Ни одна поездка обычно не обходиться без контакта с коренным населением места, куда вы приехали. Мы либо живём у них, либо пользуемся их услугами в сфере сервиса, или они делятся с нами своими знаниями, своей культурой, в общем, своей базой данных относительно здешних мест. Это касается и заграничных поездок, и поездок внутри нашей необъятной страны, в которой можно найти такие места, таких людей, что по сравнению с ними, с их культурой – европейцы будут казаться нашими прямыми родственниками. Культуры не делятся на страны, страны делятся на культуры. Насколько же богато и разнообразно было государство под названием Советский Союз, аж только от мысли об этом дух захватывает. Но сейчас мы имеем Россию, которая при детальном разборе представляет собой такое богатство этнических групп и культур, что недаром журнал National Geographic определил для себя одной из главных целей этого года исследование России, о которой им известно мало чего. Ткнул один из редакторов на глобусе в место, называемое Сибирью, и спросил: «А что там?» И никто точно и определённо не смог ответить. Уже почти каждый кусочек Африки досконально исследован, почти каждый малюсенький островочек на отшибе Тихого океана был описан и посещён иностранными специалистами и туристами. А Россия представляет загадку и интересную загадку. Всё большее количество людей хочет узнать, а что же там за Уральскими горами, что прячется на полуострове Таймыр, что за люди там живут и какие традиции соблюдают? Ведь наверно их жизнь так интересна и самобытна, так как, как ни старайся, но такую огромную территорию трудно обеспечить этим полезным, но и одновременно разрушительным прогрессом. Но он неминуемо со временем окажется в каждом удалённом уголке нашего мира. Поэтому нужно стремиться побывать там быстрее, а лучше сейчас.
Такие мысли меня посетили и увели меня в дебри моего мозга, когда я сел писать эту статью о коренных жителях Кавказа, а точнее о жителях Приэльбрусья (кабардинцы и балкарцы). Как и в любой стране есть и хорошие люди и плохие, и добрые и злые, и весёлые и грустные, и вредные и полезные. Но в любом случае народы Кавказа – это особые народы, стремящиеся не пускать к себе чужаков, особенно это заметно в деревнях и небольших посёлках. Практически невозможно найти здесь постоянно живущих русских. А объясняется это просто и с лёгкостью: не нужны они тут, совершенно другое отношение к жизни и отличные традиции. Приехать в гости или как турист – это одно, а постоянно жить это уже другое. С бурным развитием туризма в здешних краях люди начали понимать, что туризм это их хлеб, и очень нужный хлеб. За счёт Эльбруса живёт почти вся республика Кабардино-Балкария. На заработанные от туризма деньги можно съездить в далёкое путешествие или начать строить дом или, в конце концов, закупиться тем самым хлебом на далёкое будущее, из тех буханок, которые засохнут наделать гренок или сухарей, а из тех которые заплесневеют, например, разработать новый деликатес (как горгонцола в Италии) – что опять же деньги и популярность здешних мест. В общем, люди занимающиеся обслуживанием и живущие в достаточно благополучном Терсколе, производят хорошее впечатление. Когда вы заходите в бар, вас встретит хозяин этого заведения, поздоровается, спросит как вам здесь и постарается обеспечить наилучшее пребывание вас в его заведении. Это не может не радовать, как и жильцы частного сектора, которые поделятся с вами историями своей жизни и здешней культуры. НО, опять же НО – ребята, приезжающие из поселений, находящихся за туристической чертой, уже такого положительного впечатления не производят. И как здесь не старайся найти хоть какие-то им оправдания – безрезультатно, нет их. Но не будем останавливаться на плохом. Расскажу лучше об интересных историях, которые я подчерпнул из поездки, почти народный фольклор:
1. Сказание о дырявом столбе. В нашем царстве, в нашем государстве, на его окраине, на южной окраине в Кабардино-Балкарии, жили гордые люди, жили и никому ничего плохого не делали. Пасли скот, растили детей, дети взрослели и в свою очередь начинали растить своих детей, которые становились внуками отцов своих отцов. Воспитывались дети по всем существующим веками традициям. Кто-то целиком им следовал, и получал полную отцовскую любовь, кто-то противился и соответственно чего-то лишался. Жили эти люди в гармонии с природой, особенно в горной местности, где она сражала своей мощью и величием. Но однажды, в один момент, где-то в столице, далеко от южного уголка нашего царства был издан указ – «Отныне с ваххабитами бороться. Не допускать, чтоб ваххабизм распространялся в стороны, сжать его в кулак и уничтожить!!!» Не прошло и мгновения, как эта новость распространилась в самые извилистые закоулки гор. И была разными людьми из разных сословий воспринята по-разному. Воеводы (в данном сказе это сотрудники ГИБДД), проснувшись от необычно резких потоков ветра, почувствовали: «Нам дань данная будет теперь ещё больше» И с большим предвкушением относительно будущего дня продолжили свой очень приятный и без того уже не беспокойный сон. А остальные же поняли, что отныне смутные времена грядут. Следующий день был тих, природа будто готовила людей к неизбежному. День, два, три и началось…….
Люди перестали ощущать себя в безопасности на дорогах, в любой момент времени их могли остановить и проверить, и, проверяя и ничего не обнаруживая, всё равно находили пунктик, по которому можно подзаработать. Большинство людей терпели это, но та небольшая часть, которая всегда хочет выйти из под гнёта и не позволить себя унижать, определила для себя: «Хватит, мы живём здесь не для того что быть несправедливо обкраденными» и на совете этих отделившихся 10 человек общим решением постановили: «Пути назад нет. Уходим в горы. Как они с нами, так и мы с ними». Прошло пару дней, и в поселениях стала появляться информация об убитом хранителе правопорядка. Потом ещё об одном, и через некоторое время ещё об одном. Слухи стали расползаться со скоростью ветра. И так как ветер за это время поменял все возможные направления, то необходимая площадь информацией была покрыта. В воздухе витала новость, заголовок которой гласил: «10 смельчаков объявили войну унижениям». Забравшись в нерукотворную неприступную крепость, имя которой Кавказский хребет, и зарядив обоймы в свои автоматы, они начали по одному отстреливать своих врагов. Всего ими было убито около 9 человек. Последняя битва произошла на посту. Горцы, вынырнув из своей крепости, провели атаку на пост расположения хранителей правопорядка. Перестрелка была долгой и страшной. Давно не видели эти места такого. Но всегда всё повторяется. Единственная деталь, сейчас напоминающая об этой битве – это продырявленный со всех сторон столб. Он естественное подтверждение того ужаса, который здесь происходил каким-то временем ранее. С тех пор об отверженцах никто ничего не слышал, и никто их не видел. Появятся ли они ещё, никому не известно.
2. Про то, как два народа поссорились. Испокон веков на северном Кавказе жило много народностей. Те, кто нас интересуют, жили где-то посередине между Каспийским морем и Чёрным морем. Балкарцы – в районе Приэльбрусья (занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков) и Кабардинцы – в долинах и предгорьях Кавказа в районе современного г. Нальчик.
О происхождении:
Кабардинцы и балкарцы - представители двух коренных народов, населяющих Кабардино-Балкарию и имеющие в своей психологии и культуре много общего и много особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Особенное объясняется разным этническим происхождением. Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов.
Балкарцы - результат слияния аланов с тюркскими племенами.
Национально-психологические особенности кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысление окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.
У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.
Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению. Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее.
У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность.
Возвращаясь в прошлое можно проследить путь, приведший к трениям между двумя народами.
О выселении:
О событиях, предшествовавших выселению балкарцев, имеются свидетельства тогдашнего первого секретаря Кабардино–Балкарского обкома ВКП (б) З.Д. Кумехова. В своих неопубликованных воспоминаниях он пишет: 25 февраля в 9.00 Кобулов провел меня в вагон–салон. В салоне находились Берия, Серов, Бзиава и Филатов (последние возглавляли наркоматы внутренних дел и госбезопасности Кабардино–Балкарии). Берия встретил меня крайне недружелюбно и разразился площадной бранью и нецензурными ругательствами в адрес Кабардино–Балкарии, которая, по его словам. не удержала район Эльбруса и сдала его немцам. После того, как был исчерпан весь возможный запас ругательских слов, он сообщил, что население Кабардино–Балкарии подлежит выселению. После краткого доклада Кумехова о политическом положении в республике Берия снова повторил: …в наказание за то, что Кабардино–Балкария охвачена бандитизмом, принято решение о выселении. И дальше: 2 марта 1944 г. в Нальчик специальным поездом приехал Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова… Я, Бзиава и Филатов встретили их на вокзале. С вокзала все направились в Приэльбрусье. Когда доехали до подножия Эльбруса, Берия заявил Кумехову, что есть предложение передать район Эльбруса Грузии. На вопрос Кумехова, чем вызвана необходимость передачи, последовал ответ Берия: территория освобождается от балкарцев, и Кабарда ее не освоит. Грузия же должна иметь оборонительный рубеж на северных склонах Кавказского хребта, ибо во время оккупации этот район Кабардино–Балкария уступила немцам. Никакие доводы Кумехова не имели успеха.
Такое важное решение, как насильственное выселение народов, должно было явиться и на самом деле было как подведение черты под большой поток сообщений о положении в различных районах. Сообщения поступали по параллельным каналам: партийно–государственному, военному, госбезопасности… Так, докладная записка секретаря Калмыцкого обкома партии П.Ф. Касаткина в ЦК ВКП (б) была положена в основу обвинения, выдвинутого правительством СССР против калмыцкого народа в целом. Донесения руководства партизанского движения в Крыму А.Н. Мокроусова и А.В. Мартынова с неверной оценкой поведения татарского населения, сыграли роковую роль при решении их судьбы в Москве. По меткому замечанию А. Некрича Информация по принципу правдоподобия, содержащая лишь часть правды и сдобренная изрядной долей дезинформации, узаконенное очковтирательство были одной из самых существенных черт явления, неточно названного сталинизмом. Этот метод лег в основу заведенного дела против балкарского народа.
В тот же день Берия послал Сталину подробную телеграмму. В ней он сообщал, что ознакомился с материалами по поведению балкарцев как во время наступления немецких фашистских войск на Кавказ, так и после их изгнания, отразил, с некоторыми преувеличениями, содержания негативной части упомянутой справки. Заканчивал Берия свое донесение изложением плана: В связи с предстоящим окончательным выселением чеченцев и ингушей считал бы целесообразным часть освобождающихся войск и чекистов использовать для организации выселения балкарцев с Северного Кавказа, с расчетом закончить эту операцию 15–20 марта текущего года до покрытия лесов листвой.
26 февраля 1944 года Л. Берия по спецсвязи телеграфировал Сталину: В связи с выселением чеченцев и ингушей… предполагалось раньше включить в состав Кабардино–Балкарской АССР два района —Пседахский и Малгобекский. Однако нашли целесообразным Пседахский район передать Северной Осетии, тем более что после предполагаемого переселения балкарцев, которые занимают территорию около 500 тысяч гектаров, кабардинцы получат освободившиеся земли. В тот же день, 26 февраля, НКВД СССР за подписью Л.П. Берия издал приказ О мероприятиях по выселению из Кабардино–Балкарской АССР балкарского населения.
Все эти акты явились нарушением тогдашней конституции РСФСР и Кабардино–Балкарии, согласно которым территория республики не могла быть изменена без ее согласия.
Выселение происходило в то время, когда каждый четвертый балкарец находился в рядах воюющей Красной Армии. Каждый второй из них погиб, защищая Отечество от немецко–фашистских захватчиков. Воины–балкарцы в числе первых встретили врага на западной границе СССР, став участниками героической обороны Брестской крепости. Балкарцы защищали Москву и Ленинград, принимали участие во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском движении на Украине и Белоруссии, в антифашистском сопротивлении в Европе, в конечном освобождении народов Европы от гитлеровского ига. Многие из балкарцев дошли до Берлина, приняв участие в штурме логова германского фашизма. В составе действующей армии сражалась 115–ая Кабардино–Балкарская кавалерийская дивизия. Официальные документы отмечают мужество и храбрость балкарцев, призванных в Красную Армию. Летчик Алим Байсултанов стал первым Героем Советского Союза из уроженцев Кабардино–Балкарии, тысячи воинов–балкарцев отмечены правительственными наградами. Плечом к плечу с представителями других народов СССР они храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в разгром врага.
Когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте, обвинение в пособничестве оккупантам выглядит странным: из общего числа высланных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 — женщины, 18 процентов — мужчины. Мужчины — это вернувшиеся с войны инвалиды, глубокие старцы, инвалиды детства, оставленные по брони советские и партийные работники, сотрудники госбезопасности и внутренних дел
Вопреки конституциям РСФСР и КБАССР, Эльбрус и Приэльбрусье отходили к Грузии. С весны 1944 года отношение к солдатам и офицерам балкарской национальности изменилось. Они уже не повышались в звании, как правило, не награждались, а если и получали награду, то заниженную. Из 8 балкарцев, представленных к званию Героя Советского Союза, ни один его не получил. Спустя десятки лет, в 1990 году только Мухажир Уммаев посмертно был удостоен этого звания.
О конфликте:
Земельный вопрос в Кабардино-Балкарии является одним из главных источников напряженности. Этническое меньшинство и второй титульный народ республики -балкарцы периодически напоминают республиканским властям о своих правах на земли, которые, по их мнению, были отданы кабардинцам во время депортации балкарского народа.
Балкарская автономия в прошлом уже существовала. 6 января 1922 года этнический округ был выделен из Горской республики в Балкарскую автономную область. Но через 10 дней, эту область соединили с кабардинской. Так на карте появилась Кабардино-Балкарская АО, а в 1937 году – автономная республика в составе РСФСР.
У балкарцев советская власть отобрала статус автономии по причине недостаточного экономического потенциала территории – в Приэльбрусье, среди скал и горных долин можно заниматься только животноводством и развивать рекреационную сферу. Однако туристический комплекс здесь приобрел общесоюзное значение уже во второй половине 20 века, да и то почти весь принадлежал Москве.
Словом и в царское, и в советское время в горах Балкарии о какой-либо благополучии людей речи быть не могло. Это обстоятельство способствовало интеграции балкарцев и кабардинцев, которая наиболее полно проявилась уже в 19 веке. По речным долинам балкарцы приходили на благодатные равнинные земли кабардинских князей. Они охотно сдавали горцам землю в аренду, нанимали их работниками. Земля объединила людей разных национальностей. Постепенно стал складываться единый социум. Воспользовались им и большевики, образовав «парную» автономию. Нечто похожее происходило и между соседними народами – карачаевцами и черкесами.
Депортация нанесла большой удар по духовной и материальной культуре народа, прервала процесс формирования интеллигенции. В покинутой горной части республики не развивалась промышленность, а пахотной земли было очень мало. Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, давший работу 30 тысячам человек, в балкарских горах построили только в середине 1970-х годов.
В отличие от кабардинских общественных движений, балкарский Национальный совет не ставил вопроса о выходе республики из состава России. Напротив, свои надежды лидеры связывали с реализацией российского закона «О реабилитации репрессированных народов», принятого в апреле 1991 года. Он позволил поставить вопросы о воссоздании всех балкарских районов, ликвидированных после депортации, и о более серьёзном представительстве в республиканских властных структурах - кабардинцев во власти было гораздо больше.
Однако созданная комиссия Верховного Совета Кабардино-Балкарии по проблеме территориальной реабилитации балкарцев стала искусственно затягивать время. 16 ноября 1991 года балкарские депутаты в знак протеста покинули зал заседания Верховного Совета, а уже на следующий день съезд балкарского народа принял решение о создании самостоятельной Республики Балкария.
К середине 90-х годов в Кабардино-Балкарии, как и в целом по России, завершился раздел власти. Идеи «Великой Черкессии» и «Великой балкарской Алании» ушли в прошлое – политики и общественные деятели, как тогда казалось, угомонились. Поэтому для московских журналистов и экспертов стал неожиданностью в ноябре прошлого года немногочисленный пикет в центре Москвы, на Лубянке. Его участники называли себя представителями общественной организации «Балкария» и говорили о притеснении балкарцев в КБР. До этого в российской прессе уже стали появляться материалы об обострении «земельного вопроса» в республике.
В результате там, где прежде сельчане пасли скот, очень быстро стали появляться рестораны и игральные заведения. А в горах Балкарии «межселенные земли» оказались участками территорий с пансионатами и домами отдыха. Разумеется, у них уже появились свои конкретные хозяева. Поскольку ключевые посты в органах власти в республике заняты кабардинцами, они имеют очевидные преимущественные позиции и в бизнесе. Балкарцев не устраивает, что большая часть собственности в «их» горах и окрестностях балкарских населённых пунктов принадлежит кабардинским предпринимателям.
Два крупных балкарских селения – Хасанья и Белая речка – и вовсе попали в черту города Нальчика. Теперь разрешение, например, на постройку дома или выделение пастбищ для выгула скота дают городские власти, а не сельсовет. Жители двух селений решили провести референдум с вопросом о выходе «из состава города Нальчика», но республиканские власти заявили, что подобное голосование будет квалифицированно, как незаконное мероприятие. Но Хасаньинский сельсовет всё-таки назначил референдум на 29 мая 2005 года. За две недели до голосования у ворот собственного дома был застрелен инициатор проведения референдума глава администрации села Артур Зокаев. Убийство до сих пор не расследовано, но балкарцы не сомневаются, что оно носило политический характер. В лице Зокаева народ потерял нового лидера, поскольку генерал Беппаев, возглавив общество «Алан», стал откровенно потакать, на взгляд активистов организации «Балкария», республиканским властям.
Сегодня уже сама власть делит собственность и землю. В результате простые люди остаются без земли, что в условиях региона означает – почти без средств к существованию. Балкарцы сегодня выживают в основном благодаря натуральному хозяйству, которого у них становится всё меньше.
Если земля в прошлые времена объединила балкарцев и кабардинцев, то сегодня в республике она становится причиной раздора, приобретающего все в большей степени характер межэтнического противостояния. И, по словам представителей Совета старейшин балкарского народа, еще раз, как в 1944 году, балкарцы землю терять не намерены.
Попытка поверхностно описать увиденную культуру, к моему удивлению, переросла в нечто большее. Первый рассказ был написан со слов водителя, который меня с друзьями вёз на термальные источники к Нальчику, а второй явился следствием попытки узнать историю и суть конфликта, про который я так же услышал от нашего водителя.