Вчера к вечеру вышло солнце. Сначала почти развиднелось, потом с гор на том берегу неторопливо, уверенно сползла огромная снежная туча, но как раз в тот момент, когда я испугался нового очень сильного снегопада, который погребет под толстыми сугробами и без того тающую надежду когда-нибудь добраться до Мурена (Морон), стало понятно, что снег пройдет мимо. Теперь, наверное, снегом засыпаны все овраги и перевалы на пути, но это неважно; главное – выехать.
Вечер был по-монгольски звездным, любой кажущийся темным участок неба рассыпается фрактальным звездным узором, стоит задержать на нем взгляд. Сегодняшнее утро было пронзительно-прозрачным, и хотя надо было идти «в центр» искать машину до Мурена, я не удержался, пошел на любимый высокий берег (совсем недалеко), что опять вылилось в прогулку на полдня. Идти по кромке обрыва, смотреть на заснеженные, угловатые, как будто сложенные из бумаги сказочным великаном горы на том берегу, слушать тишину и разрозненные обрывки мыслей, перекатывающиеся в голове как фишки в сложенной доске для нард. Не нужно, кажется, больше ничего, «я хотел бы, чтобы меня здесь похоронили», как сказала бы мама Даррелла. Тишина в этих лесах бывает двух видов: глухая и мягкая, ватная тишина падающего снега и яркая тишина солнечного дня. Да, бывает еще настороженная и внимательная к деталям тишина звездной ночи.
Кстати о культе победы, по которому так часто проходятся в ЖЖ: у монголов тоже есть такой культ, только этой победе, кажется, больше тысячи лет. Ну да, потомки Чингисхана просидели два века в Пекине, но это было очень давно; и это единственный повод для национальной гордости монголов, хотя им (несомненно!) есть чем еще гордится. Неужели это видно только снаружи? Не случилось бы это и с нами, варварская (в отличие от традиционной, никогда не утрачивавшей традицию Монголии) страна, с единственным подом для гордости – победой во всеми забытой войне.
Удивительные эти дни. Писать меня заставила полная языковая изоляция и очевидное отсутствие развлечений, кажется даже книги закончатся быстрее, чем батарейка в n810, да и путешествие на Бигле кажется суховатым сейчас, хочется чего-нибудь полегче.
Сеголня в очередной раз обнаружил, что опасаюсь коров. Ну ладно, не коров, а огромных лохматых полудиких монгольских полуяков. Кто их поймет, что там в голове варится, а рога длинные и вес как 10 меня.