Главным украшением пьяцца Навона являются, без сомнения, три фонтана. Расположенный в южной части площади Фонтан с мавром изваял Джованни Мари, руководствовавшийся набросками Бернини. На противоположной стороне площади устроился фонтан Нептуна, который на самом-то деле долгое время был просто бассейном, пока кому-то в голову не пришло сделать пространство площади симметричным, после чего и появилась фигура морского бога, борющегося с осьминогом под одобрительными взглядами морских существ. Ну а самым интересным является третий фонтан, одна из самых впечатляющих работ Бернини, выполненная в 1651 году. Фонтан Рек так поразил всех своей красотой, что даже критики скульптора были вынуждены промолчать. Автор проекта сумел передать фигурам композиции невиданную энергию, так что все они выглядят как живые.
Римские шутники мигом сопоставили позы фигур на фонтане с фасадом стоящей рядом церкви святой Агнессы, ведь в её строительстве принимал участие соперник Борромини, с которым Бернини был всю дорогу на ножах. Счиатется, что Ла-Плата изображена с поднятой рукой потому, что опасается, как бы здание храма на неё не обвалилось. А Нил, на чью голову наброшено покрывало в знак того, что истоки этой реки в то время не были известны, якобы закрыл глаза, чтобы не видеть многочисленных архитектурных погрешностей, которые допустил Борромини.
В ответ сторонники последнего заявляют, будто храм простоит ещё долго, а вот обелиск, которым Бернини увенчал свой фонтан, был установлен криво и долгое время обещал вот-вот рухнуть, пока автор под покровом ночи не прокрался к своему детищу и не укрепил его как следует.
Вот такие легенды связаны с вытянутой площадью, некогда служившей ничем иным, как обыкновенные римским стадионом, на котором проходили скачки и другие состязания. Более того, уже после предпринятых папой Иннокентием X мер по преображению этой территории, площадь периодически всё равно использовалась для всяческих развлечений; в частности, в XVII и XVIII веках её заливали водой, после чего аристократы раскатывали по местности на лодках. Что до стараний папы, то он воспламенился идеями преобразований не зря: если знать, что фасад его родового дворца выходил как раз сюда, то рвение божьего наместника становится понятно...
Даже если бы мы внезапно перенеслись в средневековый Рим, то площадь Навона была бы опознана нами без труда даже без фонтанов, которые украшают её в настоящее время. Период барокко был ещё впереди, и проповедником этого стиля стал как раз обновлённый Рим. Превратившись в центр духовного возрождения, Вечный город охотно принял новое искусство, что тем более удивительно, потому что впервые после появления на свет романских базилик возникла новая архитектурная форма. А главное - Рим из провинциального города превратился в художественную столицу мира!
1027 материалов по 325 объектам, 16 007 фотографий
Итальянские зарисовки. Рим. Восхитительные фонтаны
Дешёвый ✈️ по направлению Рим