Но можно и выехать за город. В Версаль, например. На электричке. Это небольшой городок, пригород Парижа, выходишь с поезда и даже если не знаешь, куда идти дальше, не потеряешь, надо просто присоединиться к другим туристам. Даже если вы все тут в первый раз, чутье путешественника выведет вас куда надо. А может и не чутье, а заботливо установленные муниципалитетом указатели: дворец – там.
И вот в отдалении показывается тот самый Версальский дворец. Ничего эдакого в нем нет. Во всяком случае, снаружи не видно. Вся красота внутри. Анфилада залов, посвященных античным богам, спальни королей, зал Наполеона, учебный зал Людовика XV с глобусом. Довольно-таки любопытно, но плохо видно, потому что передвигаться приходится по узкому коридору, отведенному для посетителей, а посетителей там тысячи!!! И всем хочется запечатлеть через головы других туристов кусочек королевской спальни.
Людовик XIV хотел построить дворец совершенно необычный, который бы свидетельствовал о величии и достижениях Франции. Так что на оформление дворца были брошены лучшие художественные силы, роспись на стенах и потолках, гобелены, великолепные ткани, мебель, покрытая золотом. Чтобы слава о великолепии дворца и могуществе короля распространилась по всему миру, король организовал дворец так, что тронный зал располагался в конце всех залов, и чтобы попасть туда, послам иностранных государств приходилось пройти через весь дворец и попутно набраться впечатлений.
Но и этого было недостаточно, требовалось еще что-то, какая-то изюминка. И король задумал зеркальный зал. Дело в том, что зеркала делались до того времени только в Венеции и стоили безумных денег. Но французские мастера уже нашли свое решение и сами научились делать зеркала, не искажающие смотрящего в них. Семнадцать зеркал, а это было очень много для того времени, расположены на стенах зала длиной 75 метров прямо напротив высоких в пол окон, выходящих в парк. Таким образом, помещение увеличивается за счет широких просторов парка с одной стороны и их отражения с другой. А вечером загораются стоящие вдоль стен канделябры на золоченых подставках, и уже их свет множество раз отражается на зеркалах. Я уже не говорю о богатой росписи потолка, изящных скульптурах в нишах стен, великолепных хрустальных люстрах. Зрелище должно быть потрясающим. Настоящая королевская роскошь.
Ну и конечно сам парк. Человека, который придумал планировку парка, ставшую образцом для подражания во всем мире, Король-Солнце переманил у своего министра, господина Фуке. Тот тоже любил роскошь, и пользовался для ее создания государственными деньгами. У него тоже был дворец под Парижем и чудесный сад, разбитый ландшафтным дизайнером Ленотром. Король побывал в гостях у Фуке, понял, откуда тот взял деньги на такую красоту, министра арестовал, дворец конфисковал, чтоб другим неповадно было быть богаче короля, а садовника взял на работу к себе и поручил ему работу над Версальским парком, который так же, как и дворец, должен был служить прославлению короля.
Парк имеет структуру, названную позже «французским». С четко ясной структурой, деревья и кустарники подстрижены, цветы высажены в определенной последовательности, что все вместе создает невероятно красивый в своей правильности ансамбль. Кроме того, эта структура подчеркивает силу власти короля: все аллеи парка ведут к основной аллее, а затем и ко дворцу, статуи античных героев напоминают о сходстве и равнозначности им короля. Ну и, конечно, система фонтанов. Никакого большого водоема по близости не было, воду приходилось постоянно накачивать, поэтому фонтаны работали не целый день, как в Петродворце, а только по особым случаям, когда король изъявлял желание прогуляться. Они и сейчас работают только в определенные дни и часы. В момент, когда их включают, публика собирается на террасах и аллеях и наблюдает, как они начинают работать под музыку того времени. Выглядит все очень торжественно. Затем одни фонтаны выключают и включают другие в другой части парка. Так можно бегать от одного к другому, ловить момент включения.
По парку можно ходить хоть целый день, такой он большой и интересный. А лучше даже взять велосипед и просто ездить по нему. Чтоб ноги не устали. А то вот так находишься, вроде, все посмотрел. Потом раз, смотришь, еще что-то интересное в кустах. И ходишь так до бесконечности. Например, до Трианона, где Мария-Антуанетта выращивала овощи, я так и не дошла, устала.
А ведь еще есть Фонтенбло и тот самый Во-ле-Виконт, который вызвал зависть у Короля-Солнце и подкинул ему идею о создании собственного дворца с парком.
Но это все на потом. Пока надо дообследовать Париж. Снова на электричку и назад, в столицу.