Но кроме хозяина, стержня дома – Саввы Ивановича, душой Абрамцева была хозяйка, его жена – Елизавета Григорьевна Мамонтова (1847 – 1908, «Портрет Е.Г.Мамонтовой» vasnecov.ru/gallery_painting/, Васнецов).
А цветами – их дети – Серёжа, Андрей, Верушка, Всеволод и Александра. Они встретились в Италии.
Поженились в 1965 году (жениху — 24, невесте — 18) Елизавета Мамонтова — очень умная, тонкая, душевная, она умела не только накрывать обеды для гостей, вести занимательные беседы, играть с детьми, читать вслух, музицировать, она была прекрасным собеседником, другом. Идея создания домашней церкви (о ней ниже) принадлежит хозяйке Абрамцева. Она основала в Абрамцево столярно-резчицкую художественную мастерскую, положившую начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву.
Её обожал, боготворил молодой Серов. Елизавета Григорьевна вызвала у этого серьезного человека, художника большого таланта, натуры в высшей степени незаурядной и порядочной, такую любовь, какой он, по его собственному признанию, не питал даже к матери. Серов писал ей из Италии: «Я очень рад и благодарен, что не забыт Вами. Со своей стороны, Вас и Ваше ласковое чувство ко мне я никогда не забывал. Ваш образ я всегда хорошо помнил, он всегда был дорог мне, а теперь стал еще дороже. За это лето я так привязался к Вам всем, как никогда...».
Виктор Васнецов высоко ценил ум и культуру Елизаветы Григорьевны, относился к ней с глубоким уважением. «Вы, — обращается к Мамонтовой Васнецов, — со светлым и возвышенным духом необходимы нам (художникам), а уж мне-то как необходимы». Нестеров писал о ней: «Я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца. Какое счастливое сочетание большого ума и большого сердца! Какое редкое равновесие того и другого! Величайший житейский такт, мудрость жизни, неусыпная мысль к доброму деланию, скромность, простота... При всем том обаятельная в обращении с людьми, с привлекательным лицом, тихими, немного прищуренными глазами и несколько печальной улыбкой...
В моей жизни Елизавета Григорьевна, знакомство с ней в дни моей молодости, посещения и жизнь в Абрамцеве занимают немалое место». «Я часто бываю в Абрамцеве,— пишет Нестеров в другом письме,— иногда Е. Г. Мамонтова берет книгу и читает что-либо, выбор обыкновенно бывает удачным и слушаешь с неподдельным удовольствием. Так, недавно она предложила прочесть «Письма из Флоренции» Буслаева, и передо мной снова, как живая, встала чудная Флоренция, побывал я с Буслаевым в Сан-Марко и в Питти, полюбовался «Персеем», посидел у Фра Анжелико, Филиппе Липпи и у других приятелей. Хорошо стало на сердце».
У Мамонтовых было 5 детей.
И здесь Савва Иванович гениален – первые имена букв детей составляют его имя. Серёжа, Андрюша, Верушка, Всеволод, Александра.
Сергей, впоследствии занимался книгоиздательством и журналистикой. В Первую Мировую войну ушёл на фронт военным корреспондентом. Рано ушёл из жизни. Андрей, многообещавший художник, увлекался изготовлением керамики и пошел бы далеко. К несчастью, он простудился во время работ по росписи Владимирского собора в Киеве. И рано ушёл из жизни.
Верушка – это всем знакомая «Девочка с персиками. («Портрет Веры Мамонтовой» elibron.com/russian/other/img…, Васнецов; «Девочка с персиками» artprojekt.ru/Gallery/Serov/S…, Серов) Рассказывают, что один год в абрамцевских оранжереях был богат на урожай персиков. Спелые, с легким пушком на розовых боках, нежные сочные шарики подавались к столу и утром, и в обед, и к вечеру. Они лежали в вазах на террасе, по комнатам. Дочка Елизаветы Григорьевны Верушка — общая любимица и шалунья, прозванная Антокольским «Абрамцевской богиней», наслаждалась персиками. Девочка была необыкновенно хороша. Её веселый смех раздавался и в саду, и у реки, и в комнатах дома. И, видимо, глядя на Верушку, желание художника, которое владело им ещё в Италии, желание «создать что-то радостное, отрадное» нашло своё достойное выражение. Он решает, что если и писать это «радостное», то лучшего сюжета, чем эта девочка, сама похожая на персик, он не найдет. Серов рассказывал, что «работал «запоем», словно в угаре, и чувствовал, что работа спорится и все идет так хорошо, как никогда раньше». Эту картину Серов подарил Елизавете Григорьевне — своему другу. Он ни минуты не сомневался в правильности поступка, хотя отлично понимал — такие вещи написать удается художнику нечасто. Одетая в дубовую раму, картина заняла самое почетное место в столовой абрамцевского дома на много лет, пока не попала в Третьяковскую галерею (сейчас здесь в Абрамцеве находится копия).
Ещё очень интересный момент (тоже связанный с этой девочкой) — чем ближе становились отношения Мамонтовых с художниками, тем настойчивее преследовала хозяев мысль о постройке в Абрамцеве отдельного дома, где мог бы кто-то из их новых друзей спокойно жить и работать. Чтобы ничем не стеснять возможных гостей, решили дом поставить примерно в десяти минутах ходьбы от своего. В историю Абрамцева дом вошел как «Яшкин», и вот почему. «Яшкой» Савва Иванович называл Верушку за ее чрезмерную любовь к слову «я». Когда был выстроен новый дом, она объявила его своим, вот и стал он называться «Яшкиным». (Мы этот дом не видели, вероятно, он не сохранился.)
Вера Мамонтова вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. Во время венчания на невесте было то самое платье, в котором она позировала Васнецову. Однако замужеству предшествовали долгие годы любви и страданий. Как раз в то время разразился громкий судебный процесс над Саввой Мамонтовым по делу о хищениях при строительстве Северной железной дороги, и, с точки зрения главы семейства Самариных — отца жениха, человека чрезвычайно строгих принципов, этот брак был невозможен. Лишь после его кончины свадьба состоялась. Венчание прошло в ноябре 1903г. в Москве. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своем доме в городе Богородске. Один за другим появились трое детей: два сына и дочь. Но она тоже ушла рано из жизни. 5 лет счастья и семейной жизни. Воспаление легких. 32 года.
Всеволод и Александра — младшие дети, стояли у основания создания и сохранения музея "Абрамцево". У Всеволода была семья и дети. Александра семьи не имела и посвятила свою жизнь музею и воспитанию детей Верочки. Детей Мамонтовых художники использовали в качестве моделей. Всеволода писал Врубель в эскизах к "Демону". Андрея или Дрюшу можно увидеть в образе Алеши Поповича в "Трех богатырях" Васнецова. Самой популярной моделью была Верочка. Ее глаза — у "Аленушки" Васнецова, он же позднее написал ее в портрете "Девушка с кленовой ветвью". Верушка изображена в знаменитой керамике "Голова египтянки" Врубеля. Но самая известная картина, конечно, "Девочка с персиками" Серова.
Вообще все дети Мамонтовых позировали, как и для большинства полотен, создававшихся здесь, так и для ликов святых в алтаре домашней церкви Спаса Нерукотворного. Гости Абрамцево. Поленовы – брат и сестра – Василий и Елена. Если Поленова знают все, то про его сестру Елену мы узнали только здесь в Абрамцево. Узнали и потряслись. Уникальные люди. Русские.
Василий Поленов. Брат.
Поленов и Абрамцево – неразделимы. Он был здесь знаковой фигурой. Прежде всего, Поленов – профессор московского Училища живописи, ваяния и зодчества, известный художник. Поленов — старший из членов абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве он жил, писал, фотографировал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою любовь. В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи окрестных далей, крутых и пологих спусков к реке — словом, поэтические пейзажи Поленова. Здесь он пишет лиричные и дивные свои картины — «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве». Живя в Абрамцеве, Поленов с увлечением использовал свой фотографический аппарат. Дошедшие до нас фотографии того времени усадьбы и её обитателей в большинстве своем сделаны Поленовым. Он любил снять всю абрамцевскую компанию где-нибудь на прогулке, иногда заставив всех чинно усесться рядом, иногда попозировать стоя. «Был у Антокольского, — пишет Серов Елизавете Мамонтовой — видел карточки, поленовские — это восторг, чудесно, особенно те, где все сидят рядком на лавочке». Художник Поленов сочинял здесь в Абрамцеве ещё и музыку, например, к драме Майкова «Два мира», которую по традиции абрамцевских вечеров, они читали все вместе для домашнего спектакля.
Однажды, гуляя с Репиным, в соседней деревне Репихово Поленов обратил внимание на доску, украшавшую фасад крестьянской избы. Это было чудо резного мастерства неизвестного деревенского художника. Хозяев дома не пришлось долго уговаривать — взамен на новую они охотно соглашались отдать эту. Так Поленов положил начало собиранию предметов народного быта в Абрамцеве. (Сейчас этот домик-музей называется «Кухня», о нём ниже). В мае 1882 года Савва Иванович строит в Абрамцеве мастерскую для Поленова — небольшой рубленый дом.
В Абрамцеве Поленов познакомился с Натальей Якунчиковой, подругой Елизаветы Мамонтовой, они сблизились и подружились при строительстве церкви. В ней же только что отстроенной и повенчались, а жить стали в этом только что выстроенном доме, который назывался с тех пор Поленовским. Если Поленов слышал призывный клич из Абрамцева, никто не мог его остановить. «Получил сегодня телеграмму из Абрамцева, — пишет о нем жена, — от Спиро, Васнецова, Левитана, Остроухова и Мамонтовых — зовут его; поехал туда сегодня вечером...» («Осень в Абрамцево» artprojekt.ru/Gallery/Polenov…, Поленов).
Поленов и церковь Спаса Нерукотворного. Часть.I.
Поленов – главный архитектор, художник, строитель церкви Спаса Нерукотворного. Поленов сделал первый рисунок проекта церкви, когда её решили строить в Абрамцеве. Идея соорудить церковь, была Елизаветы Мамонтовой, человека глубоко религиозного. Было получено разрешение на строительство от патриархии. Василий Дмитриевич для этой цели привез в Абрамцево все свои альбомы архитектурных зарисовок. Кабинет Елизаветы Григорьевны по случаю подготовки проекта был превращен в картинную галерею, где висели поленовские этюды церквей, иконостасов, сделанных художником в путешествиях по Северу и Средней России. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого.
Он и Васнецов конкурировали в составлении проекта церкви. Но рисунок Васнецова вышел более в московском характере, чем в новгородском, и в семейном жюри к исполнению был принят его эскиз с некоторыми изменениями. Во время строительства церкви Поленов превращался и в каменщика — вместе с Васнецовым и Мамонтовым он высекал арки на тройные окна, делал проекты и шаблон купола; и занимался интерьером — он сочинил рисунок решеток, сделал эскиз иконостаса, подсвечников и другой утвари для абрамцевской церкви.
Савва Мамонтов также совершенно не избегал и не гнушался тяжелого труда и приезжал помогать по вечерам и по праздникам, так как вёл в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, как обычно, всех воодушевлял. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, и бескорыстно. Это уже были не просто строители, не просто хозяева, не просто художники, а абрамцевская малая художественная дружеская семья. Строительство церкви велось на волне художественного порыва творчества. Работа кипела.
Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента. Написал он также на вратах «Благовещенье» — одно из его прекраснейших произведений. Репин написал образ Спаса Нерукотворного. Художник Неврев — Николая-чудотворца. Васнецов — небольшой образ богоматери в иконостасе, преподобного Сергия Радонежского и несколько других малых образов. Также Васнецов расписал клиросы, и даже сам набирал мозаику пола с рабочими-бетонщиками.
«И все спорилось и кипело, и на всём веял подъём духа и энергии самого Саввы Ивановича. Нужен кузнец ковать кресты, решетки — вот он. Мастера, каменотесы, позолотчики — все по щучьему веленью. А сам везде шуткой, веселым словом подбодрит, подкрепит уставшую руку... Церковь кончена, освящена в Спасов день. Веселье, радость! Чувствуется: что-то сделано, что-то создано живое!».
Продолжение следует.
Часть 1я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
Часть 3я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t… (с)
(c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.