Между Анси и Шамбери в своё время шла нешуточная борьба за первенство в Савойе, так что французские власти, заполучившие в итоге регион, приняли поистине соломоново решение, соорудив сразу две провинции - Савойя и Верхняя Савойя: как говорится, всем сестрам по серьгам, и никому не обидно.
И если Анси способен похвастаться самыми что ни на есть открыточными видами, то у Шамбери есть свой козырь, да ещё какой - именно тут находится замок герцогов Савойских. К нему мы и поспешим скорее, тем более что улица Veyrat ведёт к подножью цитадели практически от самого вокзала, по прямой. Только одну остановочку надо будет сделать на этом пути, задержавшись на Place du Palais de Justice. Эта площадь, на которую своим главным фасадом выходит Дворец Правосудия, вполне заслуженно можно назвать кусочком Италии: её ансамбль начал формироваться в 1848 году, когда в присутствии Виктора-Эммануила II, короля Пьемонта, Сардинии и Савойи, был заложен первый камень будущей постройки. Вымощенная итальянским камнем площадь приютила также Музей изящных искусств, здание таможни, в котором нынче размещается отель, и туристический офис. В целом окружение площади смотрится достаточно гармонично, что делает его интересным памятником итальянской архитектуры - после того как Савойя отошла Франции тут процветает в основном французская культура.
Теперь пора двинуться к замку, который лежит в десяти минутах пути, так что мы вскоре окажемся возле него, а место, где нужно сворачивать налево, укажут нам элегантные ворота, кажущиеся входом в цитадель. На самом-то деле она расположена левее, поскольку ворота представляют остатки старинного монастыря доминиканцев, располагавшегося тут в средние века. Постройка, выполненная во фламандском стиле, даёт нам возможность представить, как здорово, поди, выглядели монастырские здания, впоследствии утраченные. Только всё это натуральный обман, потому что оставшаяся от монастыря постройка была капитально переделана в конце XIX века, так что о её прежнем облике судить трудно. А вид у неё, повторю, самый что ни на есть средневековый.
Теперь мы поворачиваем налево и подходим к стенам замка, перед которыми стоит парная статуя братьев Местре, самых, вне всякого сомнения, выдающихся уроженцев Шамбери: они так величественно стоят перед резиденцией герцогов Савойских, что поначалу я принял их за местных правителей. Позже обнаружилось, что на пьедестал вознесены люди, принадлежащие к творческим профессиям - философ и писатель. Оба брата получили известность в конце XVIII - начале XIX века, когда их семья верой и правдой служила герцогам Савойским. Ксавье Местре, младший брат, прославился своими литературными трудами, тогда как старший, Жозеф, сделал неплохую карьеру при савойском дворе, последовав за монархом в вынужденное изгнание, когда революционная Франция заставила того бежать из своих владений. Придворный и патриот в одном лице, Местре-старший недолго размышлял, чью сторону принять, ибо для него родина и её правитель были неразделимы. Он вовсе не рассматривал себя как эмигранта, и как, раз напротив ,продолжал за границей верно и преданно служить своему государю, сперва проживая в Турине, потом получив назначение посланником в Лозанне, и даже будучи отослан в России не забыл своих корней.