Эта история началась еще в начале сентября, когда было принято решение отпраздновать корпоративный Новый год не где-нибудь, а на пароме Princess Maria, идущего по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Санкт-Петербург.
Опуская описание процесса подготовки к торжеству и треволнений, связанных с этим, перейду непосредственно к долгожданному дню. Надо отметить, что тема круиза на пароме занимала мое воображение ни один год – от знакомых я слышала много восторженных отзывов и, конечно, с нетерпением ждала момента, чтобы составить о данном виде вояжа собственное впечатление. И вот, наконец, свершилось! Я гордо взошла на борт лайнера (на самом деле, я вползла туда, сгибаясь под тяжестью праздничного реквизита, но это, как вы понимаете, звучит непоэтично).
Хочу отметить, что паром на самом деле производит ошеломляющее впечатление своими размерами и размахом инфраструктуры – плавучий город, не иначе. Здесь есть все, что может удовлетворить потребности самых взыскательных пассажиров: аква-зона, включающая бассейн и сауну, кинозал, в котором демонстрируются фильмы на русском языке, казино, детский клуб, магазин duty free, поразивший своей дешевизной, несколько ресторанов и баров…
К сожалению, нам удалось побывать только в ресторане Seven Seas, работающем по системе шведского стола, и двух барах – Columbus, по вечерам в котором играет живая музыка и выступает петербургский Мюзик-Холл, и Rabbitbar, где подают несколько сортов интересного пива по довольно приемлемым ценам, среди которых представлен всемирно известный Guinness и впервые мной продегустированный Kilkenny – ирландский эль красного цвета (лично я бы его описала как «недогиннес», но не буду из уважения к его богатой и самобытной истории). Впрочем, увидеть все это своими глазами можно на сайте http://www.stpeterline.com, выбрав опцию «Виртуальный тур».
Но впечатления от парома не обошлись, к сожалению, без пары ложек дегтя. Например, я так и не поняла, почему туда строжайшим образом запрещено проносить еду и напитки. Никто, конечно, не говорит об экстремальной провозке финской свежевыловленной рыбы в каюте без холодильника, но от принесенной бутылки воды, по моему глубокому убеждению, ничего катастрофического не произойдет. Конечно, можно понять представителей паромной компании, изо всех сил старающихся максимизировать свою прибыль, но все же палку здравого смысла перегибать не стоит. Воду, кстати, можно приобрести в двух местах – на ресепшене и в том же duty free (стоимость составляет 1 евро за 0,5 л).
Кроме того, я абсолютно не разделила восхищение моих знакомых роскошными ужинами. Или мне с паромом не повезло, или со временем года, или с фазой Луны… Как бы то ни было, белковая черная икра, салат из сельдерея и вино ужасного качества никаких эмоций, кроме недоумения, не вызвали. Но «не хлебом единым», «на вкус, на цвет» и т.д.
Но вот прошла ночь, и мы прибыли в Хельсинки, где нам предстояло провести целый день. Город, кстати, встретил нас проливным дождем. И это 19 декабря!!! Обойдя центр по кругу несколько раз, я поняла, как же это хорошо – не иметь завышенных ожиданий относительно чего-либо и просто наслаждаться тем, что видишь и чувствуешь в этот конкретный миг. Особенно мне понравился этот непередаваемый дух предрождественской Европы. Обожаю его! Уличная иллюминация, рождественские базары, горячий глинтвейн и предвкушение ЧУДА. Даже невзрачный дождливый Хельсинки заиграл! Что может быть лучше?!
Достопримечательностей в столице Финляндии не так уж и много. Основное место среди них занимает, конечно же, Сенатская площадь со зданиями университета, Сената и, конечно же, лютеранским кафедральным собором, являющимся архитектурной доминантой не только площади, но и, пожалуй, всего города.
Первоначально лютеранский кафедральный собор, построенный по проекту немецкого архитектора Людвига Энгеля, назывался Николаевским – и в честь Святого Николая, покровителя моряков, и как дань уважения Николаю II, который, кстати, проявил большой интерес к строительству этого собора. Так, по его требованию, на его крыше, по примеру Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, были воздвигнуты фигуры двенадцати апостолов. Так же он распорядился построить гранитную лестницу, которая давно уже стала местом для различного рода представлений и шествий.
Здесь же находится и памятник Александру II в форме гвардейского офицера во время произнесения речи. Надо отметить, что он был очень любим финским народом по причине дарования им автономии. Вокруг императорской фигуры расположена скульптурная группа: «Закон», «Мир», «Свет» и «Труд».
Вообще, в Хельсинки многое напоминает нам о царской России, что еще раз подчеркивает многолетнюю связь наших стран. Наверно, неспроста в Хельсинки очень любят снимать фильмы о ТОЙ России.
Несомненно, заслуживает внимания Успенский кафедральный собор – крупнейший в Западной Европе православный храм. Жаль, что по понедельникам он не работает, и зайти внутрь нам не удалось.
Железнодорожный вокзал также заслуженно является одним из символов Хельсинки. Это гранитное здание, представляющее собой одно из известнейших в мире произведений финской архитектуры, отражает переход от национально-романтического стиля к функциональному.
На привокзальной площади находится памятник финскому писателю Алексису Киви, основоположнику реалистической литературы на финском языке. Алексис Киви запечатлен погруженным в меланхоличные раздумья. Скульптура выполнена в сдержанном классическом стиле. Под стулом находятся изображения из знаменитых произведений Киви – «Качели», «Семеро братьев» и «Песня моего сердца».
Финский Национальный театр также сразу привлекает к себе внимание красной крышей и изящным фронтоном.
На площади Кауппатори находится фонтан «Хавис Аманда» («Выходящая из моря»), с бронзовой фигурой обнаженной морской нимфы. Это – сама Финляндия, родившаяся в море и из него выходящая в своей первозданной красоте. Фонтан был создан финским скульптором Вилле Вальгреном в 1908 году и поначалу вызывал много критических замечаний по поводу наготы прекрасной нимфы. Но вскоре страсти поутихли, и фонтан превратился в одну из знаковых фигур Хельсинки.
Парк Эспланады, представляющий собой своеобразный архитектурный ансамбль исторического центра города, является излюбленным местом прогулок горожан. В парке в 1885 году был поставлен памятник народному поэту Финляндии Й.Л. Рунебергу. У подножия памятника находятся Дева Финляндии и каменная плита с его стихотворением «Наш край», которое стало национальным гимном страны.
Прогулявшись по городу, мы посидели в замечательном английском пабе под названием Kitty’s Public House.
Ну и, конечно, мы не могли пройти мимо сувенирной лавки, где наша дружная команда обогатилась еще одним членом – финским троллем. Не знаю, как он правильно называется. Если кто знает – буду благодарна.
Ну а потом нас ждал обратный путь в Петербург, во время которого мы, словно младенцы в колыбели, покачивались на мерных волнах Балтики.