Чердынь

Чердынь

LAT
  • 60.40274N, 56.48637E
  • Я здесь был
    Было: 11
    Хочу посетить
    118

    7 материалов,  193 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    1
    Telcontar
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 9 сен 2010

    Остров Чердынь

     
    9 сентября 2010 года|| 4| 24681

    Вот путевые заметки о Пермском крае. Однажды, в середине июня, я и моя спутница побывали в Чердыни, Покче, Ныробе, Красновишерске и на Полюдовом Камне.
    И пусть этот отчет будет не скучным повествованием о пройденных милях, а чем-то вроде краеведческого очерка.

    Собор Воскресения Христова и гора Полюд

    Есть еще на планете края, где леса — синие безбрежные моря, где человеческие селения — острова, а темные холодные реки - это нити, которые собирают острова в архипелаг. И хорошо, если, забравшись на мачту-колокольню, за волнами холмов, барашками известковых скал, туманами и грозами можно разглядеть соседние селения. И никогда — иные архипелаги.

    Безжалостные к чужакам комары хранят местные моря лучше акул и пираний. Маленькие дети покрыты укусами с ног до головы, а взрослые аборигены как будто приобретают иммунитет и становятся несъедобными.

    Их пироги — узкие остроносые просмоленые лодочки, черные, как шкурка крота. Их Кон-Тики — плоты и плоскодонки первых поселенцев, шедших со всем скарбом от переволок.

    Их древние боги и герои не умерли, а стали каменными глыбами, высокими утесами, ясными родниками, голосами речного омута.

    Есть в камских верховьях остров Чердынь.

    МУЗЕЙНЫЙ ЗАПАСНИК

    Раньше, чтобы добраться до Перми, люди ждали весны, сколачивали баржи и отдавались на волю талых вод. Спустя десяток километров спокойная и полноводная Колва смешивается со светлой горской красавицей Вишерой. Еще один переход — и среди заболоченных лесов Вишера принимает Каму. Потом, на протяжении 250 километров по берегам попадались бы редкие пристани — Усолье и Соликамск, давно сгинувший купеческий Дядюхин, Чёлва, Чермоз, Слудка, Добрянка и Полазна.
    Теперь автобус проходит расстояние от краевого центра до Чердыни за 5 часов, а между Пермью и Соликамском раскинулось искусственное озеро.

    Чердынский вокзал

    20 лет назад в Чердынь и лежащие к северу от неё поселки летали пассажирские бипланы - «кукурузники». Сегодня аэропорт заменяет сколоченное из бревен и досок здание автовокзала. К 6 вечера репродуктор объявляет последний автобус, и вокзал пустеет до утра. Автобус может доехать до Ныроба, может быть — прорвется чуть-чуть дальше на Север. Но в верховья Колвы уже никто не ездит и не летает — остатки старинных деревень, по словам рыбаков, почти скрылись под двухметровыми травами и заросли ивой.
    В прошлом году вездеход из Ныроба прорывался к Печоре больше суток.

    Вокзал и небольшой рынок — центр города, население которого едва превышает 5 тысяч человек. Пройдись по его улицам. Кирпичные двухэтажные особняки позапрошлго столетия соседствуют с деревянными избами. Здесь — красивый наличник с орнаментом. Здесь — почти упавший забор. Здесь дом сгорел и никто не вернулся на пепелища.
    Кажется, здесь нет и не было проблемы спасения исторического наследия от новостроек — свой последний расцвет город пережил столетие назад. Ушли знаменитые купеческие фамилии. Отсутсвие хорошей работы, климат и удаленность от столиц уберегли старую Чердынь лучше, чем всевозможные общества охраны памятников. Вот и стал городок не то музеем самого себя, не то пыльным музейным запасником, экспонаты которого умирали своей жизнью и только-только начинают возвращатся на витрины.

    С ВЫСОКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

    Часовня над простором

    Чердынь находися на правом — высоком берегу Колвы. Через реку — равнина, десятки километров тайги и первые вершины Северного Урала. А между городом и рекой стоят форпосты трех храмов и одна очень живописная часовня. В церкви поменьше находится учреждение с удивительным названием «Музей истории веры». Самая большая церковь еще реставрируется, но, спросив разрешения у батюшки, можно поднятся на колокольню и оглядеть чердынский остров.
    Прямо за покосившимся крестом — Полюд-камень. Скалистая вершина высотой чуть более 500 метров, одинокий дозорынй в авангарде Уральских гор, безоговорочно господствующий над окружающими низинами. Справа, на южной стороне города — земляные валы, контур деревянных крепостных стен. Слева — еще одна каменная церковь, еловые леса и заливные луга. На Западе не видно ни Европы, ни Москвы — только высокие деревья, фрагменты стен, улиц и ржавого цвета городских крыш.

    Вид с колокольни на северную сторону

    Крыши города
    Вы не поверите, но когда-то сокрытая лесами и покусанная комарами Чердынь была столицей. Столицей Великопермского княжества.

    СТРАНА ЗАГАДОК

    С доисторических времен здесь жили люди. На каком языке они говорили и к какому народу принадлежали? Были ли они предками финнов, удмуртов, коми и венгров, или же первые обитатели Прикамья не оставили после себя потомков? Редкие находки в курганах не дают ответа.
    Быт тех охотников и собирателей был довольно беден, но Строгановы, в своё время, собрали большую коллекцию «Закамьского серебра» - восточных блюд и монет, неведомыми путями попадавших на Урал. Мы мало знаем об их богах, но придуманный этим народом Пермский Звериный стиль для магических атрибутов до сих пор поражает воображение (Чтобы взглянуть на таинственные металлические бляхи, не надо далеко ехать - достаточно посетить Исторический музей в Москве). Изображенные тут и там ящеры — существа, похожие на крокодилов, птицеголовые или крылатые люди, странные предметы в руках божеств тревожат душу искателям необъяснимого.

    Бронза, литье 15,7 х 7,5 см . пос. Курган Чердынский р-на Пермской обл. Хранится в Чердынском краеведческом музее. Иллюстрация отсюда

    VIII-IX вв. Бронза, литье. 6,1 х 5,4 см с. Лимеж Чердынский р-на Пермской обл. Хранится в Перми Иллюстрация отсюда

    Скандинавы назвали эту страну Бъярмия, и рассказывали о ней всякие небылицы.
    Арабы использовали топонимы Вису и «Страна Чолманская» и тоже рассказывали небылицы.
    Что означают имена «Пермь», «Бъярмия», «Вису», «Чолман» и уже знакомое нам название Чердынь? Никто не берется определить точно.

    ПЕРВАЯ КОЛОНИЯ

    Достоверно известно, что с конца I тысячелетия на Колве, Каме и Вишере появляются финно-угры (т.н. «Родановская культура»). Родановцы — это уже прямые предки коми-пермяков (коми-морт). Возможно, что и Звериный стиль принадлежит именно им. Прародина финно-угров окружена такой же тайной, как и прародина индоевропейцев. Жили себе где-то, а потом вдруг расселяются на огромном пространстве от Енисея до Дуная. И разносят повсюду свой язык и свои имена. Положите рядом две карты — Пермского края и Европейской части РФ. Поищите закономерности в названиях. На пермской карте несколько населенных пунктов, оканчивающися на -кар и -кор. Кудымкар, Майкор... А на карте России найдете Сыктывкар и менее очевидные Чебоксары (чувашское название — Шупашкар). КАР - это укрепленное городище. Крепость. В Пермском крае бесчетное число рек оканчиваются на -ва. Колва, Сылва, Шаква, Гайва... Посмотрите теперь, как называются реки обеих российских столиц!

    У воды

    К XI веку относятся первые пермяцкие находки в Чердыни (а сколько лет коми жили там до этого?). Спустя некоторое время в речных долинах начинают селится русские, и Чердынь становится центром огромного, но очень малюдного княжества. Идут войны. С разбойниками-вогулами, что совершали набеги из-за Камня и, позже, составили ядро Кучумова царства. С казанскими и сибирскими татарами, с ногаями, с московитами, вспомнившими о Перми после захвата Новгорода и тут же покончившими с её независимостью. Иноязычное пермяцкое население составляло большинство, поэтому Пермь можно считать первой колонией Москвы.
    Каждый раз враги оказывались под стенами города, но с 70-х годов XV столетия, когда были выстроены новые стены — Чердынь ни разу не была взята.
    Столица княжества, а потом — административный центр московских владений, Чердынь процветала, пока через неё шло сообщение с Сибирью. Когда же появилась более прямая дорога от Соликамска, первому городу на Урале остались лишь ремесла да торговля лесом. Чем живет Чердынь сейчас, не могут определить даже её жители...

    ЧЕРДЫНЬ И ЛИТВА

    Та белая церковь, что стоит на холме к Северу от колокольни - собор Иоанна Богослова Богословского монастыря. Простой, невысокий, со старой оградой, огородом и монастырским кладбищем. Неописуемо красивый и торжественный, сошедший с картины Левитана. Вот матушка отворила дверь, провела по зданию и рассказала, что каменная церковь построена на месте первой, деревянной. А деревянная, если верить Иванову, была поставлена еще при князе Михаиле.

    Собор Иоанна Богослова

    Монастырское кладбище

    Религиозная история Чердыни драматична.
    В конце XIV века Пермь Великую крестил современник Сергия Радонежского Стефан Великопермский. Только вот на Каме и её притоках миссионер не был — Пермью Великой тогда называлась територия нынешней Республики Коми. Коми-пермяки оставались язычниками: поклонялись кулям - духам леса и воды, верили в ящера Гондыра, в доброго бога Войпеля и почитали Золотую Бабу. Многие из первых русских колонистов намеренно уходили от христианизации Новгорода — они принесли в Прикамье Перуна и Велеса.
    В середине XV столетия в Чердыни служил Питирим — то ли успеха не добился, то ли, напротив, переусердствовал. В 1455 он бежал в Усть-Вым и был убит вогулами.
    Епископ Иона и его последователи взялись за дело более основательно, но добились несколько странных результатов. Одни пермяки продолжали в тайне уходить в лес, приносить жертвы Войпелю и Перуну (таки случаи бывали вплоть до XX века). Другие сумели «одомашнить» чуждых богов — получила мощное развитие деревянная религиозная скульптура.

    Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду – синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию" Фотография и текст - отсюда

    Нечто подобное пермской скульптуре я видел тем летом... в Литве! Там тоже произошло смешивание христианства и языческих традиций, тоже были густые леса и там тоже гордятся своей религиозной скульптурой. Фотографировать в музее было строго запрещено, но я нашел момент и щелкнул наиболее тронувший меня экспонат.

    Богородица. Хранится в Вильнюсе

    Ныне языческая традиция коми забыта. Уходят последние сказители былин, знатоки народных песен и обрядов, оставляя простор для творчества реконструкторов. Культура немногочисленного народа ускользает недосказанной и недопонятой.

    Продолжение: 2. Покча. Забыты в XIX веке 3. Ныроб отдаленный и не столь

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый ✈️ по направлению Чердынь
    сообщить модератору
      Наверх