Об этом месте было уже не мало заметок на Турбине. Но я хочу показать Сваямбунатх таким, каким увидели его мы, рассказав то, что удалось узнать и заметить, т.к. уверен, что есть упущенные моменты которые однозначно заслуживают внимания. Сначала был план написать в одной заметке про еще два известных места: Боуднатх и Пашупатинатх, но примерно в середине статьи мне показалось, что Сваямбунатх вполне самодостаточный и заслуживает отдельного внимания. В итоге пришлось менять первый, вводный абзац, после уже подготовленной статьи... И так, поехали!
После нашего первого знакомства с Катманду мы провожали рассвет с террасы на крыше отеля, в котором остановились. Глядя на холм на западе Катманду мы сразу поняли, что это не что иное, как храмовый комплекс Сваямбунатх. А когда по гугл-картам измерили расстояние от отеля до этого места, которое так же в народе известно как Monkey Temple (Храм Обезьян), мы решили, что пойдем туда пешком прямо завтра утром: всего 2 км в одну сторону, тем более — в поход послезавтра, а своего рода разминка только на пользу будет.
Существует версия, и ей есть геологические доказательства, согласно которой долина Катманду была раньше озером, а холм Сваямбу, на вершине которого сегодня стоит ступа, был островом над этим озером.
Источник, которым являются древние рукописи, говорит что царь Ашока бывал здесь 2000 лет назад, а в 460м году нашей эры король Манадэва был руководителем при строительстве храма. К XIII веку Сваямбунатх стал крупным буддистским центром, но в 1346м в Непал вторглись полчища выходцев из Бенгала, которые хотели найти в ступе золото и разрушили ее, после чего она была восстановлена в таком виде, в котором мы ее сегодня увидим.
На подходе к холму. Вдали виднеется арка, за ней начинается Большая Лестница. Во времена правления в Непале династии Малла значительные реконструкции были проведены над храмовым комплексом и самой ступой Сваямбунатх. Например, при короле Пратап Малла, в XVII веке, была построена Большая Лестница на востоке холма, по которой мы и дошли до ступы.
У подножия восточного подъема в храмовый комплекс, т.н. Большой Лестницы, как и на некоторых пролетах, расположены многочисленные маленькие и побольше ступы, святыни, статуи Будды.
Вдоль подъема встречаются торговцы сувенирами, которые прямо здесь и производятся.
Ну и конечно, местные. Чувствуют себя хозяевами территории. В принципе, ими и являются.
Заплатив за вход символические 200 рупий (2$) и преодолев последнюю ступень на крутой и нелегкой лестнице, мы оказались у самого подножия ступы Сваямбунатх, рядом с огромным дордже — тибетское слово, которое обозначает "удар молнии".
Дордже является важнейшим символом буддизма Ваджраяны (есть еще два пути в буддизме: Тхеравада и Махаяна). "Удар молнии" описывает быстрое просветление, также в тантрических учениях символизирует мужское начало. Дордже выполненный в виде скипетра — один из самых важных предметов, используется при различных церемониях вместе с колокольчиком, который символизирует женское начало.
Безусловно, самый достойный внимания памятник архитектуры на этом холме — сама ступа Сваямбунатх, самый лучший вид на которую открывается с северо-западного угла площади. Сваямбу значит "самовозникший". Существует придание, согласно которому, настоящий комплекс построен вокруг хрустальной ступы, внезапно появившейся на вершине холма или вокруг цветка лотоса, испускавшего свет во времена Будды Шикхин: паря над озером он бросил на тогда еще остров семя лотоса и предсказал, что здесь вырастет хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания — чудесный тысячелепестковый цветок, или Сваямбу, т. е. самовозникший переводе с санскрита. Спустя время цветок расцвел, привлекая к себе многочисленных бодхисаттв (просветленных) и стал их духовным приютом. Белый купол символизирует землю, а 13 ступеней символизируют 13 этапов, которые человек должен пройти, чтобы попасть в нирвану.
Паломники совершают ритуальные обходы ступы. Кто-то перебирает четки, кто-то крутит молельные колеса, установленные по периметру храма, а кто-то, как монах на фото — вторя мантре, звучащей на территорию всего комплекса с сувенирной лавки, перебирает "ом-мани-падме-хум" на пальцах. В золотой нише, как и в четырех остальных вокруг ступы, находятся статуи Дхьяни-Будд, символ пяти аспектов мудрости изначального Будды: Вайрочана — опыт, Акшобхья — форма, Ратнасамбхава — ощущения, Амитабха — представление и Амогхасиддхи — воля.
Внутри молельных колес находится мантра, записанная на рисовой бумаге. Считается, что прокрутив колесо всего один раз — сила молитвы усиливается в тысячи раз.
За ступой находится храм Харити. Сюда приводят детей, часто — новорожденных, а по утрам у храма наблюдаются очереди с подношениями. Считается что Харити — защитница детей. Легенда гласит, что у нее было 100 детей и она была людоедкой — воровала чужих детей и пожирала их. Матери молились Будде, чтобы он помог им в их горе. Тогда Будда украл одного ребенка Харити и когда она не смогла его найти — попросила помощи у Будды. Она осознала что испытывают остальные матери и поклялась защищать всех детей. На ее вопрос: "Что же я буду есть?" Будда ответил, что с этих пор его последователи будут оставлять первую часть своей трапезы для нее. Слева от храма — буддистский монастырь Dongak Chöling.
Согласно пророчеству, "когда придут есть ступу два клыка" в Непале начнется упадок буддизма. Говорят, что это относится к двум индуистским храмам — Анантапура (на фото) и Пратапура, которые, так же как и Великая Лестница и дордже, были построены королем Пратап Малла, по обеим сторонам от главной ступы и напоминают по форме клыки (хорошо просматриваются на заглавной фотографии, Анантапура слева, южнее). Примерно 200 лет назад один из храмов-клыков стал разрушаться, что радовало местных буддистов, пока правительство не решило провести восстановительные работы.
Рядом с главной ступой установлено много маленьких образов буддистских и индуистких божеств и небольших ступ. Многие из них были спонсированы богатыми домовладельцами, королями или другими последователями из Катманду с ранних времен вплоть до наших дней.
Большая черная статуя Будды Дипанкара была сделана в VII веке. Так же известный как "Будда Света", Дипанкара один из "прошлых Будд", которые достигли просветления до времен Сидхартха Гаутамы, исторического Будды.
Пронизывающий взгляд Будды смотрит во все четыре стороны. Закорючка-нос на самом деле является непальской цифрой ek (единица), символизирует единство, а третий "глаз" сверху символизирует проницательность Будды.
С холма открывается панорамный вид на Катманду. И чем яснее погода, тем панорамнее панорама. Когда воздух вообще прозрачный — можно увидеть вершины Ганеш Химал и Лангтанг. Но с этим нам не повезло.
Немного спустившись по ступеням на запад мы вышли к еще одной небольшой ступе, ничем не привлекательной, после "самовозникшей". А рядом — фонтан со стоящим Буддой. Как заведено среди туристов всего мира — сюда тоже кидают монетки. А местные сотрудники вычищают их потом ведрами. Судя по надписи — фонтан был установлен в 1998м году, за мир во всем мире.
У "местных" тут есть свой бассейн, в котором в жаркие дни они охотно купаются. Все очень организованно: одни прыгают с бордюра в вводу, другие, как экземпляр на фото — помогают им вылазить из воды.
Без паники! С этим парнем все в порядке. После водных процедур — самое время принять солнечные ванны. А глаза зажмурены и пасть открыта от удовольствия.
Кому-то о пляже только мечтать остается, с завистью поглядывая в сторону бассейна: сейчас заботы совсем другие.
Пройдя еще немного на запад, через парк который называется "Парк трех Будд", выходим к впечатляющим по размерам золотым статуям Будд (слева направо): Аввалокитешвара, Сакьямуни и Гуру Ринпоче.
Комплекс (с прилегающими ступами, стенами с молельными колесами и т.д.) был завершен в 2003м году.
На этом наша прогулка на Сваямбунатх подошла к концу. Этот священный для буддистов и индуистов холм вполне заслуживает того, чтобы посвятить ему целый день, внимательно все осмотреть и хоть на чуть-чуть проникнуться духом непростой, интересной и богатой культуры.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.