Продолжая наш походы, мы выдвигаемся по via Stabiana на север, а потом сворачиваем в проход viсolo del Memamdro, на которой, в частности, расположен так называемый Менандров дом. Дело в том, что на одной из стен постройки был найден портрет этого известного греческого комедиографа, после чего название и прилепилось к дому. Так-то обширный комплекс из нескольких зданий скорее всего принадлежал семье Поппеи Сабины, второй супруги императора Нерона. Общая площадь сооружения достигала 1800 квадратных метров, включая территорию персональной бани и личный храм. Большая часть стен и пола помещений была покрыта искусной мозаикой, росписями и фресками, дополненной многочисленными и статуями. Даже на искушённый взгляд современного человека всё это великолепие смотрится очень достойно, а в древности, наверное, просто повергало современников в изумление.
Дом напротив, кстати, тоже может повергнуть в изумление: в нём сохранились картины, изображающие охоту, и сохранились они превосходно. Те экскурсии, что забираются в эти края, остаются тут довольно надолго, однако в семи кварталах к востоку есть местечко, по части живописи обыгрывающее всех. Речь идёт о вилле Венеры, с её аккуратным садиком и дивной росписью дальней от входа стены. Общая картина, на которую сразу падает взор посетителя, разделена на три части, причём наибольший интерес, конечно, вызывает центральное панно, изображающее отдыхающую Венеру. Разумеется, "Венере" Ботичелли эта богиня уступает, но её существование в сочетании с древнеримским окружением производит сногсшибательный эффект - проверено четвертьчасовым наблюдением. Дело в том, что я искренне наделся улучить как-нибудь момент и запечатлеть славный дворик в его первозданной чистоте, без людей. Увы, этот грандиозный замысле потерпел полный крах, потому что все новоприбывшие первым делом раскрывали рты и пёрли по центральному проходу, донельзя уродуя пейзаж. Один пиндос вообще как вошёл в помещение, так и проторчал всю дорогу возле Венеры, словно обнажённых женщин никогда не видел. Может и так, может и так: рассмотрев тело богини во всех подробностях, этот "любитель живописи" перешёл влево, где принялся таращиться на фигуру Аполлона, изображённого также безо всякой одежды, а вот правую, где не было никого в голом виде, разве только птички, он проигнорировал вообще. Ну хоть не зоофил оказался, и то хорошо...
Рядом с виллой, откуда мы в конце концов отчалили, устав ждать освобождения дворика, находится дом Лорея-Тибуртина, названный так из-за найденных на его фасаде надписей: одна призывала голосовать за Тибуртина, другая за Лорея. Между тем, оба персонажа никакого отношения к зданию не имеют, да и в путеводителе строение называется по имени владельца, Октавия Квартио. Этот достойный муж, можно сказать, предвосхитил появление Версаля, Петергофа и других дворцовых ансамблей, потому что устроил у себя во дворе ставшую в будущем классическую композицию с центральным каналом и фигурными посадками по его берегам. Из такого чудесного места, где столько много благословенной тени совсем не хотелось уходить, но долг туриста гнал нас вперёд, к опалённым солнцем просторам вокруг главного помпейского Амфитеатра.