Из Дневника матроса Волобоя, по прозвищу Паганель, кока и завхоза «Св.Николая»
Итак, сегодня первую половину дня мы провели в древнем городе музеев и мореходов, как он себя позиционирует. Старая Тотьма известна с 1137 года, то есть на 10 лет моложе Москвы. Почему же город, расположенный так далеко от моря стал вдруг городом мореходов? Потому, что был он населён купцами и авантюрными людьми, которые по нужде или из жажды наживы и любопытства на рубеже 18—19 веков не боялись отправляться далеко на восток, к берегам охотского моря, и далее – открывать Алеутские острова, колонизировать Аляску в целом Русскую Америку. Именно отсюда родом Иван Кусков, основатель Форта Росс в современной Калифорнии.
На зарабатываемые деньги (коих было не мало) купцы строили храмы в родном городе. И стремились сделать их как можно боле нарядными и связывали их с морской тематикой. Храмы очень необычны, хоть и можно их причислить к стилю барокко, они всё равно имеют свои неповторимые особенности в виде украшения стен картушами – эти узоры напоминают рамки из оформления древних карт. Также в украшениях постоянно встречаются элементы морской тематики, практически тотемский «мануэлино». Немногие из построенных храмов сохранились, но те, что уцелели, горделиво возвышаются над городом. К сожалению, во времена правления советской власти большинство из них сильно пострадало, и действуют только 2 храма из 6. Остальные либо просто заброшены, либо используются в качестве музеев, причем организация музейного дела на очень высоком уровне.
В Церкви Входоиерусалимской сейчас расположен музей мореходов, рассказывающий о славных купцах и их экспедициях. Самый поразительный экспонат это, конечно, не макеты кораблей, не шкурки черной американской лисы, которые привёз Иван Кусков и даже не сохранённый с ХХ века автомат по закупориванию бутылок (в церкви ранее находился ликероводочный завод), а гигантский и совсем не круглый глобус из папье-маше.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы расположился музей церковной старины, с богатой коллекцией икон, и что совсем удивительно, – деревянной церковной скульптуры, столь не характерной для русской православной церкви.
В Тотьме и впрямь много музеев. Один из самых примечательных — это открытые фонды краеведческого музея, расположенные в комплексе Спасо-Суморина монастыря. Перед заходом туда мы погуляли по монастырю, начался дождь, но это не остановило нас от посещения смотровой площадки на монастырской стене. Преподнеся цветы памяти И. Кусково, чья могила находится в монастыре, мы решили всё же укрыться от дождя в вышеупомянутом музее. Какого же было наше разочарование, когда внутри не оказалось света! Мы уж думали зажечь лучину в старинном подсвечнике, но всё же электричество пошло спустя небольшое время.
Преимущество экспозиции в виде открытых фондов в том, что видно всё многообразие и уникальность казалось бы самый обычных бытовых предметов. Наши предки не знали конвейерной сборки, каждая вещь отличалась не штампом с серийным номером, а была по-настоящему единственной в своём роде, прекрасная со всеми своими недостатками и заусеницами. Поэтому, когда заходишь в комнату, по стенам которой развешаны сотни различных прялок, то можно провести там весь день, рассматривая каждую. Но комнат то много, и вот уже взгляд прикован к резным формам для печатных пряников, или к ковшам для варки пива, а у стеллажа с местными изразцами 17-18 веков время просто останавливается, так как каждый из них – история, небольшой законченный сюжет, и если составить их все в нужном порядке, то можно прочесть эту керамическую, поблёскивающую книгу и перенестись в далёкое прошлое.
Увы, на это, естественно не было времени, поэтому я остался в настоящем и отправился далее со всеми в дом-музей И.Кускова. Это неординарный купец и первооткрыватель. Его движущей силой на восток, к берегам неизведанной Америки было неутомимое желание побыстрее скрыться из Тотьмы и найти средства, чтобы расплатиться с гигантским долгом, который он талантливо успел заполучить к 22 годам. В итоге он не только долгие годы прожил на Аляске, расплатился с долгами, но и основал Форт Росс в Калифорнии, где прожил около 10 лет. Свои последние годы он провёл в Тотьме, в доме, где теперь силами выдающегося краеведа С. М. Зайцева организован музей.
На главной площади установлен очень интересный памятник первопроходцам и мореходам. На постаменте стоит, устремившись вдаль корабль, напоминающий наши кочи, корпусом которого служат сложенные ладони, а в парусе читается силуэт Тотьмы.
Сам город является теперь для меня олицетворением всего самого лучшего, что можно себе представить, услышав словосочетание «русская провинция» или «уездный город». Это и гостеприимство жителей, и аккуратное ведение хозяйства: все дома и огороды просто образцовые, и малоэтажная архитектура, и сам дух места. Хочется остаться здесь и никуда больше не уезжать. Но нам предстоит ещё длинный путь, поэтому около 9 вечера мы отчаливаем от тотемской земли и устремляется дальше, вниз по течению.
Из Дневника матроса "Святителя Николая" Дмитрия Афендикова.
Весь день в Тотьме. Проснулись в 08:30. Тяжело вставать по будильнику. Ощущение, будто опять что-то кому-то должен. Наверное, этот диссонанс спровоцировал неважный настрой на весь день.
Позавтракав, отправились по музеям. Их в Тотьме шесть или семь, что в расчёте на одного жителя, ставит этот город на лидирующие позиции в мире. Днём, конечно, городок смотрится значительно более выигрышно. Подстригают травку, ремонтируют храмы, строят стадион. Местным властям, хоть и с трудом, но удаётся изыскивать средства на развитие города.
Что особенно запомнилось, так это однообразие лиц. Сильно отличаются местные жители от москвичей, даже если отбросить разницу в количестве типов. У местных черты лица крупные, массивные, нос – укрупнённый в нижней части, скулы мощные. На мой взгляд, привлекательных женщин мало. Костяк в основном широкий. Мальчики резко переходят от вида юношей к мужчинам, промежуточных стадий почти нет. Женился – через полгода мужик. Нет молодых мужчин, мужчин в расцвете, есть юноши и мужики. Это не значит, что тут нет интеллигенции, и есть только работяги, просто, по-видимому, единообразие образа жизни порождает однообразие видов. Плюс небольшой генофонд.
Теперь немного о городе и его истории. Итак, как я уже отмечал, первое упоминание о городе датировано 1137 годом в новгородских летописях. По большому счёту это лукавство. Это как с Казанью, где на месте города раскопали поселение, и анализ показал, что ему около 1000 лет, — вот вам и основание праздновать тысячелетие.
Тут, конечно, честнее – в летописи зафиксировано, но с 1137 года город переезжал с места на место пару раз. Чётко тотьмичи ведут свою историю с XVI века. Собственно, период с XII по XVI – тёмные века. Вот с XVI – тут всё в порядке. Итак, в XVI веке обнаруживают соль, город дрейфует вверх по течению Сухоны, поближе к солеварням и строится настоящая Тотьма. Соль – основа экономического благополучия. (Строгановы, хозяева Сибири, выходцы из этих мест.) зарегистрированный слоган города: «Тотьма – соль земли русской».
Следующий этап развития города, как всегда, — деятельность П.А. Романова, который, во-первых, спровадил сюда в монастырь свою первую жену Лопухину (потом её и отсюда выслали — родственник местным воеводой был) и, во-вторых, развил тут бурную деятельность по постройке флота и подготовке моряков. Отсюда второй слоган: «Тотьма – город моряков». Ну, для этого есть реальная база – И.А. Кусков, основатель Форта Росс не далеко от Сан-Франциско. Форт этот впоследствии продали какому-то швейцарцу за 30 тысяч рублей, из которых Россия не получила ни копейки – широкая душа.
Музеи очень интересные, с любовью созданные, хоть и небольшие и, учитывая наш особый статус, распахнутые для нас до самых своих недр.
К полудню захмурилось, стал накрапывать дождь, который скоро сменился ливнем. Рогожин недобро посмотрел на мою бритую физиономию и разразился длинной тирадой на предмет отщепенцев, которые позволяют себе бриться во время экспедиции, которая свелась к жёсткому требованию сдать станок.
После обеда у нас была встреча с детьми, которые откровенно позёвывали, слушая рассказ о целях, маршруте и местах проведения экспедиции, и оживились только при показе роликов из ранних походов. Особенно забавлял детей спящий доктор наук, брови которого пытались маскировать закрытые глаза. Спустя полчаса после начала встречи, я потихонечку сбежал и проспал в холле до конца мероприятия. После встречи посетили краеведческий музей и музей иконописи и православия.
К концу дня затарились едой и отправились грузиться на кочи. Только ступив на борт, я понял, как мне надоела суша, почувствовав себя дома. Отошли от Тотьмы часов в восемь.
Пока мы посещали музеи и осматривали город, Кирилл возился с мотором, делая плановое ТО, и принимал делегации тотьмичей, желавших осмотреть суда и сфотографироваться на их фоне. местное сарафанное радио мигом разнесло весть о нашем приходе по всему городу и большая часть населения решила нанести нам визит. Так что Кирилл буквально разрывался на части, чтобы и приглядеть за посетителями и провести регламентные работы.
Естественно, после отплытия, нам было необходимо отметить возвращение в привычную среду обитания, что мы с успехом проделали, раздавив бутылку рома. Из закусок Алексей выдал нам только пару шоколадок и полпакета пряников. На настойчивые намёки о колбасе, перешедшие в ультимативные требования выдать нам её немедленно, никак не реагировал, переводя разговор в другое русло. Так и не угостил мужиков колбасой. Завхоз. Кремень. Сцуко.
Остановились на ночёвку километрах в двадцати от Тотьмы посередине реки, что практически избавило нас от комаров. Рогожин разбушевался и объявил побудку на 06:30, выход в 07:00 и чтоб обязательно на вёслах. Противоборство встречал грозным молодецким рыком, обещая показать нам место в окрестностях, куда Макар телят не гонял. Мы, с подвыпивших глаз, ржали и обещали непременно всё исполнить, но попозже.
Из записок на «полях» Рыжего Командора
Если меня попросят охарактеризовать одной фразой мои воспоминания и ощущения от Тотьмы, я смело и не задумываюсь произнесу, пусть заезженную, но, как нельзя четко отражающую суть «Культурный шок!».
Еще раз только вдумайтесь: российская глубинка, Вологодская область, село 10 000 человек и… 6 музеев! И, каких!
Общаясь с экскурсоводами и очень приветливыми сотрудницами комитетов по туризму (районного и областного), я, поистине был шокирован их уровнем, как специалистов. Мало любить профессию, ей еще надо владеть! Все женщины специалисты очень высокого уровня, причем без скидок «на провинциальность». Скорее, любая из них может совершенно смело занять свое место в любом из центральных музеев или научных центров. Знание истории своего края, знание традиций, знание предметов… В музее церковной утвари очень мощная подборка экспонатов, и экскурсовод, владеющая знаниями и по истории русского православия, и по церковному быту, утвари, иконописи.
Музей Кускова – музей, который, по моему мнению, необходимо посетить каждому из нас, и лучше с детьми! Ибо, это живая история калифорнийского Форта Росса! История которого, если и известна нам, то только по рыбниковской рок-опере «Юнона и Авось». А, корни где? Корни в Тотьме! И, снова экскурсовод и краевед волей Божьей!
Морской музей – я их видел с десяток. И, тотемский, пусть и немного скромен экспозицией, но выглядит достойно.
Музей открытого хранения фондов. Вот, пожалуй, здесь нас накрыло всех и по полной!
Что вы обычно ожидаете от посещения музея? Какие там у вас внутри ощущения? Правда, же всегда все по-разному, и нельзя сказать, что часто мы испытываем восторг. Ну, что-то узнали, ну прикоснулись к истории. Так сказать, исполни долг гражданина своей страны, соприкоснулись. Почерпнули знаний. Ну, музей, ну экскурсовод с серым лицом и монотонным голосом. Бабушки-хранительницы, тихие и мышевидные «В Греческом зале, в Греческом зале….»
Скрываемся от дождя в здании монастырского каре. Полутьма, свет вырублен. Попадаем в старинный дом с антуражами 18-19 века. Простой, без вычурности, мутные окна (я уж часом подумал, не слюда ли). Прохожу из комнаты в комнату, отдергиваю тяжелые шторы, чтобы дневной свет хоть как-то помог разглядеть все вокруг. В полумраке обнаруживаю, что все вокруг от пола до потолка заставлено деревенской утварью. Включают свет. Постепенно начинаем всматриваться и осматриваться. Прялки – 600 штук! РАЗНЫХ! Ни одной одинаковой! Запчасти для ткацких станков – великое множество, все разложено по полочкам! Все подписано! Ложки-поварежки – во всю стену! Туиски, короба, прочая плетенка – стеллаж!
Все время я ловил себя на мысли, что я не в музее! Я в нормальной такой лавке 19 века. Или в мастерской. Пришел за зап.частью к ткацкому станку – у любимой шпилька сломалась. Все можно аккуратно, но трогать, все разглядывать. Печати для пряников, печати для росписи тканей, печные изразцы, посуда разная…. Чего там только нет! И, ужасное желание достать денег из кармана, и произнести: «Мне, пожалуйста, вот ту прялочку, синенькую!»
Очень много общались о развитии. В Тотьме есть свое музейное объединение, которое хотя и относится к Министерству культуры, но живет в дружбе и согласии с Комитетом по культуре. Планов и идей громадьё – и по развитию экспозиции, и по интерактивным проектам, когда можно будет не только посмотреть и потрогать, но и попробовать все в работе.
Конечно, немного обидно, что на сегодняшний день туризм в Вологодской области у нас ассоциируется с Дедом Морозом в Великом Устюге (хотя, Устюг тоже покорил, дальше и о нем мы расскажем), а Тотьма малознакомый объект. Но, уверен, что у этого уездного городка с Великим прошлым будет обязательно Светлое будущее. Да, и сейчас она выглядит значительно лучше и добротнее многих других сел и малых городов России!
В Тотьме ОЧЕНЬ много (по обычным меркам) сохранившихся церквей и колоколен! На часть из них мы успели подняться и полюбоваться Тотьмой и окрестностями с высоты птичьего полета! КРА-СО-ТА! Думаю, что когда какому-нибудь из горожан становится плохо и грустно, он залезает на самую верхотурину, со своими грустными мыслями, смотрит вокруг… И, через какое-то время его отпускает! Не может не отпустить от такой лепоты!
Конечно, огорчает, пока отсутствие нормальной инфраструктуры, но необходимый минимум и гостиницы, кафе, магазинов имеется.
Еще одна маленькая заметка. Именно рядом с Тотьмой, на Дедовом острове, два года назад был создан детский (молодежный) лагерь путешествий и приключений Фёдора Конюхова. Под его патронажем, с помощью местных и приезжих преподавателей обучаются ребятки в возрасте от 8-9 до 16 лет основам туризма и путешествий. Достаточно разносторонне. Планов у Федора, как нам рассказали, тоже предостаточно. Хороший и добрый пример частной инициативы порадовал.
По-хорошему бы, в Тотьме задержаться бы еще на пару дней, посетить окрестные деревни, да место, где стояла до 17 века Старая Тотьма, но, думаю, это обязательно случится!
И, еще одна приятная деталь: нашли разливное пиво «Семён Дежнёв», которое, конечно же не преминули купить! И, позволю выложить еще ряд фотографий самой Тотьмы, которой не могу до сих пор налюбоваться!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Может быть. Мы на слух от местных записали. Надо будет покопаться в документах. Право, интересно самим стало!