Ти-ру-ра-ру-ра-ру-рим
Все дороги, типа, в Рим
Только мили в Лондон
Только вёрсты в Крым.
(«Ундервуд»)
Вот уже второй год с наступлением слякоти, почувствовав холодное дыхание надвигающейся осени, мы стремимся обмануть время и немного продлить лето. Но так, чтобы ещё и осенние красоты застать. Прыжок во времени и пространстве — и мы в Крыму! А где ещё в октябре можно совместить почти тёплое солнышко, морской бриз и золотую осень? Итак, «я бросил Север и бежал на Юг в зелёное, родное время года» (И.Бродский).
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный… (А.Пушкин)
Тепло осталось только в прошлогодних воспоминаниях. Осенний Коктебель встретил нас хмарью — блёклыми красками и сырым ветром.
Рдяны краски,
Воздух чист;
Вьется в пляске
Красный лист,—
Это осень,
Далей просинь,
Гулы сосен,
Веток свист.
Ветер клонит
Ряд ракит,
Листья гонит
И вихрит
Вихрей рати,
И на скате
Перекати-
Поле мчит.
Воды мутит,
Гомит гам,
Рыщет, крутит
Здесь и там —
По нагорьям,
Плоскогорьям,
Лукоморьям
И морям… (М.Волошин)
Но не сидеть же дома, глядя с тоской на тучи! Надев на себя всё что было, мы, конечно же, посетили могилу Поэта, спустились в пустынную Тихую бухту, прошли по Енишарским хребтам, не унывая — нет, напротив, восхищаясь благородной красотой этих воспетых мест, столь притягательных в любую погоду.
Осенью другие краски, и в других местах. Пейзаж – хоть и захватывающий, но довольно безрадостный — свинцовое небо да бурые холмы, но вот под ногами среди пожухшей травы то тут, то там мелькают, радуя взгляд, островки синей мари степных трав. А в оврагах прячется пожар кустов скумпии.
Впрочем, скумпия везде: вдоль дорог и в лесу, с листьями всех оттенков красного и фиолетового, усыпанная каплями такой драгоценной летом влаги.
Сейчас эта влага везде. Она буквально в воздухе. Порой мы ощущаем её только в глубоких ущельях и лесных туннелях, куда не пробивается солнце, но с каждым днём её всё больше — и вот уже целый день мы бродим в тумане, дыша ей и ощущая её каждой клеточкой продрогшего организма.
Пора бежать. В Ялту. Там должно быть солнце, там должно быть теплее.
Само собой, день переезда начался чудесным солнечным утром, и переезжать сразу расхотелось, но в Ялте нас уже ждали... По приезду – сразу на набережную! Солнце, гревшее нас по дороге из Коктебеля, выглядывает лишь в редкие дырочки в тучах, но фрагменты синего неба обещают надежду.
Здесь теплее, но не сильно. На море лёгкий шторм, но это даже хорошо – купаться мы уже не планируем, а шторм придаёт особый колорит Ялтинской набережной.
Такое впечатление, что у каждого прохожего фотоаппарат: все ловят в кадр волны, либо позируют «на фоне». В общем, курорт! Или, как выразилась наша впервые попавшая сюда подруга, — «парадиз».
В следующие дни солнце то есть, то нет. Но этого хватает, чтобы в горах зацвели одуванчики, а на яйлах распустились-таки крокусы.
Мы так за них переживали в Кизилташских лесах – ненастье не позволило там распуститься уже поднявшимся побегам. Нам повезло — единственный за поездку тёплый и солнечный день пришёлся на Ай-Петри, где нам удалось застать целые лужайки этих чудесных цветов – Сrocus speciosus или шафран прекрасный. Какое точное название!
Солнце превратилось для нас к этому времени в долгожданный праздник, поэтому мы старались как можно насыщеннее потратить удачный день. И, снимая крокусы, не забыли и про другие Ай-Петринские красоты — как, например, возможно упустить возможность полюбоваться от Малой Богаз на мистические пейзажи Шаан-Кая?!
Пожалуй, одна из самых зрелищных троп с Ай-Петри вниз — это Таракташская тропа. И мы не смогли отказать себе в удовольствии в очередной раз пройтись через осенний Таракташ.
Спускаясь в Ялту, мы повстречали несколько незнакомых ранее водопадиков, в которые превратилась здесь октябрьские дожди.
Впрочем, ещё утром мы видели во что превращаются эти ручейки, когда посетили водопад из водопадов — легендарный Учан-Су. «Летящая вода» — наконец-то мы увидели, что это такое на самом деле!
Причём увидели сначала издалека — с Севастопольской трассы. Подойти к водопаду невозможно — два кадра и по объективу течёт. Меняю. Течёт. Меняю камеру и объектив… Несколько выбегов к водопаду, секунда на кадр, и полчаса вытираю и сушу фототехнику. Но ведь здорово!!! Ради того, чтобы это увидеть, стоило неделю мёрзнуть и мокнуть – в итоге масса впечатлений!
Но погода снова не благосклонна, и мы не рискуем идти в горы по накопившейся слякоти — едем в Никиту. А там!.. Бал хризантем… Красота! Через пару недель её будет в разы больше, но мы счастливы и тем, что есть.
Следующее утро тоже улыбнулось нам хорошей погодой, и мы решили пройтись по Солнечной тропе. Почти от самой Ливадии вплоть до Ореанды нас сопровождали вездесущие белки, на которых нам в этот раз вообще везло.
С тропы надо непременно свернуть и подняться на Крестовую гору. Место само по себе красивое и примечательное. Но, главное, здесь царит вечная весна – заколдованное место — даже зимой на вершине тепло и зелено!
После Крестовой решили взобраться на новую для нас вершину — Ай-Николь. Главная её достопримечательность – тысячелетний земляничник мелкоплодный. Поклон ему – он и правда внушает уважение до преклонения — мощное дерево! Долго не хочется от него уходить…
А рядом с Ялтой знаменитая, натоптанная мегатысячами туристов, Боткинская тропа. Беспроигрышный маршрут при любой погоде.
Впрочем, мы и тут умудряемся сбиться с тропы — увлеклись каскадиками водопадов в первом же ущелье, что пересекает тропа. Залезли вверх чуть не до яйлы — зато нашли стоянку туриста-дикаря на глухом каменном островке меж двух крутых русел.
Только что было сухо, но вот откуда-то морось. Опять пасмурно, но лес!.. Осенний лес шикует! Дарит глазам пиршество красок.
А ещё водопады. Там, сям… Везде журчит... Кругом та самая сырость — но она уже не раздражает, а возбуждает. Азарт. Азарт фотографа — взять с собой, унести, запомнить, даже украсть… Кругом скумпия, дубы – сказка! Не хочется уходить отсюда. Но опять дождь! Как ни странно, краски только ярче... И вот ведь! Стоит ли переживать, что погода подарила в основном только хмурые дни? Как это ни парадоксально, но кажется, что без солнца они были только ярче. Может быть, это, наоборот подарок нам свыше?! Или школа? Чтобы не ныли, а учились… Учились видеть!
Коктебель, Ялта, Тула, октябрь 2010 г.