Уже который год подряд я оказываюсь в конце февраля в продуваемой всеми ветрами и снежными вьюгами вотчине Карлсона и Стриндберга. Сжимая красными пальцами стаканчик кофе из «7 Eleven», я каждый раз обещаю себе, что в следующий раз эти живописные городские пейзажи я увижу только теплым июльскими вечером… Но... очередная февральская вылазка была провозглашена шоппинг-туром по дизайнерским лавкам.
У шведов начинается упадок душевных сил, если поблизости отсутствует объект дизайнерской мысли . В Швеции есть мода не только на одежду и аксессуары, но и на мебель. Вышел диван из моды – значит пора менять, если не диван, то хотя бы обивку. Идешь по улице и невольно заглядываешь в жилые окна, поскольку каждый раз кажется, что это – витрина шоурума.
NORDISKA GALLERIET Здесь собрана классика скандинавского дизайна: все, что было создано со времен триумфа шведских промышленников на международной выставке, проходившей в Стокгольме в 1930 году. Классика стоит теперь немалых денег и воспроизводится в бесчисленных репликах. Объекты Георга Йенсена и Арне Якобсена уже миллион раз растиражированы, и каждый предмет – как будто с плаката какой-нибудь социальной рекламы 50-х.
DESIGN TORGET
Забавно, что эпицентр раскаленной молодой дизайнерской мысли расположен прямо напротив. Если Nordiska Galleriet - это галерея, то DesignTorget – это цирк. Аптечки в виде пилюль, раскладные сковородки, говорящие книжные закладки, терки для чеснока виде пластиковых карт, копии «икон дизайна», сделанные из пластика.
SVENSKA TENN
Прогулка по району Остермальму сулит массу удовольствий. Кварталы Югендштиля, мощеные мостовые и старинные крытые рынки и, наконец, вид на город с набережной Strandvägen будоражит романтико-исторические чувства. Здесь расположена замечательная лавка Svenska Tenn. Яркие принты и затейливые орнаменты как будто взяты из расположенной по соседству шведской деревни-заповедника Скансен.
Деревянная мебель покрыта белой краской, диваны одеты в льняные чехлы, зеркала украшены резьбой, на полках выставлено огромное количество абажуров самых разных мастей, фарфор с радостными рисунками, вазы и подсвечники. Среди прочего на стеллажах заметны удачно подобранные к коллекции объекты известных европейских мануфактур Fornasetti и Gien. Все живет, как будто в загородном доме, где-нибудь на фьордах. Вокруг толпятся шведские домохозяйки, подбирающие отрезы на портьеры и скатерти. Царит приятная суета.
SIRLIG
Кривые молочные бутылки со старомодными пробками-дозаторами, потрескавшиеся керосиновые лампы, войлочные коврики и эмалированные - как в советском походе, с «отбитыми» уголками кувшины и кружки. Ингмар Бергман в «Воскресном ребенке» описывает дом, в который мать перевозит целый вагон мебели из городской пасторской усадьбы, а бабушка – предметы, хранившиеся на чердаке и в подвале другой дачи. Мать сама шьет занавеси, ткет ковер и «приручает груду разнокалиберных и враждебных друг другу элементов, заставив их жить в мире». Более точного описания Sirlig придумать трудно.
DESIGN HOUSE STOCKHOLM
Прогуливаясь по Нормальму, можно заглянуть в Design House Stockholm. Их "конек" - ткани с рисунками легендарного шведского дизайнера Стига Линдберга. Помимо реплик на исторические объекты, для DHS работают и современные художники. На мой взгляд – это такой отдел аксессуаров IKEA, только поменьше и подороже.
BRUKA DESIGN
Здесь сочетаются очень шведские лаконизм, практичность функционализм. Если Вы затеяли оборудовать кухню, здесь можно подобрать практически любые, самые загадочные предметы столовой сервировки и орудия кулинарного труда. Внутренние окна на третьем этаже смотрят на огромный старинный рынок. На деревянные балки, эмблемы цехов и гроздьями развешенные товары смотреть опасно: появляется клокочущее чувство голода.