Закат Абрамцева. 1899 год (58 лет). Мамонтов фактически разошёлся с Елизаветой Григорьевной (из-за солистки «Частной оперы», меццо-сопрано Любатович). Фёдор Шаляпин – звезда мамонтовской Русской Частной оперы — ушёл из неё в Большой театр. Савва Иванович Мамонтов по ложному обвинению был арестован и посажен в тюрьму. Мамонтов строил железные дороги. В это время он как раз занимался строительством Северной дороги (от Москвы, через Ярославль и Вологду до Архангельска). Мечтал превратить этот край в «русскую Норвегию». У него было много недоброжелателей. Один из них — министр финансов Витте. Сначала друг, потом интриган и предатель. В результате сложносочинённых им козней имущество Саввы Ивановича было арестовано. В наручниках его повели через всю Москву до Таганской тюрьмы. В это тяжелейшее для Мамонтова время люди вели себя по-разному -рабочие Ярославской железной дороги поддержали его и выразили в приветственном адресе уважение к Савве Ивановичу и веру в справедливость за подписью двух тысяч человек. А принадлежавшие ему акции железной дороги и Невского завода, воспользовавшись моментом, скупили московские капиталисты, в том числе родственники жены Витте. В тюрьме Мамонтову пришлось пробыть полгода.
Художники послали Мамонтову приветственное письмо: «Все мы, твои друзья... в эти тяжелейшие дни твоей невзгоды хотим... выразить тебе наше участие. Мы... провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесенное тобой в родное искусство, и крепко жмем тебе руку».
Повелением Николая II Мамонтов был выпущен под домашний арест. На судебном процессе защитником выступил известный адвокат Плевако, который убедительно доказал, что средства, взятые Мамонтовым из кассы, использовались им не в корыстных интересах. Главное упущение Мамонтова состояло в том, что перевод денег не всегда своевременно фиксировался в бухгалтерских книгах. Плевако подчеркнул, что виной всему — нездоровая обстановка в русской промышленности, где вместо честной конкуренции — протекционизм и ведомственные амбиции. А унижение и гибель такого незаурядного человека, как Мамонтов, — это подлинный вред, наносимый обществу.
Савва Мамонтов был оправдан.
Дом его на Садовой-Спасской пошел с молотка. Он сразу же покинул Москву и отбыл в Париж. Там на всемирной выставке ему вручили золотую медаль за художественную керамику: его камины купило французское правительство. Золотой медали были удостоены и изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Мамонтов не был разорен абсолютно. На Бутырской заставе снова построил имение и снова создал гончарную мастерскую "Новое Абрамцево".
Все прервалось войной.
Изделия гончарной мастерской оставались невостребованными. Мамонтов откликался на все просьбы о содействии. Но здоровье слабело. 24 марта 1918 года (77 лет), простудившись, Савва Иванович умер. Значение построенных им железных дорог стало очевидно в годы Первой мировой войны. А в искусстве памятниками ему служат картины Васнецова, Врубеля, Репина, Левитана. Абрамцевское художественно-промышленное училище. Финансированный им журнал "Мир искусства". Дягилев свои "Русские сезоны" 1907 года в Париже начал оперой "Борис Годунов" с Шаляпиным в главной роли, подчеркивая преемственность художественных принципов Русской Частной оперы. Станиславский всегда считал Мамонтова своим учителем. Также памятниками ему служат очаровательные московские особняки в русском стиле, фасады которых отделаны керамикой из мамонтовской мастерской. Памятник ему – и здание Ярославского вокзала, реконструированное архитектором Шехтелем по заданию Саввы Мамонтова. Когда-то там висел его портрет...
После Красной Революции лет 8 (1918-1926) в усадьбе ещё сохранялся музей силами младшей дочери Мамонтовых – Александры. Но в 1926 году его «перепрофилировали» и на его месте создали дом отдыха учителей. Важную роль в сохранении Абрамцевского музея-усадьбы, оказывается, сыграл Грабарь. Он был не только видным живописцем, но ещё и искусствоведом. Он отдыхал в этих местах, заинтересовался Абрамцево и добился передачи его Союзу художников, который начал здесь строительство дачного поселка. Теперь здесь поселились таланты нового времени – Мухина, Иогансон, Шмаринов, Чуйков и многие другие. А в начале 1930-х годов на территории абрамцевского музея был опять создан дом отдыха, но уже работников искусств. И опять здесь стали собираться творческие люди — художники, музыканты, актеры. Художники понимали значение усадьбы для истории культуры России, в отличие от власти – Советской. Тогда придумали изящный ход: художники аккуратно выплачивали арендную плату якобы за дом отдыха, при этом жили во вновь построенных дачных домиках, а, втихаря, восстанавливая музей в усадьбе, что в итоге позволило сохранить усадьбу именно как музей. Во время войны здесь располагался госпиталь. Восстановление усадьбы началось после войны.
Продолжение следует.
Часть 1я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
Часть 2я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
Часть 3я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
Часть 4я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
(c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.