Дивногорск

Дивногорск

LAT
  • 55.95023N, 92.37511E
  • Я здесь был
    Было: 39
    Хочу посетить
    282

    28 материалов по 10 объектам,  486 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Дивногорске?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    6
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Красноярская ГЭС: снаружи и изнутри

     
    17 августа 2011 года||2 (1)| 15| 71806

    Эта заметка является частью дневника «В Сибирь "по этапу"»

    Вы думаете, побывав в Красноярске, мы смогли обойти стороной Красноярскую ГЭС? Как бы не так! Мы даже проникли внутрь! :))

    Если у вас нет машины, то добраться до Красноярской ГЭС довольно-таки сложно. Сначала надо из Красноярска доехать до Дивногорска на автобусе или на маршрутке. А это 40 километров или почти полтора часа езды общественным транспортом. Затем взять такси и проехать еще три километра к югу. Их, конечно, можно пройти и пешком, но шоссе к ГЭС идет по холмам, спускается и поднимается с горки на горку, и такая прогулка вряд ли покажется легкой и увеселительной. Можно, конечно, попробовать "вписаться" в служебный ПАЗик, которые регулярно возят на станцию работников, но и это сложно, так как их водители обычно знают своих в лицо и не берут посторонних. Но мы так хотели увидеть вторую по величине в России ГЭС, что не испугались трудностей, и однажды утром, на второй день после нашего приезда в Красноярский край, отправились в Дивногорск. Да-да, на маршрутке...

    И вот, 40 километров пути преодолены, и мы оказались в центре небольшого городка, на площади с автобусной станцией, маленьким и не очень аккуратным рынком, парой магазинчиков и кафешкой, которая, судя по объявлению на ее дверях, начинала работать только в пять часов вечера. Кстати, кроме нее, других заведений общепита мы в Дивногорске не встретили.

    Сейчас Дивногорск довольно-таки крупный по местным меркам городок. В нем живет около 30 тысяч человек, многие из них работают в Красноярске и лишь небольшая доля — на гидроэлектростанции и в сфере обслуживания в городе. Дивногорск появился на свет не так давно, а именно в 1957 году — сразу после начала строительства ГЭС и был поселком, в коем жили ее строители и их семьи. Впрочем, это место не пустовало и раньше. В конце 1880-х годов иеромонах Филарет основал здесь Знаменский скит, который с приходом в эти края коммунистов был "переквалифицирован".

    А теперь в том здании, которое от него осталось, на мой взгляд, признать скит стало вообще малореально — внешне оно представляет собой деревянную барако-образную избушку из бревен, без куполов, где разместилось несколько каких-то контор. Впрочем, восстанавливать скит из этого "безобразия", наверное, было бы очень сложно, и местные власти совместно с церковью решили возвести в Дивногорске новый деревянный храм и уже к этому приступили. Так что, возможно, через пару лет он уже украсит этот милый городок.

    А Дивногорск — городок, действительно, милый. Или, может, это мне такие нравятся? Строили его с коммунистическим размахом, как было принято в те годы. Широкие зеленые террасы, заросшие соснами, спускаются к набережной Енисея.

    А его противоположный берег украшают высоченные, зеленые отроги Саян с выступающими скалами. Кстати, об одной из этих скал дивногорцы передают из уст в уста легенду, которую и нам рассказали. Один из монахов скита был человеком верующим, но в то же время и не оторванным от жизни. И очень хотел встретить девушку, которая его полюбит. Но шли годы, а подходящая девушка все не попадалась. "Раз так, — решил монах, — то взойду я на скалу над Енисеем и брошусь с нее. И если есть бог на свете, то пусть он мне поможет!". Забрался на скалу, прыгнул и... разбился. А помог ему бог или нет, каждый теперь считает по-своему, но истинные верующие говорят, что, конечно, помог — забрал таким образом его в свое Царствие Небесное.

    Сейчас скала, с которой прыгнул монах, выкрашена в белый цвет. А рядом с ней стоят другие скалы, и у дивногорцев есть давняя традиция водружать на некоторые из них флаги.

    Так, мы даже познакомились с целой династией людей, которые это делают. Раз в несколько лет или тогда, когда флаг поистреплется, на одну из скал поднимается молодой человек по имени Ярослав со своими друзьями и устанавливает там российский триколор. До него это делал его отец, а до отца — дед: тогда он поднимал на скалу еще красное советское знамя. Кстати, в советские годы горы рядом с флагом украшала еще и выложенная из камней огромная надпись, которую можно было прочитать чуть ли не из любой точки Дивногорска: "Слава КПСС". Теперь надпись тоже изменилась, стала: "Дивногорску — 96", а количество лет, которое исполняется родному городу, ежегодно исправляет Ярослав. Правда, почему ему 96, и с какого момента ведет отчет молодой человек, мы так и не поняли.

    А, вот самым красивым и живописным местом в городе, конечно, как была прежде, так и осталось по сей день набережная. Здесь, даже несмотря на то, что за последние годы она заметно истрепалась, так и хочется остановиться, остановить мгновенье, и любоваться и любоваться красотой Енисея и Саян... Ух! Просто дух от них захватывает!

    Впрочем, в Дивногорске мы побывали не только на набережной. Перед тем, как ехать на ГЭС, мы решили погулять по этому городку, чтобы погрузиться в его атмосферу и понять, чем он вообще живет и дышит. И, как нам показалось, что, хоть и дышит он необыкновенно чистым сосновым воздухом (Дивногорск считается одним из самых экологически чистых населенных пунктов Красноярского края), но живет все-таки прошлым.

    Лишь на нескольких улицах города мы заметили хоть какой-то недавний ремонт, далеко не везде шоссе украшал новый асфальт.

    Новостроек да и просто какого-то значимого строительства мы не заметили здесь вообще, а выложенные плиткой дорожки одной из главных городских площадей — той самой, где находятся памятник жителям Дивногорска, погибшим в Великую Отечественную войну, и бетонная палатка — памятник первопроходцам-строителям, этакий символ города, заросли травой...

    Хотя, с другой стороны, Дивногорск показался нам очень чистым городком, мы не встретили здесь ни одной помойки или кучи мусора, в людных местах везде стояли опрятные урны, а фасады домов были симпатично покрашены и в большинстве своем выглядели очень достойно и привлекательно.

    Кстати, именно деревянные двухэтажные дома, кои еще сохранились на некоторых улицах по сей день, первыми появились в Дивногорске, именно они пришли на смену палаточному городку, где жили первые гидростроители. И выросли они здесь меньше, чем за год — уже в конце 1957 года из палаток переселились в них последние жители.

    А еще в Дивногорске мы побывали в городском музее. Он хоть и был маленьким, но люди, которые им занимались, чувствовалось, что делали это с душой, очень трепетно и любовно относились к своим экспонатам, и даже провели нам небольшую экскурсию по залам, где мы осмотрели множество фотографий, рассказывающих о строительстве Красноярской ГЭС и Дивногорска. Диораму станции, работу которой можно было увидеть здесь и днем, и ночью (когда "наступала" ночь, на диорамной ГЭС зажигались фонари). Модель гидроагрегата станции. Личные вещи начальник строительства Красноярской ГЭС Андрея Ефимовича Бочкина — очень достойного человека, кроме Красноярской, построившего еще Саяно-Шушенскую и Иркутскую станции, а также принимавшего участие в строительстве многих других важных объектов страны. Кресло, лампу и телефон Бочкина. В честь него в Дивногорске названа одна из центральных улиц, и на ней стоит памятник.

    В музее мы видели бетонные тетраэдры, которыми перекрывалось русло Енисея во время возведения ГЭС. Оригинальный инструмент под названием вибратор, коим пользовались только женщины. :)) Правда, весил вибратор 16 килограммов, и они им в процессе строительства всего лишь утрамбовывали грунт. :) А еще здесь была лопата Юрия Гагарина. Да-да, оказывается, в начале 1960-х наш первый космонавт тоже побывал на будущей ГЭС, и ему даже давали лопату, чтобы он копал какой-то нужный котлован. Вот такая была мегастройка!

    Ну, а мы, наконец, тоже отправились на Красноярскую ГЭС — конечно, не строить и не копать, а просто увидеть это грандиозное сооружение своими глазами.

    Строительство Красноярской ГЭС началось в 1956 году. Именно это место на Енисее, в трех километрах к югу от Знаменского скита, было выбрано не случайно. Здесь русло реки немного сужается, а гранитные скалы подступают чуть ли не к самым берегам. Это было удобно, так как, во-первых, гранит гораздо более крепкий материал, чем, к примеру, какой-нибудь песчаник, и стратегически важный объект лучше всего строить именно на крепких горных породах, а, во-вторых, он же использовался при строительстве самой плотины, и ездить за другими стройматериалами, которые могли бы его заменить, было уже не нужно.

    В общем, в 1961 году в водосливную часть плотины уложили первый кубометр бетона, через полгода перекрыли Енисей, а еще через три года теплоход "Красноярский рабочий" привел из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой турбиной для гидроэлектростанции.

    Примерно в километре от Красноярской ГЭС теперь стоит мемориальный комплекс "Слава труду". Он посвящен автомобилистам, принимавшим участие в строительстве ГЭС. В пиковый период в 1967 году в работе участвовали 1120 водителей и 842 автомобиля.

    К сожалению, сейчас мемориал не в лучшем состоянии. Многие буквы на постаменте уже отвалились, а вокруг пасутся лошади.

    Но, в целом, ГЭС строили довольно-таки долго. Так, своей проектной отметки Красноярское водохранилище достигло лишь в 1970 году, а в 1972 году государственная комиссия приняла ГЭС в постоянную эксплуатацию. Приняла с отметкой "отлично", даже несмотря на то, что при строительстве станции были допущены просчеты, повлиявшие на экологию Красноярского края. Так изначально инженеры и строители станции думали, что сооружение плотины и водохранилище приведет к тому, что в районе Красноярска появится не замерзающая зимой полынья длиной в 20 километров. На деле же длина полыньи получилась 200 километров. А из-за этого изменился климат, который стал более влажным и теплым, что отразилось на животном и растительном мире.

    Правда, если уж сравнивать вред экологии, которые приносят гидроэлектростанции, с тем, который дают тепловые, то больше его, конечно же, от вторых. А вот, рентабельности — от первых, причем примерно в два раза.

    Сейчас для того, чтобы увидеть гидроэлектростанцию во всей красе, можно подняться на мост примерно в 500 метрах от нее вниз по Енисею, что мы, собственно и сделали. Этот мост оказался автомобильным, охраняемым с обеих сторон специально обученными дядечками, но заходить на него и фотографировать с него плотину они нам разрешили — точнее, мы не спрашивали, но и они ничего против не имели.

    Кстати, именно с этого моста мы увидели единственный в нашей стране судоподъемник — сооружение, способное поднимать и опускать корабли на плотину и с нее.

    Он строился для того, чтобы суда могли подвозить грузы для строительства уже другой — Саяно-Шушенской ГЭС, которое велось позже и гораздо выше по Енисею. Собой судоподъемник представляет огромное металлическое корыто на железнодорожных колесах. Судно прямо с воды загружается в него, а затем по рельсам с шириной колеи аж девять метров спускается или поднимается на плотину. Внизу у плотины есть специальная бухточка с небольшим причалом, где оно покидает корыто и плывет дальше, куда ему нужно.

    Но вернемся к гидроэлектростанции. Конечно, посмотреть на нее только с моста нам показалось мало, и мы отправились осматривать ее изнутри.

    Если же вспомнить ее технические характеристики, то Красноярская ГЭС не только вторая по величине в России, но и седьмая в мире. На ней работают 12 гидроагрегатов мощностью шесть тысяч мегаватт. 85 процентов электроэнергии, выработанной Краснояркой ГЭС потребляет Красноярский алюминиевый завод, а все остальное идет на нужды граждан. Всего на станции сейчас работает около 500 человек и больше 50 процентов из них — это мастера и инженеры с высшим образованием. Конечно, в советские годы персонала на станции было задействовано гораздо больше. Но это связано не с тем, что сегодня пришлось сокращать рабочие места по материальным соображениям (персонал на Красноярской ГЭС, кстати сказать, получает неплохие зарплаты), а с тем, что и сюда пришел технический прогресс: если раньше все замеры и их обработка проводились на ГЭС вручную и для этого требовалось много специалистов, то теперь этим занимается автоматика, а специалисты лишь фиксируют показатели — температуры, вибрации, уровня масла, испытания теплоизоляции и прочего.

    Мы с Антоном попали в машинное отделение станции и увидели это собственными глазами. В огромной зале слышался небольшой гул, пол немного подрагивал, но на этом ощущение того, что мы находимся в самом, что ни наесть сердце гидроэлектростанции, где, казалось бы, все должно шуметь, вращаться и быть залитым машинным маслом, заканчивалось. В зале было светло и чисто, на всем его протяжении в ряд стояли круглые красные механизмы — так выглядели верхушки гидроагрегатов, а вдоль стен были установлены компьютеры и приборные панели, за которыми сидели оперативные работники и фиксировали показания приборов. Вот, собственно, и всё.

    Меж тем, оперативный персонал, к которому относятся мастера и инженеры станции, считается одним из самых главных. Без них точно бы не получилось никакой работы. А ведь Красноярская ГЭС функционирует круглосуточно, и именно эти сотрудники, трудясь здесь в две смены по 12 часов, не позволяют ей остановиться ни на минуту.

    Еще нам рассказали, что, конечно, самая интересная и интенсивная работа начинается на станции во время весеннего паводка. В эти дни вода в Енисее обильно прибывает и сотрудники ГЭС должны особенно четко следить за тем, чтобы вся аппаратура и оборудование было в рабочем состоянии, а, к примеру, не находилось на каком-нибудь плановом или профилактическом ремонте.

    И хотя на самой станции решение о том, открывать дополнительные затворы для пуска воды или нет, самостоятельно не принимается, а делается в согласовании с вышестоящей организацией, все оборудование должно быть наготове, чтобы в случае необходимости это сразу же сделать. Кстати, что касается гидроагрегатов, то с 1995 года уже девять из них заменили на новые, осенью этого года заменят десятый, а в течение еще двух лет — два последних: одиннадцатый и двенадцатый. Так что, катастрофы, которая несколько лет назад случилось на Саяно-Шушенской ГЭС, на Красноярской ГЭС, как нас заверили, произойти не может.

    Ну, а мы еще немного прогулялись вдоль нижнего бьефа станции, посмотрели на 24 водостока — огромные бетонные трубы, внутри которых вода свободно падает вниз, тем самым, в принципе, и вырабатывая энергию. А затем отправились в обратный путь — в сторону Красноярска.

    Увидеть фотоальбомы можно здесь:
    Красноярская ГЭС - часть 1. Дивногорск - родина станции
    Красноярская ГЭС - часть 2. Важные моменты
    Красноярская ГЭС - часть 3. Нижний бьеф, судоподъемник и др.
    Красноярская ГЭС - часть 4. Машинное отделение
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: tourbina.ru/authors/Annataliy…

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Дивногорск
    сообщить модератору
    • tuzyra
      помощь
      tuzyra
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 ноя 2013
      13 ноя 2013, 08:41
      удалить
      Подскажите пожалуйста с кем договаривались чтобы попасть на экскурсию в машинный зал?
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      14 ноя 2013, 05:52
      удалить
      Мы договаривались с пресс-службой. Но получилось именно, как журналистам. Но экскурсии у них официально там тоже проводят.
    Наверх