Ольхон — самый большой остров на озере Байкал, и единственный заселённый. Длина острова составляет около семидесяти километров, от материка его отделяет пролив Ольхонские ворота, одно из самых опасных мест для судоходства на озере. Поперек этого пролива организована паромная переправа — единственный регулярный вид сообщения с островом, на котором задействованы два парома — относительно большой "Ольхонские ворота" и совсем крошечный "Дорожник", напоминающий буксир.
Разумеется, мы не могли не съездить на остров, и решили выбрать для посещения Ольхона первый же рабочий день после заселения. Дело в том, что Ольхон — популярнейшее место отдыха, а учитывая, что на остров можно попасть только паромом, огромные очереди на материке в пятницу и на острове в воскресенье стали само собой разумеющимся явлением.
Забегая вперёд, скажем, что наши надежды на то, что в понедельник ажиотаж схлынет, оправдались, но понервничать всё равно пришлось. Впрочем, обо всём по порядку....
Паромная переправа находится в посёлке Сахюрта, который ещё называют МРС — Маломорская Рыболовецкая Станция. Помимо паромной переправы в этом небольшом посёлке интерес представляет филиал нерпинария — три небольших шатра, в которых организовано потрясающее представление байкальских нерп.
Нерпы это пресноводные тюлени, весьма редкий вид, который помимо Байкала встречается только в Арктике и на Каспии. Они хоть и небольшого размера, но очень неповоротливы, так как для обитания в холодных байкальских водах им требуется много подкожного жира. Тем не менее, сотрудники нерпинария научили их нескольким весьма интересным номерам, которые демонстрируются в центральном нерпинарие в Листвянке, и его филиалах в Иркутске и МРС. Мы посетили представление в МРС и Листвянке и первое нам понравилось в разы больше, и дело тут вовсе не в нерпах. Представление в МРС даётся в маленьком шатре, рассчитанном на 20 человек, а в Листвянке в огромном бассейне, вмещающем сотню зрителей. Помимо того, что многие приходят с кричащими детьми, да и сами постоянно комментируют происходящее, находятся отдельные умники, которым непонятны слова "прекратите видеосъёмку!", даже произнесенные несколько раз. В итоге, представление было сорвано, так как нерпы и их воспитатель попросту отвлеклись на перебранку с тупорылым, но весьма довольным всеобщим вниманием посетителем. В МРС же представление мы увидели полностью и остались очень довольны, особенно Матвей, получивший в подарок мягкого нерпёнка, ставшего любимой игрушкой.
Нерпы плавали подобно дельфинам, показывали своё знание математики, ухаживали друг за другом с помощью поцелуев и букетов, а также играли в футбол и рисовали.
Очарованные байкальскими нерпами, мы подъехали к паромной переправе и встали в очередь. Первым пристал к переправе вместительный "Ольхонские ворота", и нам повезло поместиться на его борт.
Паром хоть и вместителен, но не шибко широкий. Нам удалось прогуляться по судну во время переправы, а многие автолюбители оказались настолько плотно зажаты между бортов и рядом стоящих машин, что им пришлось наслаждаться поездкой сидя в авто.
Сама переправа заняла чуть больше пяти минут и, уже задним ходом, мы плавно опустились на ольхонскую землю. Тут же нас встретил деловитый бурят с "гаишным" жезлом и попросил всех прибывших пройти в соседний вагончик "для регистрации".
"Регистрация" состояла из записи паспортов и скромного взноса в пользу ольхонской природы в размере около 25 чруб/за человека в сутки. Короче, развод. Ну да Бог с ним.
Природа Ольхона представляет собой каменистую местность, многочисленные холмы и возвышенности.
Повсюду зеленеет трава, чем пользуются многочисленные коровы, свободно гуляющие по полям и пригоркам.
Примерно в середине острова располагается самый большой посёлок — Хужир. Помимо краеведческого музея и остатков рыболовецкого завода, он привлекает туристов своим соседством с мысом Бурхан (Шаманкой). В посёлке большинство домов ориентированы на сдачу в аренду туристам, присутствует множество магазинов и сувенирных лавок.
В центре посёлка стоит памятник ольхонцам, погибшим в Великой Отечественной Войне.
В сувенирной лавке, а вернее, юрте, Матвею разрешили сфотографироваться в бурятском головном уборе.
Пройдясь по главным улицам посёлка, и затарившись припасами, мы спустились к песчаному пляжу перед посёлком.
Пляж был практически пустынен, и можно было устроить небольшой пикник с купанием, наслаждаясь пролетающими на бреющем чайками и красотой мыса Шаманского, мимо которого непрестанно проплывали прогулочные катера..
Вода была настолько прозрачна, что даже зайдя на глубину можно было свободно рассматривать пальцы ног на песчаном дне. И конечно же, обжигающая прохлада воды давала неповторимое ощущение — как-будто плывёшь посреди языков пламени, которые касаются кожи, но не проникают внутрь. Потрясающее чувство!
Матвей обзавёлся крутой татуировкой)))
После трёх часов пикника с купанием пора было возвращаться. На всякий случай, мы отметили время, чтобы успеть с запасом на четыре последних парома, памятуя, что не все приехавшие на остров на уикенд успели покинуть его до понедельника. Как назло, случилась оказия — "Zafira" никак не хотела выбираться из песка, засев по самое днище. Пришлось бежать через половину пляжа к увиденному вдали УАЗику "Буханке". Водитель неспешно мыл её на берегу, потягивая холодное пиво (как мы поняли, на острове нет ДПС, чем постоянно пользуются разъезжающие "в дрова" буряты). Паша, так звали водителя, оказался очень приятным молодым человеком. Он и вытянул нас до земли, и рассказал про примечательные места острова. Очень приятно с ним пообщались, и вообще хочется сказать ему большущее спасибо за помощь, которую он оказал.
Попрощавшись с Пашей, мы устремились в сторону паромной переправы. По пути нас сначала обогнали три спортивные "японки". Затем они остановились возле одного из "ленточных" деревьев, оказалось, что это буряты. Видимо, повязав ленточки и исполнив свой бурятский долг, они вновь обогнали нас уже у самой переправы и последними поместились на отходящий "Дорожник".
Нас это не расстроило, а даже повеселило: погрузившись на паром они долго лазили под днищами машин. Видимо, так торопились на переправу, что поотрывали себе глушителя. Через пол часа подошёл "Ольхонские ворота" и мы уже в темноте вернулись на свою турбазу.
Это завершающий рассказ о нашем пребывании на озере Байкал, но не финальный во всём путешествии. Впереди нас ждут отчёты о пребывании на обратном пути в столице республики Башкирия, Уфе и уездном городе Мариинске, который стал самым запоминающимся моментом всего пути в Москву.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.