Камерун. Ч - 5. Люди народности мбороро
Камерун хоть и считается страной экзотической, и Поли при этом пока не самое посещаемое туристами место, однако туристические тропки здесь уже проложены. Так, например, во второй день нашего пребывания, после завтрака нам предстояло посетить две деревни народа Довайо. Первая называлась Тирка, а вторая Конгли.
Как я уже писал, до прихода фульбе, Поли являлась столицей царства Мбум. Куда делся народ Мбум? Был ли Мбум вообще единым народом или название объединяло группу различных племён? Подобное так и осталось для меня загадкой. В любом случае, в настоящем вокруг Поли, как и в самом городке, состав населения достаточно пёстрый.
Мальчишки мбороро, зная, что мы уходим, уже ждали нас на дороге. Они робко взяли меня и мою спутницу за руки, какое-то время, сопровождая, но далеко с нами не пошли. Казалось бы, саванна практически одинаковая, но при этом каждый с малых лет территорию своей деревни знает.
Вскоре человеческое жильё на какой-то момент из поля зрения исчезает. Мы движемся по саванне. Солнце её позолотило, засушив высокие травы, человек же, внося свой вклад, эти самые травы стремится уничтожить под корень, отчего, шагая по тропинке, справа и слева можно видеть, как высокий сухостой чередуется с полностью выжженной землёй. Последнее делается для того, чтобы сухой бурьян не мешал расти робким зелёным побегам. Африканцам коса не известна, и сено на зиму они не собирают.
Там, где было кукурузное поле, и где уже собран урожай, кукурузные стебли разбрасываются по всему пространству, дабы они сгнили и удобрили почву.
Где лучше, а где хуже, но человек всегда и везде старается приспособиться под климат и под природу.
Кое-где приходится преодолевать водные препятствия.
Увидев нас, стадо зебу, шедшее на водопой, останавливается в нерешительности, уступая непонятным чужакам. С детства помню, что их российские сестрёнки-бурёнки, никогда и нигде дорогу не уступят.Некоторые деревни прячутся от солнца под тенью вековых баобабов. Если у людей жилища круглые, то по такому же принципу они строят амбары и курятники, правда, чуть меньших размеров.
Африканские домики до умиления просты в архитектурном плане. Напоминающая дикобраза соломенная крыша, меняется через 3 года. Окна в них не предусмотрены, и единственным источником света является открытая дверь.
Такое жилище складывается из кирпичей, замешанных на глине и на соломе.
Круглые домики вобрали в себя цвет камерунской матери-земли, на серо-жёлтом фоне которой праздничными заплатками белеют хлопковые поля. Хлопок собирают и сдают перекупщикам по цене примерно 33 евроцента за 1 кг. Камерунцев особенно возмущает, что сырьё поставляется в ненавистную Европу, откуда возвращается в виде одежды.Каждая деревня в определённый день недели проводит у себя ярмарку, но остальные 6 дней территория пустует.
На одном дереве видим объявление о продаже земли.Сотовых телефонов у местного люда практически нет, но именно там, куда мы должны прийти, о нашем визите уже все знают. Новости здесь распространяются со скоростью пули. Перед входом в деревню заждавшиеся дети наперебой хватают нас за руки, и конвоируют по назначению.
Лично привести в свою деревню белого чудика – это почётно!Что меня сразу особенно удивило, так это мальчишка, кепка которого была склеена из кофейных пакетиков, где длинный козырёк слегка раскачивался при ходьбе.
Скорее всего, пакетиков при сборке было мало, отчего головной убор получился со множеством дыр.Мы порой выбрасываем и хлеб и одежду, и всем и всегда мы недовольны, честно и искренне считая, что живём хуже некуда, а где-то люди действительно голодают.
Дети приводят нас на небольшую площадку, где собралась вся деревня Тирка.
Вначале я подумал, что они сидят и ждут именно нас, но нет, оказалось, что собрание у них по поводу плохого урожая. Улыбок на лицах нет. Наше появление не вызвало ни писков, ни визгов. Люди вели себя сдержано и достойно. Гид представляя нас собравшимся, объяснил, что мы туристы из России, приехали посмотреть, как живут люди довайо.Вектор взглядов повернулся в нашу сторону, хотя изначально он был сконцентрирован на главе деревни, причём собравшиеся сидели на земле не просто так хаотично, а соблюдая некую чёткую субординацию. Крепкий старичок 65 лет одетый в нарядную голубую бубу, единственный из всех восседал на стуле, его старенькие ботинки также придавали ему некий статус, среди босоногих или в лучшем случае обутых в шлёпки соплеменников.
Но, самое главное, на голове его была надета особая синяя шапочка, обозначающая вождя.Напротив, в самом дальнем углу на циновках расположились женщины и дети.
Справа от своего руководителя молодые люди уже готовились разливать густое и терпкое пиво, тогда как слева особо уважаемые старики уже желали это самое пиво в себя пропустить.Изначально несколько семей решили жить рядом друг с другом, образовав что-то похожее на колхоз. Прежде довайо были анимистами, но в этой деревне совместно проживают как мусульмане,
так и христиане. Нашим сопровождающим в этот день был местный парень Абдула. Он состоит в некой ассоциации, цель которой не растаскивать местный люд по разным религиям. Однако скажем прямо, с изначальной задачей его организация пока не справляется.Люди поочерёдно обсуждали проблему, и гид начал нам потихоньку переводить.
Нам довелось услышать аргументированный спор по поводу пестицидов. Один старик говорил, что именно из-за них земля стала менее плодородна, другой во всём обвинял взбесившуюся погоду. Насколько я понял, такая проблема как глобальное изменение климата не обошла Камерун стороной. В марте и апреле постоянно льют дожди, и лето стало жарче. Как весной, так и осенью вода не напитывает почву, всё испаряется и вновь идёт дождь.
Деревня два раза в неделю собирается на подобный сход. Различные споры и раздоры по правилам должны решаться именно здесь.
Нехватка воды – это основная проблема всех Африканских стран. Здесь возле Поли каждая деревня прикреплена к определённому колодцу. Наши собеседники пожаловались, что их колодец находится в 3 км., и пользуется им примерно 600 человек из различных деревень. Там всегда выстраивается большая очередь. Приходить за водой нужно как можно раньше, ибо после 14 ч. её может уже не быть.
Я спросил у руководителя деревни – почему они сами не выроют свой колодец? Насколько я понимаю, для этого нужны деньги и желание. Он ответил, что вода здесь находится очень глубоко, и чтобы вырыть колодец, нужна бурильная машина, которая пройдёт сквозь грунт, после необходимо ставить специальные бетонные кольца, но денег на это нет.
Далее выяснилось, что из этой деревни родом один министр и один высокий чиновник (рангом как наш сенатор), но помогать землякам они даже не думают.
Как позже рассказал нам Марсель, он знает одного камерунского министра, у которого в гараже 35 дорогих машин. Местная элита стремится оторваться от своих африканских корней, всегда и во всём подражая французам.
Помню у нас в советское время, горожане в первом поколении постоянно ездили летом к себе на малую родину, дабы помогать родителям картошку сажать. В Камеруне такого нет – если человек вырвался из деревни, он туда уже не возвращается.
И в тоже время, мне непонятно следующее. Убрали дувайо в ноябре урожай, и вплоть до января сидят и обсуждают, что им делать?
Наши дагестанские горцы в своё время пошли по-другому пути. Зимой каждый аул что-то производил, где-то ковры ткали, где-то оружие ковали, где-то папахи шили. Глядя на это собрание, мне вспомнилось, как в известном фильме Груздев наставлял Шарапова: «Так делайте, делайте что-то! Не сидите сиднем!» Те же самые мбороро не занимались ранее сельским хозяйством — жизнь заставила — они стали сажать и ямс и кукурузу.
Впрочем, вспомним библейскую фразу – не суди и не судим будешь. Думаю, дувайо в будущем найдут решение своих проблем.
Раздаём конфеты и подарки, и движемся дальше. Народ к этому моменту уже повеселел, попив пивка, но всё прошло очень культурно, без драк и без попрошайничества.
Чуть дальше от этой деревни нам встретился большой колодец. Рядом свои пожитки стирали женщины, но очереди за водой не было. Марсель сказал, что хотя вода техническая. Но звёзды так встали, что наши бывшие собеседники не имеют права её брать.
Когда-то давно, козлёнок из той деревни упал в этот колодец. Его тушу очень долго и тяжело вытаскивали — специально приглашённый человек нырял за ней почти целый день. После этого деревню наказали.
Много воды утекло с тех пор. Колодец расширили, забетонировали и закрыли сверху крышкой, но запрет на использование воды для провинившейся деревни Тирка действует до сих пор.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Почему кодекс Бедуина это не правило, а исключение в этом мире?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Бедуины все живут примерно одинаково, что правитель, что его подданные. И вообще у кочевников сильного и страшного голода обычно не бывает, их богатство это их стадо. Добавим к этому, что бедуины часто совершали нападения на своих осёдлых соседей.
Соответственно у земледельцев жизненная ситуация совершенно другая.....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну надеюсь, что с нашим лишь отчасти....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Максим, смотря где, если что-то не произойдёт в ближайшее время, то будет очень похоже. В глубинке России Вы давно не были, в сельских районах.))
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
У меня для вас две новости — плохая и хорошая. Плохая: хлеб не уродился, потому придется есть дерьмо. И хорошая: зато дерьма у нас...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Можно ещё вспомнить анекдот, как у десантника постоянно не раскрывался парашют, и он, всякий раз во время собрания колхозников, постоянно пробивал крышу колхозного амбара.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну а что тебя удивляет сидеть и под пиво болтать всегда приятнее...
Как пиво, кстати?!)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Даша, вот сколько раз я в Африке, их пиво я ни разу не пробовал. И никто из моих друзей не пробовал.... Обо...ся боюсь...
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
я ржу, ну а что первооткрывателем будешь! Я вот как-то на Шри-Ланке попробовала местную бодягу, потом три дня помирала
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну вот мы в Йоханнесбурге в музее SAB пили "народное" пиво из какой-то глиняной кастрюли. Кислятина такая. Но живот не болел.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Он у тебя наверное проспиртованный, если ты с каждым будешь новые страны "отмечать"! Вот и не болел...)))
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Лара, а когда рассказик про это будет? С удовольствием почитаю Ваши воспоминания про Ср. Азию. Говорят, в советское время народ там на базаре ловили и отправляли на поля хлопок собирать....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сейчас там живут мои родители.
Крестьянско-колхозный труд мне знаком по детским годам.
Это очень неблагодарный труд.
Уже тогда я понял, что из деревни надо обязательно уезжать. В городе прожить легче и богаче.
Так, видимо, во всём мире.
Исключение составляли только 90-е годы в России. Тогда чтобы выжить, люди вынуждены были тянуться к земле.
Рад буду, если в связи с санкциями, история 90-х не повторится.
В деревне, откуда я родом, 15 лет назад в селе в личных подворьях было в общей сложности 50 коров.
Уже через 7-8 лет не осталось ни одной.
Людям проще ездить на заработки в город, так как село недалеко от города.
Занатие сельским трудом у нас государством не поощрается. Проще заработать в городе и купить хим. продукты в сетевых магазинах. Уж и не знаю хорошо ли это?
На Украине и в Белоруссии ситуация с сельским хозяйством в корне другая, чем в России.
Может потому, что в этих странах нет нефти и газа?
Подробнее об особенностях сельского хозяйства Украины и Росси напишу в следующей своей заметке
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
С удовольствием почитаю.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Рассказика скорее всего не будет. Может быть в каких-то местах и на базаре отлавливали, не знаю.
Школьников старших классов снимали с учебы на пару месяцев на ручной сбор после механизированного. Жили в каких-то сараях в поле, спали на полу. Была норма дневная 7-10 кг, ругали если не выполнил, хвалили если перевыполнил. Все собранное сдавалось бесплатно — за кормежку.
Мл. школьников 6,7,8 классы возили на ближние поля и ежедневно возвращали, собранное сдавалось бесплатно, норма тоже была. Было весело, как в пионерском лагере, только без всяких бытовых условий. А кто-то там за это получал премии и награды.
Впрочем, находились родители которые не пускали своих чад, потому что "нет такого закона использовать детский труд".