Огорченные завтраком донельзя, в половину девятого мы вывалились из гостиницы в надежде поднять настроение от достопримечательностей Лиссабона.
Поскольку мы с начала дня располагали "Lisboa card", то весь общественный транспорт оказался в нашем распоряжении. С площади Rossio автобус маршрута 37 за несколько минут доставил нас ко входу в городскую цитадель, на входе в которую мы заплатили, благодаря карточке, 2.10 евро вместо трех. Будучи первыми посетителями твердыни, открывшейся ровно в 9 утра, мы могли без помех воспользоваться смотровыми площадками, и поспешили к бастионам на краю обрыва.
Холм, на вершине которого мы оказались с давних пор служил опорным пунктам всем, кто правил Лиссабоном. Первая крепость появилась здесь в 138 году до нашей эры, и потом тут возводили укрепления римляне, вестготы, арабы. Свой нынешний вид бастионной облицовки возвышенность стала приобретать с 1148 года, после того как король Альфонсо (Alfonso Henriques) вытурил отсюда мавров.
Даже если читатель не является любителем средневековых стен и башен, я все равно рекомендую ему забраться сюда, желательно рано утром, чтобы увидеть восхитительную панораму города в лучах солнца и порывах свежего ветра. Прекрасен Лиссабон в утренней тишине, когда красные крыши домов устилают пространство до самого горизонта, а широкий разлив реки Тежу пронзает золото восхода.
Особенно приятно было смотреть на красоту без участия кого-либо еще, и хорошо, что мы управились до прибытия первых автобусов с японскими туристами, мигом заполонившими смотровую площадку. С их появлением мы почли за лучшее перебраться поближе к укреплениям, по которым лазали следующий час: я в восторге, а свет моих очей без такового, но за компанию. Путеводители дружно утверждают, что замок Святого Георга основательно пострадал во время катастрофического землетрясения 1 ноября 1755 года, то есть почти ровно 250 лет назад. Возможно, это и так, но в настоящее время разрушений не заметно. Наверное, все прорехи уже отреставрировали. А ведь стихия тогда разгулялась не на шутку, тремя толчками стерев с лица земли половину города, да еще накрыв развалины мощнейшей приливной волной. Хуже всего пришлось, наверное, ревностным прихожанам, собравшимся попраздновать день всех святых, и оставшихся погребенными под развалинами рухнувших церквей. Не имея точных данных, современники утверждали, что число погибших доходило до 15 тысяч. Вот так в течение пары часов облик португальской столицы изменился до неузнаваемости, чтобы потом поменяться вновь, после того как премьер-министр короля Jose I, ставший потом маркизом де Помбаль (marques de Pombal) предложил план новой застройки города. "Похороним мертвых и позаботимся о живых", — высказался этот чиновник и по его проекту Лиссабон был воссоздан заново, приобретя упорядоченную структуру прямолинейных магистралей, с центром в виде площади Rossio.
Практически единственным районом городам, не пострадавшим от разгула стихии, было предместье Белем (Belem), отнесенное на несколько километров к востоку от центра мегаполиса. Справочная литература рекомендует обязательно посетить местные достопримечательности, советуя для переезда к ним избрать трамвай пятнадцатого маршрута, уходящий с площади Commercio (сайт городского транспорта carris.pt/en/index.php) Дорога пролегает вдоль берега реки, так что во время поездки можно наслаждаться панорамой окрестностей, особенно если удастся занять последние места салона, расположенные полукругом наподобие дивана. Время в пути не превышает сорока минут, за которые скучать не приходится ни мгновения, особенно когда трамвай проходит под вознесенным на головокружительную высоту мостом "25-го апреля".