спускается к морю на галечный пляж. Тут нам встречается группа русских парней с рюкзаками. Путешествуя пешком по полуострову, они поднимались на вершину Афона. Жаль времени мало, мы бы с Виктором тоже хотели бы подняться.
Монастырь Святой Павел стоит на одном из горных склонов. Подъём к нему от пристани занимает 20 минут. Недалеко от моря божьим чудом держится некое строение. Турки, высаживаясь на берег в 1821 году выстрелили в наблюдательную башню из пушки несколько раз.
Позже, гуляя возле стен Святого Павла, мы разглядели аккуратную часовенку, открытая дверь которой словно приглашала зайти, что мы и сделали. По краям квадратной комнаты были сделаны стеллажи, с которых на посетителя, одновременно со всех сторон, устремляют всевидящий взор пустыми глазницами черепа. Каждый череп подписан или пронумерован. Многие из них имеют дырки от пули или сабельную пробоину. Наверно, в 1821 году здесь было не сражение, а самая настоящая резня.
Когда монах умирает, его закапывают в землю. Затем через три года достают истлевшее тело. Кости братии складывают в одно общее место, а череп теснит собратьев в часовне на полке. Снимать в часовне я не решился.
Монашеская республика Афон. Ч 18. От Павла к Анне