Киев живет ожиданием ЕВРО-2012. Ведь до открытия чемпионата Европы по футболу осталось совсем немного времени (открой city-kyiv.com.ua/uefaeuro2012/ и узнаешь сколько осталось дней, часов, минут и секунд).
Киевляне с нетерпением ждут прибытия многочисленных болельщиков из стран Европы, чтобы оказать им украинское гостеприимство и познакомить их с Великим древним и вечно молодым градом Киевом — символом украинского народа.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что большинство стран Европы – страны католические и поэтому в свободное от футбола время болельщики, которые приедут на чемпионат Европы из этих стран безусловно захотят не только посидеть за кружкой пива в киевских пабах, но и ознакомиться с историческими и культурными достопримечательностями столицы Евро – 2012 и, в не последнюю очередь, с архитектурно – религиозными объектами, связанными с историей развития римско -католической общины в Киеве.
Не сомневаюсь, что их вниманию будут предложены многочисленные экскурсионные туры. Но, в тоже время, среди них найдутся и такие, которые будут в безлимитном режиме знакомиться с избранными объектами своего интереса.
Именно таким болельщикам – туристам, в первую очередь, предназначен цикл из четырех моих заметок на Турбине. Две уже выложены: turbina.ru/q/memo/55786/autho… и turbina.ru/q/memo/55787/autho….
Сегодня я представляю третью часть цикла – о костеле св. Николая, который находится в центре города на улице Большая Василькоская (бывшая – Красноармейская), 75 и всего в двух кварталах от Национального спортивного комплекса (НСК) «Олимпийский», ул. Б.Васильковская (Красноармейская) 55.
Чтобы добраться пешком до костела от НСК «Олимпийский», надо через Физкультурную площадь выйти на ул. Б. Васильковская и по ней уйти влево, желательно по правой стороне по ходу движения и тогда через 600 метров перед вами предстанет костел во всем своем великолепии.
Должен вам сказать, что мимо этого здания невозможно пройти равнодушно. Построенный более ста лет (точнее — 102 года) назад в неоготическом стиле выдающимся архитектором Владиславом Городецким костел Св. Николая поражает изысканной красотой и заслуженно является жемчужиной киевской архитектуры.
Костёл возведен в стилизованных готических формах с высокими стрельчатыми башнями и шпилями, отличается стройными пропорциями, лёгкостью, ясностью композиционной структуры
Если представите, что смотрите на здание храма с высоты птичьего полета, то увидите, что оно имеет форму удлиненного григорианского креста. Этот крест как символ искупительной смерти Христа — первый символизм, который был заложен Городецким в композицию собора.
Строительство костела было начато в 1899 году. За основу проекта была взята конкурсная работа Станислава Валовского, студента Петербургского Института гражданских инженеров. Городецким был доработан проект, выполнена рабочая документация и обеспечено руководство строительством.
Храм возводили 10 лет (1899-1909 гг.) на пожертвования частных лиц. На его сооружение было израсходовано 250 тысяч царских рублей. 6 декабря 1909 года в праздник св. Николая Мирликийского в присутствии генерал-губернатора Ф.Трепова храм был освящен.
В конечном варианте, который мы видим сегодня, костел имеет крестообразную базилику в плане, две башни на главном, западном, фасаде, меньшую, третью – сигнатурку – небольшую башню над крестовиной с колоколом. Храм с габаритами 55 на 24 м. может вмещать от 1800 до 2300 верующих.
На западном (самом живописном) фасаде расположены три входных портала, фронтоны которых украшены фигурами святых и орнаментами,
а в тимпанах установлены барельефы со сценами из жизни святых.
Над центральным порталом находится большое, традиционно круглое, витражное окно в форме готической розы с насыщенным лепным декором,
а над ним, завершая архитектурную композицию фасада, располагается горельеф со скульптурным изображением сцены распятия Христа и с фигурой Архангела Михаила над ним, наступившего ногой на поверженного и покаранного дьявола в виде крылатого дракона. Тем самым в архитектурном образе собора был закреплен очень важный для христиан символ победы Добра над Злом.
В верхней части каждой из двух башен храма на отметке, которая находится посередине между Распятием Христа и фигурой Архангела Михаила установлено по два барельефа апостолов на каждой башне.
Над главным входом в собор находится скульптура Матери Божьей с Младенцем на руках
Еще несколько слов о символах, воплощенных архитектором Городецким в образе здания костела. Если присмотреться, то на фасаде можно заметить ящериц, саламандр в щелках здания и грифонов, которые были избраны Мастером для украшения костела.
Саламандру нередко изображали как символ целомудрия, в христианском искусстве она ассоциировалась с приверженностью к вере и добру. То же относится и к грифонам. В средневековой Европе это существо символизировало двойную природу Христа — божественную и в то же время человеческую. Грифон же (отчасти зверь, а отчасти птица) всегда был сопряжен с силой и внимательностью.
Две башни, которые заканчиваются изящными ажурными стрельчатыми шпилями, имеют высоту примерно 60 метров, при этом высота их внутренних куполов 36 метров.
В целом западный фасад выглядит так
Скульптурную отделку храма выполнил итальянец Элиа Сала, а фигуру Архангела Михаила – чешский скульптор Банашум.
Изнутри Николаевский костел был богато украшен настенными росписями и витражами (уникальные оригинальные витражи, а их было 40, к большому сожалению, не сохранились. В их числе были особо ценные оконные витражи, на которых были изображены св. Николай и сцены Благовещенья, Крещения и Воскресения, варварски разбитые в 30 годы ХХ столетия при попустительстве советской власти. Сначала планировалось на витражах общей площадью 372 кв.м изобразить сцены крещения Исуса в Иордане, Вознесение Господне, Благовещенье и фигуру Св. Николая. Однако, запланированное количество рисунков было увеличено. В главном алтаре три огромных окна с изображением сцен Рождества Христова, страдания Спасителя и Воскресения Иисуса Христа. В правом нефе большой витраж – Благовещенье, в левом – витраж с изображением Св. Николая чудотворца, малые окна – орнамент с молитвою внизу, слева — «Отче наш», справа – молитва Богородице. Витражи были также на хорах костела. При входе в костел даже в пасмурную погоду свет, который пробивался через цветные стекла создавал иллюзию солнечных лучей.
Те же цветные витражи, которые можно увидеть в настоящее время, были изготовлены в советской Прибалтике и установлены в храме во время его реконструкции и перепрофилирования под Республиканский дом органной и камерной музыки.
Произошло это в 1979 году, накануне Московских Олимпийских игр 1980 года ). Так свершилась вторая «культурная революция», о последствиях которой я скажу ниже. (Первая «культурная революция» имела место в соборе св. Александра, когда таким же «волшебным» образом храм превратился в Планетарий.)
В отделке большого зала костела был широко использован мрамор из которого сделали амвон со ступенями к нему и ограду перед алтарем. Среди многочисленных мраморных скульптур особой красотой отличались большие фигуры Иисуса Христа и Девы Марии, подаренные костелу графом Феликсом Собаньским, который привез их из Италии. Стены помещений храма также были украшены лепниной из бетона работы все того же Элиа Сала, в том числе фигурами, из которых до сегодня сохранился только трубящий ангел над входом, которого во время ремонта случайно нашли и установили на старом месте.
Стены храма были частично облицованы снаружи красной керамической плиткой, а крыши покрыты узорчатой марсельской черепицей.
Обязательным атрибутом католического храма был орган, который размещался на балконе над входом. Орган в храме был австрийский.
На башнях в октябре 1904 года установили три колокола, отлитые в Варшаве по специальному заказу. Большой колокол весил почти 2,5 тонны и был установлен на северной башне, второй, весом более 1.2 тонны – на южной башне, и третий, весом всего 41 кг был установлен в так называемой «сигнатурке» (в восточном шпиле).
Сложные условия строительства и архитектурного решения побудили архитекторов применить новаторские на то время инженерные технологии. Инженером А.Э.Страусом впервые в тогдашней строительной практике была предложена закладка фундамента на бетонных сваях, а в конструкциях широко использовался железобетон — новый строительный материал.
Собор стал как бы одним из последних архитектурно — художественных мазков удачно завершивших картину «исторического» Киева, которая создавалась талантливой плеядой архитекторов в эпоху формирования европейского облика города от начала XVII до начала XX века. Костел св. Николай прекрасно вписался в сложившийся к тому времени Киевский стиль, стал доминантой Лыбидьской части города и, кстати, был очень похож на Венский собор "Votivkirche"
Первым настоятелем костела был о. Иосиф Змигородский, который пребывал в этой должности до ареста в 1930 году, после чего был сослан советскими властями в Соловецкий лагерь, где и умер в 1935 году.
Именно с 1930 года деятельность костела как религиозного центра римо-католиков Киева начали сворачивать. И в 1933 году он перестал функционировать.
Дальнейшая судьба костела такова. После закрытия использовался властями как склад, во время Великой Отечественной Войны был значительно поврежден артиллерийским обстрелом и случившимся от него пожаром.
В послевоенные годы здание костёла было частично отреставрировано и перестроено под нужды Киевского государственного областного архива, а в башнях были установлены «глушилки» иностранных радиостанций.
В 1960-х годах здание начало приходить в аварийное состояние из-за строительства метро, которое прошло почти под костелом – фундамент на бетонных сваях «поплыл» от постоянной вибрации.
И только в 1978 г. было принято постановление о передаче собора республиканскому Дому органной и камерной музыки, для которого мастерами чешской фирмы «Rieger-Kloss» был специально изготовлен концертный орган.
При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами Николаевского костела. У органа 55 регистров, распределенных по трем мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 мм до 6 м), сделанных из металла и дорогих черных и красных пород дерева. Орган имеет широкую тембровую палитру: на нем исполняются произведения различных стилей и направлений – от старинной музыки до современных авторов.
Орган установили не на балконе, а в алтарной части собора, вопреки церковным канонам.
С 1992 г. в храме ( в часовне в цокольном этаже) начали проходить богослужения возрожденной римо-католической общины. По выходным, по договоренности, мессы чередуются с концертами Дома органной и камерной музыки.
В 2001 г. костел посетил Папа Иоанна Павел ІІ. Недавно храм вновь пережил реставрацию, вызванную строительством рядом офисного комплекса.
В 2009 году был отмечен 100-летний юбилей костела.
В настоящее время храм официально не передан религиозной общине, якобы из-за того, что Дому органной и камерной музыки не выделено новое помещение (а кто вам доктор? Недавно увидел в инете коммент Irenа Grys-lavrova, которая написала, цитирую: "Когда была жива Ванда Василевская(она была консулом Польши на то время), а она была супругой украинского писателя и драматурга довольно известного, так вот после смерти его она отказалась от всех гонораров в пользу СССР, только чтобы костёл вернули парафии римо-католической...но в лучших традициях деньги и по сей день поступают в казну, а костёл никто и не собирается возвращать...во как!!!" Здесь главное не качество записи, а суть: отношение к памятникам истории и архитектуры!). Уверен, отдали ( справедливее — вернули) бы римско-католической общине здание костела и сияло бы оно сейчас как Вифлеемская звезда, грела своим Светом сердца римо-католиков.
Как бы там ни было, здание Николаевского костела, творение великого Городецкого, остается одним из самых красивых сооружений Киева и, надеюсь, будет радовать всех ценителей прекрасного еще многия, многия лета!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Присоединяюсь, замечательный рассказ! Спасибо!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
И я с такими проблемами столкнулся.
Вам также искреннее спасибо за оценку моего труда (правда фотографии мне еще учиться и учиться!)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Кланяюсь в пояс.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо и очень приятно, что вам понравилось :)
Смотрел сегодня также ваш личный сайт, понравились материалы по Хорватии. Я тоже там был — только в Долмации. Свои впечатления разместил на Турбине.
turbina.ru/authors/piksel/tra… и + еще две части.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.