Здание Одесского Театра Оперы и Балета считается одним из интереснейших архитектурных памятников Украины и одним из красивейших театральных зданий мира.
С Одессой мы не виделись почти 30 лет... Уже успела осесть пелена тумана... сгладились в памяти очертания... А внутренний голос периодически подсказывал о необходимости новой встречи... И вот, после такой долгой разлуки, мы посетили Одессу в октябре 2009 года, а потом еще и в ноябре...
Об Одессе говорить можно много, очень много. О ее замечательных двориках я уже рассказывала. Сегодня я расскажу об Одесском Театре Оперы и Балета, так как в первый же вечер нашего пребывания в Одессе, после перерыва, мы посетили этот замечательный очаг культуры. Но...чтобы перейти к театру, надо вспомнить, как все начиналось...
Одесса была построена по указанию российской императрицы Екатерины Великой. Основал Одессу сын испанца и ирландки де Рибас. Строился город по плану военного инженера - голландца де Волана. Первым архитектором Одессы стал англичанин Ферстер, а первым градоначальником - герцог Эммануил де Ришелье. По описаниям очевидцев, по старым картинам, фото и почтовым маркам можно представить образ города в младенческом возрасте...
Давайте представим себе на миг Одессу 1804 года. От рождения города прошло 10 лет( 1794г). У моря - пустынный участок суши с обрывистым берегом... небольшие овраги и балки... чахлая растительность... на месте дворца Воронцова на Приморском бульваре - развалины турецкой крепости... несколько солдатских казарм... Самого бульвара еще нет и в помине. Но строится порт, и он уже принимает торговые суда... а вокруг порта - наметились кварталы города. Кое-где появились каменные двухэтажные дома, но все-таки пока преобладают землянки, хижины и хибары... и большая часть 10-тысячного населения города живет в них. Не хватает пресной воды, нет электричества, зато весной и осенью - грязи по самые уши, пылища и изнуряющая жара летом, жуткий холод зимой... Несмотря на такие неблагоприятные условия для жизни, город развивается. В Одессу стекается народ, так как жизнь здесь несколько легче, чем в других городах, обремененных налогами и поборами... Строительство города поощряется верховной властью. Населению нового города даются льготы и послабления, на которые только могла пойти империя...
1804 год. Прошел год пребывания в должности градоначальника графа де Ришелье...
Заботясь о культурном воспитании горожан, у которых высшей планкой проведения культурного досуга была игра в карты и сидение в трактирах, граф Ришелье посылает императору письмо с просьбой выделить денег на строительство...театра... Пока от императора ждут ответ, Ришелье поручает городскому архитектору Ф. Фраполли разработать проект будущего театра. Проект был сделан, а по прибытию в Петербург, поправлен и подкорректирован французским архитектором Тома де Томан, на счету которого уже было спроектировано и построено в Петербурге несколько зданий, самое известное из которых - бывшая биржа, где сейчас разместился Центральный Военно-морской музей.
Проект здания Одесского театра был утвержден Александром Первым. Одесса получила право строить театр и стать третьим театральным городом Российской империи после Москвы и Петербурга. На строительство было выделено 20 000 рублей. Театр строился пять лет и в феврале 1810 года состоялось его открытие.
Здание первого театра было выдержано в классическом стиле, с портиком и фронтоном. Боковой стеной старый театр выходил на улицу Ришельевскую. Театр вмещал 800 зрителей, 100 из которые располагались в 17-ти ложах трех ярусов, и в партере, где было только 44 кресла. Остальные "места" были только стоячими - пространство в партере выделялось для 700-а стоячих зрителей. Позже стоячие места были перенесены на самый верхний ярус и в них могли смотреть спектакль простые граждане города. Фойе в театре не было, что было крайне неудобно для зрителей.
За всю историю своего существования театр несколько раз реконструировался, расширялся. Последняя реконструкция закончилась 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 года в театре случился пожар. Причиной пожара послужил газовый рожок, который освещал часы в ночное время. Театр выгорел полностью и восстановлению не подлежал. Для одесситов это стало очень большой трагедией....
Город, на сцене театра которого выступал императорский театр, выступали знаменитости, город, который привык к гастролям зарубежных артистов, как никто другой нуждался в театре. И тогда, муниципалитет Одессы объявил международный конкурс на лучший проект театрального здания, но ни один проект из 40 не был одобрен. В итоге, по просьбе властей, венские архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер, по проектам которых уже были построены театры в Вене, Праге, Будапеште, Кракове и Варшаве, разработали проект для театра Одессы. В сентябре 1884 года, спустя 11 лет после рокового пожара, состоялась закладка фундамента нового театра, а 1 октября 1887 года завершилось его строительство. Обошелся театр городу в очень солидную по тем временам сумму - 1 млн 300 тыс рублей. По сегодняшним меркам - это в сто раз больше и к тому же в долларовом выражении т. е. 100 млн 300 тысяч долларов.
Основным строительным материалом нового театра был местный ракушечный камень. Здание выполнено в стиле венского "барокко". При открытии театра Ф. Фельнер воскликнул:"Это лучший театр в мире!" При строительстве зданию были отданы все изыски архитектурной мысли, чудеса зодчества, присущие барокко, итальянскому Возрождению, классике и рококо. Колонны ионические, коринфские, тосканские, арки, аркады, галереи, амуры в разных позах на балюстраде, скульптурные группы, изображающие сюжеты из античной мифологии и драматургии, и многое многое другое....
Здание состоит из трех этажей. Нижние два этажа устроены строго, фундаментально. Третий этаж легкий и ажурный, с утонченными деталями, с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. Третий этаж скрадывает "тяжесть" первых двух и в целом здание кажется парящим в воздухе. Изящный портик и куполообразная крыша еще больше подчеркивают его легкость и воздушность...
Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз - покровительницу искусства Мельпомену с факелом в руке. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, укрощая их... По бокам от нее два коленоприклоненных гения с лавровыми венками в руках. Ниже римскими цифрами показаны годы начала и конца строительства театра , а также события, выпавшие на его "судьбу". Так, забегая вперед, скажу, что на второй строке написано: ГОРЕЛ. РЕСТАВРАЦИЯ 1967. По бокам помещены две скульптурные группы, олицетворяющие танец и музыку.
По фронтону здания - два справа от главного входа и два слева - в нишах, расположены бюсты Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Глинки. Они олицетворяют поэзию, музыку, комедию и драму... Здание украшено множеством аллегорических фигур...
Внизу у центрального входа установлены две скульптурные группы, олицетворяющие комедию и трагедию.
Слева от входа Трагедию изображает сцена из трагедии Еврипида "Ипполит", где Федра оплакивает Ипполита, лежащего у ее ног... В правой руке у нее чаша, из которой она только что приняла яд... Вверху - опечаленный ангел, а у ног Федры - в глубине виден хвост какого-то чудовища...
История Федры и Ипполита печальна и трагична. ...в итоге запутанного клубка любовных интриг Ипполит погибает под копытами коней, а Федра, не сумев пережить смерть любимого, принимает яд...
Справа - сцена из комедии Аристофана "Птицы". ...Люди, чтобы уйти от земных проблем, строят город между небом и землей вместе с птицами. Но очень скоро все земные проблемы к ним возвращаются...
Верхние этажи театра со стороны сквера Пале-Рояль. На первом этаже находятся кассы.
Прекрасное отопление и наличие вентиляции поддерживали в театре равномерную температуру не только зимой, но и летом. Уличный воздух пропускался через приспособления, обдаваемые водой, которая в знойные дни охлаждалась льдами. Посредством нагнетательного вентилятора, приводимого в движение паровой машиной, воздух очищенный и согретый зимою, или охлажденный летом, распространялся равномерно по всему театру.
Время и просчеты в строительстве фундамента привели к тому, что театр стал разрушаться. В театре в 1967 году была проведена первая капитальная реставрация. В основание фундамента было залито жидкое стекло. Но такие меры не были долговечными и надежными. Фундамент опять "поехал"...
К середине 90-х театр находился в критическом состоянии. В 1996 году было принято решение о капитальной реставрации. Кабинет министров Украины признал необходимость капитальной реставрации театра и выделил средства. С 1998 по 2007 год была проведена вторая реставрация. В основание фундамента для его укрепления было вбито 1800 свай, установлена самая современная система кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации и видео наблюдения. Была произведена полная реставрация всего здания - фасада и внутренних помещений, крыши... На оформление театра пошло примерно 7.5 килограммов золота. Стоимость реконструкции составила 197 миллионов гривен в ценах 2004 года.
22 сентября 2007 года состоялось открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был восстановлен его первоначальный вид как снаружи, так и изнутри. Посетить театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров. доступно каждому. Мы пришли в кассы театра день в день со спектаклем, примерно за три часа до его начала. Без труда взяли билет в середину первого ряда партера. Стоимость билетов от 20 до 100 гривен. По отношению к рублю - это от 80 до 400 рублей.(Такие цены установлены при условии, если не выступают именитые артисты).
Сведения по истории театра взяты из интернета.