И все-таки, в начале, я применил к Лиепае старый проверенный метод изучения города. Паутину охвата культурного фонда места я, как и полагается, начал плести с инфоцентра, который удачно расположился по соседству с площадью Роз. Это было стратегически верный выбор дисклокации. На расстоянии полета баскетбольного мяча, находились супермаркет, пункт обмена валюты (ближайшая гостиница) и лоток со вкуснейшим и не по-европейски дешевым мороженным (подхватить ангину, съев доброе ведерочко с мороженным, можно всего лишь за несколько лат).
В инфоцентре помимо сувениров и полок с брошюрами вы найдете прокат велосипедов и ежедневные экскурсии по городу. Расценки за велосипеды предельно просты: час — 1 лат, 2 часа – 2 лата и так до 7 лат, отдав которые, велосипед уже можно подержать у себя и до завтра.
Экскурсоводы водят хороводы с туристами вокруг города за 2,5 лата и при этом чирикают как на латышском, так и на русском.
Для общей картинки, пикантных фактов и хорошего времяпрепровождения, рекомендую очень. В стоимость входит подъем на башню, который я оплатил зазря персонально на час раньше и горячительный напиток по окончанию марш-броска в чарующем кафе.
Тур поход начали мы, как и отцы города его реконструкцию, с площади Роз. Быстрая перекличка, экскурс в историю и описание путеводной нити. К моему большому удивлению, мы двинулись не туда, куда тянули меня мои душевные порывы, а в совершенно противоположную сторону, как бы удаляясь от исторического центра. Но попридержав коней, вожжи, энную сумму денег и панические возглас — Нам не туда! – уже позже я раскусил замысел экскурсовода.
Итак, перемежая движение ногами с историями о советско-немецком прошлом Латвии, мы оказались у собора Лиепаи номер 1 – Собор Святой Троицы. Несмотря на каменный остов, внутренне убранство исключительно деревянное, что временами приносило некие удобства в связи борьбой с термитами. Собор внутри впечатляет, но вот съемка запрещена. Позже я заметил, что вопрос со съемкой можно разрешить за 5 лат, но вот освещение внутри вряд ли позволит эффективно ее осуществить обычными фотосредствами. Гордость собора – самый большой в мире механический орган с более чем 7000 труб. На обозрев в соборе выставлен металлический фасад органа, который заслоняет истинный деревянный инструмент. Экскурсовод показал нам даже меха, которыми раньше крепкие латвийские парни приводили орган в нужную тональность.
За этим следовал подъем на башню (без экскурсии 1 лат). На предпоследнем этаже установлен часовой механизм, который приводит в движение стрелки часов. Механизм тонкий и очень исправный. Немецкая фирма, которая его изготовила, еще не была обучена премудростям бизнеса и не владела данными о суммах за сервисное обслуживание. Поэтому, произведя на свет с десяток идеальных механизмов, фирма, за отсутствием работы, распалась.
Поднявшись наверх без «руководителя» я просто оглядел окрестности и сделав пару топографических снимков спустился вниз, но взобравшись второй раз, я с удовольствием послушал и про лиепайскую оперу, с ее подземным ходом, и про первый латвийский небоскреб в 6 этажей (планировали 9),
историю речки, порта, канала и про первую российскую базу подводных лодок и про то, что ни кто другой, а сам Эйфель был заподозрен в разработке проекта разводного моста через канал Каросты (ведь не даром, когда мост сломался, ремонт его длился около 2-х лет с постоянным импортом оригинальных запчастей из Европы).
Под убаюкивающие трели проводника, после спуска с колокольни, мы оказались на местном променаде. Молодежные тематические кафе, достойные гостиницы, военные корабли и прогулочные яхты и янтарные часы скрасят досуг любому залетному визитеру, вышагивающего вдоль канала.
Сделав пару тактических поворот на местности, на фоне бывших дачных районов с их уникальной деревянной застройкой, мы оказались на центральном проспекте Kurmajas, соединяющего мост через канал и выход к 8-ми километровому пляжу.
Вдоль указанного проспекта, то тут то там представлены медные копии местных персонажей, каждый из которых дополняет очередной куплет лиепайского гимна «город в котором рождается ветер», озвучивающий повседневную жизнь местных обитателей.
И вот уже на обратном пути мне засветилась интересующая меня часть города с соборами Святого Язепа и церковь Святой Анны; Лиепайским университетом, все-таки научившим уму разуму одного из бывших президентов Польши; а также аллея славы латвийских музыкантов, каждый из которых приложил здесь свои ладошки.