Про Dol Pa я узнал в Мустанге, и тогда же я услышал впервые про религию Бон. В Мустанге остались редкие следы этой древней религии. Из слов нашего гида я понял, что не так давно по указанию Лам, всё связанное с боном было принудительно забыто. Теперь там остались только полуразрушенные чортены, да на дверях в Ло Мантанге (Lo Mantang) я пару раз видел боновские атрибуты.
Всё это крайне заинтересовало меня, тем более Dol Pa пока не сильно потревожен нашей цивилизацией и у меня был вполне реальный шанс увидеть быт и традиции такими, какими они были сотни лет назад.
3 марта при поддержке Турбины я вылетел в Катманду, а 7 марта я вместе с ребятами, гидом и поваром прилетели в NepalGang, затем в Jufal, и оттуда начинается дорога сначала в Lower DOLPA и, если быть настойчивым и преодолеть пятитысячный перевал, можно попасть в Upper DOLPA.
Небольшой аэропорт в Катманду, откуда совершают перелёты внутри страны… Это всегда огромная толпа туристов, гидов, носильщиков и множества тюков с рюкзаками, наваленными везде огромными кучами. Мы со своим грузом гармонично вливаемся в этот общий беспредел, и начинается «правильная» тусовка.
Пока разбирались с нашими вещами я успел взвеситься и устрашённый результатом на некоторое время впал в уныние. Но долго скучать не возможно, да и не дадут, у нас же экспедиция! Маленький самолёт через час приземлился в аэропорту NepalGang. Переночевав в Непалганже, мы снова летим. На этот раз самолёт ещё меньше. Нас летит 14 или 15 человек.
Минут через пятнадцать после взлёта справа показались первые холмы, а ещё минут через 15 уже заснеженные горы. И тут как обычно, нас начало потряхивать. Наверно я не очень люблю летать. Мысли в голову лезут не самые радостные. А когда мы начали делать хороший крен и заходить на маленькую взлётно-посадочную полосу, стало уже совсем не смешно. Но, пилоты благополучно посадили наш маленький кукурузник, и все с радостью покинули железного коня.
Ещё минут через 15 мы с гидом и его помощниками были во дворе гест хауса, откуда открывался потрясающий вид на ущелье, и дорогу, по которой нам предстояло идти. Принесли далбат (рис с разными приправами – это единственная национальная еда в Непале, и непальцы едят рис каждый день), другого они приготовить не смогли. Поев, мы предавались ленному созерцанию сборов, ещё на пару часов. Очень долго решали вопрос, кто и как понесёт наши вещи, и в итоге был нанят караван из 7 рых осликов с погонщиком. Мы его прозвали ослик-мэн. Ослик-мэн, был единственным непальцем, который ниразу за всё путешествие не улыбнулся. Впрочем, он не только этим отличился, но об этом позже.
Jufal-Dunai.
Первый день трекинга, он с одной стороны самый лёгкий, надо пройти немного, и в общем-то нет ни крутых подъёмов ни спусков, но и самый сложный. Организм давно не ходил так много и с весом. Поэтому в первый день мы ушли не так далеко как могли бы.
Я несу всю фототехнику в рюкзаке. Хотя, часть железа, можно хорошо упаковав переложить в основной рюкзак, который едет на лошади. Но я решил, пока могу, лучше понесу весь вес на себе, что бы потренироваться сейчас, пока ещё относительно легко идти. А уже в горах, если будет тяжело, я часть веса отдам портерам.
Дима, наш видео оператор, вообще идёт налегке. Его видеокамеру тщательно упаковали в рюкзак к гиду. Вокруг много чекпостов, и если кто-то увидит, что приехало телевидение, обязательно поинтересуется разрешительными бумагами. А их у нас не было.
Ночёвка в Дунае для меня прошла вполне нормально, хотя я морально не был готов к тому, что утром после вчерашнего тепла, будет сильный холод. Ещё вечером я обратил внимание, что у нашего видео оператора слишком тонкий спальник. Утром он побежал в магазин, слава богу там такие были, и приобрёл второй спальник. Он правда, тоже не шибко тёплый, но если один запихать в другой — то вполне нормально.
Следующие два дня, это переходы от деревни к деревне по ущелью. Вообще, почти все дороги там — вдоль рек. И в этих местах ещё есть сотовая связь. Потихоньку пытаются делать дорогу, и хотя на первый взгляд, это почти не возможно, но медленно и верно она там делается. Кстати, в Джуфале есть даже интернет! Он конечно дороговат, но когда на обратном пути я там застрял, у меня была возможность его опробовать, скорость времён модемов, но главное — работает!
Переходы там можно делать и быстрее, но набирать сразу высоту нельзя. Иначе потом, уже на 3500-4200 начнётся горная болезнь. У всех по разному конечно, но пренебрегать этим не стоит.
10 марта мы добрались до деревни Khanigaon (2950). Дорога уже превратилась в классическую непальскую песню — "то вверх — то вниз". На солнцепёке, да с холодным ветром идти было весело. Пройдя большой чек пост, мы перешли реку.
Полдень. Наши портеры ушли с караваном разбивать лагерь, а мы отправились в ближайший монастырь. Монастырь оказался закрыт. Нам его открыла жена ламы, который по каким то делам отсутствовал на месте. Это оказался буддистский монастырь школы нигма па. Побродив там немного мы уселись во дворе. Хозяйка предложила угостить нас тибетским чаем и мы, конечно, согласились. Всё-равно в лагере делать нечего.
Нам принесли чай, посадили у камина а наш гид спросил про чанг. Женщина принесла кувшин полный белой жидкости. На вкус, он может отдалённо напоминать квас. И забегая вперёд скажу, одинакового чанга мне не довелось попробовать, он везде разный. Мы все попробовали его, и следующие два часа пили этот чанг. В нём небольшое содержание алкоголя, но он есть. И это не могло не радовать.
С хозяйкой договорились что придём завтра утром, перед тем как подниматься наверх, и если лама будет уже в доме, мы с ним пообщаемся. Утром мы смогли встретиться с ламой. Это ещё очень молодой человек, но оказался он очень неразговорчивым, и запретил нам фотографировать. Может, не надо было без него пить чанг в его доме? Кто знает, а спросить как-то неловко было.
И в этот день начался адский подъём. Если раньше дорога была то "вверх-то вниз", то сегодня она была исключительно вверх, редко опускаясь.
К вечеру я был предельно уставшим. Казалось, что тяжелее уже и быть не может (и сколько ещё раз после, мне так казалось!). Мы расположились на небольшой площадке, напротив стойбища, где стояли кочевники. По дороге мы не встретили ни одной деревни, и только на следующий день, должны были добраться до Dho Tarap. Высота нашего лагеря примерно 3700. И не удивительно что на следующий день по дороге начали встречаться снежники и льды.
Обычно наш караван собирался уже после того как мы покушаем и уйдём, и довольно быстро он нас обгонял, но в это день всё было иначе. Поняв, что что то не так, мы дождались лошадей, с гидом. Гид рассказал, что было одно место, в котором одна лошадь, чуть не свалилась в пропасть. А впереди снова снежник со льдом.
В этот день мы шли очень медленно и достигли деревни До уже когда начало темнеть. Все соседние горы накрыла облачность, а вечером посыпал лёгкий снег.
Утро выдалось бодрым и морозным, но небо было чистым и вскоре солнце согрело долину. Я успел прогуляться перед завтраком. Река вся во льду. Среди камней огромное количество мусора. Много мусора с китайскими иероглифами. Но местных жителей это не смущает, они берут воду из реки, и туда же мусорят.
Ещё вечером наш гид навёл справки и с утра пораньше мы отправились в деревню, которая примерно в километре от До. Там есть боновский монастырь и он действующий!
Я познакомился с несколькими ламами. Они произвели очень приятное впечатление. Я довольно много снимал в монастыре и вокруг. Кстати, монастырь имеет два этажа, на первом большая комната где молятся, на втором у них кухня. Сам монастырь небольшой и когда туда стекаются люди со всей округи, становиться тесновато. Других боновских монастырей тут уже нету. И нам рассказали, что именно в этот день начинается служба/практика/пуджа, которая проводиться раз в год. Они пять дней должны молятся во благо всего сущего на этом свете.
После ритуалов на крыше, и распития там же чанга, мы спустились внутрь. Начались долгие чтения. Через некоторое время мы вышли на улицу. Глянув на небо стало ясно, быть снегу, всё небо затянуло и вскоре уже кружили первые снежинки.
Это очень скверно, поскольку впереди перевал Numla (5238) и если у нас на 4200 много снега валит, то что же там? Вечером мы долго размышляли — как поступить. Было принято решения на завтра остаться на второй день службы, были обещаны танцы масок, в это время наш портер идёт к перевалам и смотрит на месте, какая обстановка. А снег валит и валит. Я не сразу пошёл в наш лагерь. Как только начался снегопад — вся деревня обезлюдела, и мне было интересно побродить там одному. Совершенно случайно я познакомился со смотрителем и его женой, живущими в буддистском монастыре, у которых посидел за чашкой крепкого тибетского чая.
Утром картина снова повторилась, как только вышло солнце, снег за полчаса растаял. Пришли известия и с перевала — он закрыт. Ближе к нему есть ещё деревня и оттуда пришли люди, они спускались вниз за деревом, они и рассказали что снега там по пояс. Придётся возвращаться (у нас была цель, пройти до священного озера Шэйпоксундо, откуда я уже один иду в верхнее Дол по а ребята спускаются вниз и улетают в Катманду). Но и упускать возможность присутствовать на службе никто не хочет. И весь этот день мы посвятили съёмке в монастыре.
На представление собралось много народу. Для этой деревни, такое количество зрителей — это много. Причём среди зрителей есть не только последователи бона но и буддисты.
Танцы длились очень долго, после чего ламы снова начали читать молитвы и дудеть в трубы. Нас накормили рисом с мясом. И каждого благословили, помазав голову ячьим жиром. И конечно же повязали шарфы. Из монастыря мы вышли уже когда начало темнеть. На улице было очень холодно, и дул сильный ветер. Завтра вниз. Вокруг этой фразы очень много мыслей, как, успеем ли, что нас ждёт впереди?
Наши гиды решили повести нас окольными дорогами, не спускаясь низко в ущелье. Дорога очень сложная, но так мы экономим два дня.
Но и этот ледяной кошмар позади, пройдя по верху, мы действительно сократили путь и уже через два дня, к обеду, спустились в деревню Дунай. И тут у нас случилось новое ЧП. Дело в том что мы шли с одним из гидов, а второй помогал собирать лагерь. И вот он, позвонил нашему гиду (ему пришлось для этого изрядно побегать по горным дорогам, что бы поймать сотовую сеть) и сообщил, что наш ослик — мэн утром выпил много рокси (это самогонка так местная называется) и теперь мертвецки пьян. Его пытались разбудить, но безрезультатно. Тем временем, навьюченные нашими вещами, кони разошлись по ближайшим склонам в поисках хоть какой то растительности.
Экспедиция снова была на грани срыва...
Все фотографии можно посмотреть здесь. Продолжение следует.
О проекте «Путь Бон» Карта путешествия Что такое религия бон
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.