О личности творческой, многогранной писать непросто. Имя Юлиана Семёнова на слуху, даже у тех, кто никогда не читал его книг, журналистских публикаций. Но фильм «Семнадцать мгновений весны» знают все.
По дороге в Форос увидели указатель к поселку Олива в музей Юлиана Семёнова. Ну, как было не заехать? Попетляв по узким серпантинам, добрались до Оливы. Кроме крымских котов, денно и нощно несущих свою «службу», заключающуюся в бесконечном отдыхе на южном побережье, вокруг пустынно, тихо и ни души. Лишь старые лавры, кипарисы да кривые дорожки вокруг небольших домиков за высокими заборами – все, что там есть примечательного. Но появился-таки молодец на нашем пути и рассказал, как пройти до музея. Находится он на ул.Победы-7.
Вообще, как оказалось, чтобы попасть туда, нужно предварительно связаться с хранителем музея и договориться (по телефону или электронной почте) о встрече. Наш визит получился спонтанным, но в приеме нам не отказали. Андрей – хранитель Дома-музея Ю.Семёнова и экскурсовод по совместительству интересно и очень подробно рассказывал о жизни и творчестве Юлиана Семёновича Семёнова (Ляндрес). На все подробности, естественно, памяти не хватит, так что пришлось-таки потом покопаться в печати. И фотографировать можно. За посещение музея денег не берут, но напоследок предлагают купить книги, между прочим, с фирменной печатью (как не взять?), в коей значится «Дом писателя Юлиана Семёнова. Штирлиц. Крым. Ялта. Олива».
Ведь сам писатель так в шутку и называл свое обиталище «моя вилла Штирлиц». Может быть потому, что его имя часто ассоциировалось с созданным им образом Штирлица (Исаева), с которым он даже поделился днем своего рождения 8 октября (правда, Штирлицу достался 1900 год, а Ю.Семёнов родился в 1931-м).
Узнать о человеке и его жизни, полной приключений и невероятных событий, приоткрывающих завесу истории, не то слово как интересно. А имена, связанные с ним? Прадед Василий Суриков и дед Петр Кончаловский — художники, Сергей Михалков (отчим Екатерины Семёновой — жены писателя) — поэт и Никита Михалков — актер и режиссер. (Старшая дочь Даша (в семье ее звали Дуней) с дядей Никитой вместе сыграли в фильме «Не самый удачный день» (по повести «Дунечка и Никита») в 1966).
Вилла, конечно, звучит весомо, но в данном случае не особо важничая, с иронией. Это скромный деревенский 2-х-этажный домик, где на 1-м этаже кухня, кабинет и спальня писателя (это и есть экспозиция музея, созданная усилиями младшей дочери Ольги, где сохранена обстановка, бывшая при жизни отца). На 2-м этаже – гостевые комнаты.
Перед домом кипарис и 2 пальмы, позади яблони, черешни и персиковые деревца, когда-то посаженные писателем лично. Юлиан Семёнович любил покопаться в земле (так лучше думалось, наверное), в саду цвели розы. Стены дома увиты диким виноградом. Листики его не раз уносили с собой почитатели таланта, забредающие в Мухалатку (из воспоминаний Ольги Юлиановны).
Впервые Юлиан Семёнович и Екатерина Сергеевна приехали в Крым в 1955 в свадебное путешествие, и оба влюбились в него сразу. С тех пор писатель там работал чаще, чем в Москве. Крым стал его 2-ым домом. С годами – проблемы со здоровьем (после многомесячной командировки во Вьетнам в бытность свою журналистом), так что рекомендации врачей «проводить больше времени у моря» Ю.Семёнов (подобно Чехову с «Белой дачей» в свое время) принял как руководство к действию. В 1983 году в Верхней Мухалатке, подальше от шума и городской суеты курортной Ялты он и купил участок в 7 соток на крутом склоне у подножия горы Ифигения с почти развалившимся строением. Немного погодя здесь был построен двухэтажный (больше тогда иметь было не положено) дом. Подальше от охраняемых госдач первых лиц страны, разместившихся ближе к морю.
Здесь в тишине и уединении он смог с головой окунуться в творчество. О таком пристанище он и мечтал. Ю.Семёнов любил свой дом и хотел, чтобы родные и близкие лица всегда были рядом, поэтому стены в доме увешаны фотографиями с памятными эпизодами из жизни.
Афишами и картинами старшей дочери Дарьи. И предметов, многочисленных сувениров из его поездок и командировок, мелочей, помогающих сосредоточиться, везде полно.
Это и изрешеченный вьетнамскими пулями кусок фюзеляжа американского самолета, копье и бумеранг аборигенов Австралии, деревянная фигурка монаха и рог с инкрустацией.
Часы, бокалы, рюмки и книги на полках стенки стоят так, как их оставил писатель. На рабочем столе в кабинете – творческий беспорядок: план на день, листы с правкой, кассетный диктофон, пишущая машинка, и записка от руки «Я скоро вернусь». Смотришь на строчки, сделанные Юлианом Семёновичем, и создается ощущение, что хозяин действительно ненадолго вышел и скоро будет.
Вокруг много фотографий (некоторые с автографами) легендарных личностей XX века, с которыми дружил или был знаком Ю.Семёнов.
Здесь увидели свет строки многих популярных произведений.
В фильмографии его более 20 работ, среди которых известные каждому «Майор «Вихрь» (1967), «Семнадцать мгновений весны» (1973) (помню, когда фильм только вышел на экраны, улицы пустели), «Петровка, 38» (1980), «ТАСС уполномочен заявить» (написанный за 18 дней в 1984), сериал «Противостояние» (1985), в котором, роль журналистки Киры Королевой сыграла младшая дочь Ольга.
Кстати, Госпремию РСФСР после выхода «Семнадцати мгновений весны» в свет получили все создатели фильма кроме автора сценария — Юлиана Семёнова. Упущение, конечно, было замечено, но менять ничего стали по причине того, что «аппарат не любит, когда выясняется, что что-то не сработало» (из воспоминаний генерал-майора КГБ Вячеслава Кеворкова). А фильм-то до сих пор показывают, и его смотрят.
Еще один интересный факт: в 1984 г. на радио была постановка по роману «Приказано выжить», задуманная как продолжение самого знаменитого фильма, даже с музыкой Таривердиева и теми же исполнителями главных ролей.
Между прочим, Семёнов и сам побывал в роли режиссера («Ночь на 14-й параллели» (1971)), а как актер сыграл в «Буднях и праздниках» (1961) и в «Солярисе» у Тарковского (1972).
На вилле рождались не только литературные творения, в гости к писателю и люди приезжали известные и интересные – Э.Рязанов, Р.Быков, Л.Дуров, А. Пугачева, А.А.Громыко, одним из самых дорогих гостей был русский меценат — барон фон Фальц-Фейн. И всегда Юлиан Семёнович был душой компании.
По роду занятий, как журналист и корреспондент многих изданий, он часто ездил по стране и бывал за рубежом. И всегда стремился быть в центре событий. И людей, гордившихся дружбой с ним, было много: Грэм Грин, Жорж Сименон, ученый и писатель Клаус Мэнарт и другие. С Ю.В.Андроповым их связывали дружеские отношения. Во время учебы в Московском институте востоковедения (1948-1953) среди товарищей у Ю.Семёнова был будущий премьер-министр Е.М.Примаков. Он умел дружить. Перед представителями власти любого калибра не преклонялся никогда. И всегда был настолько уверен в себе и в правильности того, что говорит и делает, что можно было у него этой уверенности и «подзанять» (говорил В.Кеворков). И любить умел, но писать об этом не мог, трактуя так:1-я точка любви – «мои дочери, 2-я – работа».
Кумиром для Ю.Семёнова был Эрнест Хемингуэй. Ему нравилась личность, импонировали его стиль и убеждения.
Но в жизни они не встречались, хотя одну из своих книг Хемингуэй подписал заочно «Моему другу Юлику Семенову с наилучшими пожеланиями…» и отправил с оказией в Москву. С вдовой писателя их связывала теплая дружба, она даже мечтала снять фильм о муже, где Семёнов бы сыграл Хемингуэя.
Почему так подробно? Наверное, потому, что все настолько захватывает и не хочется упустить ни одного момента. Черты характера, ситуации, имена, факты, высказывания самого Ю.Семёнова или воспоминания знавших его людей… Чувствую, занесло меня в рассуждениях, но он настолько интересен как личность, и все в доме говорит о нем, что невольно, забываешь о времени (а ведь экскурсия не бесконечна).
Еще несколько деталей, связанных с хозяином виллы. Юлиан Семёнов преподавал афганский язык в МГУ во время учебы на историческом факультете. Он стал одним из пионеров жанра «журналистские расследования», в 1989 даже учредил 1-е частное советское издание «Совершенно секретно». Много работал в архивах, отыскал однажды прямые номера телефонов Гиммлера, Геббельса (даже позвонил ему, но услышал в ответ, что герр Геббельс ушел, и его просят перезвонить завтра) и рейхсканцелярии.
В 1974 даже сумел разговорить любимца Гитлера, оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени (на его счету не одна спецоперация, в т.ч. освобождение из заключения свергнутого Бенито Муссолини), отказывавшегося беседовать с журналистами (в коллекции музея есть даже дарственная надпись нацистского диверсанта), взять интервью у одного из эсэсовских руководителей генерала Карла Вольфа и бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера. Согласитесь, это уже не кино, а исторический факт. Юлиан Семёнович говорил: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем».
Он серьезно занимался поисками Янтарной комнаты со своими друзьями бароном фон Фальц-Фейном и Георгом Штайном по фотографиям, письмам с чертежами, планам бывших советских военнопленных – непосредственных участников событий. История поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, вывезенных из СССР в войну, публиковалась Ю.Семёновым в 1983 г. в повести «Лицом к лицу».
Но не все грани таланта, жизни и деятельности писателя еще должным образом освещены, даже внезапный инсульт вызывает вопросы. Слишком много знал, многим был неудобен, многим переходил дорогу и лез туда, куда его не хотели пускать… Версии (хоть и бездоказательные) об устранении существуют. И интерес к писателю не угасает. В его честь учреждаются премии, открываются мемориальные доски. Его творчество продолжают исследовать, документалисты работают над фильмами о нем, книги писателя издаются немалыми тиражами, средства от которых идут в помощь детским домам. Он и сам активно занимался благотворительностью, даже за работу в газете «Совершенно секретно» (им же и основанную) получал зарплату в 1 рубль. И Что касается доступности и безвозмездности услуг, так это в традиции дома, как музей открытого в 2007 году.
За то время, что пробыли в доме Юлиана Семёнова, мы узнали о нем больше, чем знали до сих пор. СПАСИБО за это искусному рассказчику и хранителю музея Андрею Елисееву, Ольге Семёновой, создавшей для увековечивания памяти отца здесь музей и возглавившей Культурный фонд Юлиана Семёнова, занимающейся публикацией архивов и распространением его творческого наследия, и всем, кто помогает воссоздать полную и объективную картину его жизни как писателя и публициста, журналиста и поэта, сценариста, драматурга и человека.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.