Из Дневника матроса "Святителя Николая" Дмитрия Афендикова.
Всю ночь накануне торжественной встречи в Великом Устюге мы провели в общежитии речного училища. Всегда считал, что хуже кровати с панцирной сеткой может быть только сон стоя. Имел возможность убедиться в этом ещё раз. Но, если раньше я спал на ней в молодом возрасте, когда спина не так требовательна к комфорту, то теперь она гудела всю ночь и полдня, выражая своё неудовольствие. Было ощущение, что из меня в ночи старались сделать Квазимодо.
Побудка в 07:00, быстрый завтрак и вот мы снова на кочах, наводя последний лоск на себя и корабль. К 10:30 ждём курсантов на ялах, которые будут сопровождать нас к причалу, устроив, таким образом, небольшой парад. Подошли курсанты, заняв место за нами, и мы двинулись к центральной пристани Великого Устюга.
Ветер, до этого дувший на всё время в лицо, выдувая из нас последние остатки тепла, смилостивился, и мы смогли поднять паруса. И вот, под парусами, в сопровождении ялов с курсантами в парадной форме, мы стали подходить к пристани. Заиграл оркестр, над рекой полился колокольный звон. На берегу нас встречала толпа празднично одетого люда с развёрнутыми знамёнами. Даже меня проняло.
Пришвартовавшись, мы отведали хлеб-соль, запили квасом из братины. Под белы рученьки по высокой лестнице нас сопроводили бабушки в национальных костюмах.
Здесь, на высоком берегу Сухоны, устроили пляски, после чего, с командой барабанщиков во главе и курсантами речного училища в качестве замыкающих, наша команда двинулась по одной из центральных улиц города к памятнику Семёну Дежнёву, стопами которого нам предстоит пройти.
На площади у памятника состоялся непродолжительный митинг, после чего мы пошли в храм, где был отслужен торжественный молебен.
Встреча поразила размахом, искренней радостью и теплотой. Отстояв молебен, мы отправились в вотчину главного бренда Устюга – Деда Мороза. Находится она километрах в 20-и от города и представляет собой огромный сосновый бор на берегу. Пройдя по тропе сказок, где все веселились как дети, мы пришли в огромный терем – дом Деда Мороза. Когда мы осмотрели покои, к нам вышел хозяин, которому мы поведали о нашей экспедиции. Удивило то, что это не выглядело глупо и встреча прошла вполне естественно.
После встречи, в очередной раз, по-хорошему поразил и растрогал Грабовский, позвонивший своей невесте и попросивший Деда Мороза сказать ей пару добрых слов. Не знаю, приняла ли Димина невеста всё это за розыгрыш, но он записал весь разговор на видео и теперь располагает неоспоримыми доказательствами подлинности её разговора с Дедом Морозом. Отобедав в местной столовой, мы пошли на встречу с детьми, у которых летний лагерь расположен в вотчине. По сформировавшейся в Тотьме традиции, я свалил и проспал до конца общения.
Вернулись в город на осмотр. Чудесная рассказчица-экскурсовод не стала мучить нас большим количеством дат и цифр, ограничившись необходимым минимумом, и всё время, отведённое экскурсии, рассказывала легенды, местные предания и интересные были-небыли из многовековой истории города.
В монастыре на месте слияния Сухоны и Юга, образующих Северную Двину, обнаружил икону Св. Лаврентия. Лик на иконе оказался как две капли воды схожим с нашим Кириллом. Сходство поразительное.
После напряжённого дня был ужин, на котором решили, что спать в общаге речников на панцирных сетках никто острого желания не испытывает. Метнулись в магазин и отправились снова к Деду Морозу, у которого есть ещё и гостиница. Наш пострел везде поспел, и подарки раздавать и отельчик содержать. Просидели до трёх, но ещё целых три с половиной часа потом проспали в хороших кроватях.
Из «Дневника арктического юнги» Алёны Ватбольской, матроса «Св.Николая», приходящей музы
В 8 все были на кочах — готовились к входу в город, а по простому наводили марафет, т.е. распихивали по углам вещи, к счастью, гости в рундуки вряд ли заглядывать будут.
Приняли на борт еще 4 членов экипажа, которые пойдут дальше на участке Великий Устюг — Архангельск, быстренько их обмундировали в фирменную одежду, а тут на подходе к нам показалось речное училище в полном составе: «Заря» с руководством и 5 ялов с матросиками.
Капитаны начали переживать, что если мы поднимем парус, то ребята на веслах на ялах за нами не успеют, ветер-то попутный. Общими усилиями торжественно вошли в город, где нас уже ждали. Да так, как мы и не ожидали: с хлебом-солью, чаркой кваса, песнями и плясками. Ух!
Вместе с горожанами прошлись по центральной улице до памятника Семену Дежневу, ведь по одной из версий он родился именно здесь — в Великом Устюге. И стоять здесь для нас — великая честь.
Тимофею, начальнику экспедиции, вручили мешочек с великоустюгской землей, который пойдет с нами дальше до самого мыса Дежнева на Чукотке в 2013 году. Трогательное приветствие главы города и начальника училища тронули за живое. А еще не верилось, что все это в нашу честь происходит!
От нас ответное слово держали Тимофей и Ирина Рябухина, председатель Комитета по спорту и туризму Чукотского АО, которую мы называем мамой проекта.
В память о речном училище и Устюге нам подарили деревянных матросиков и еще одного большого, в котором пряталась чарка водки «Дежнев». Ее было велено выпить на мысе, когда проект завершиться.
После митинга мы разделились: часть отправилась в храм на панихиду по Семену Дежневу, а часть перегонять кочи от набережной на охраняемый пирс речного училища, но мы все встретились у Деда Мороза на вотчине на тропе сказок. об этом ни в сказке сказать, ни пером описать, а только один раз увидеть и самому попробовать!
Побродили по терему и главного там тоже нашли, он нам дипломы вручал именные, что, мол, были у него и его живьем видели. А ко мне, как и все, знающие русские народные сказки, пристал с банальным вопросом «Аленушка, а где ж твой Иванушка?». Как пришло время фотографироваться, оказалось, что внучка-то его "в отпуске", с удовольствием заняла ее место на троне, даже уговаривать не пришлось.
Мы проникли в дедоморозовскую гардеробную. Ну и шмоточник же он!