Сколько раз я был в Киото? Наверное, раз десять, но кажется, будто миллион, потому что каждый раз даже за несколько часов получаешь целый концентрат впечатлений.
Киото – город маленький, и одновременно огромный. С верхних этажей железнодорожного вокзала его можно окинуть взглядом с южного конца до северного, с восточного до западного – паутина улиц и бесформенное нагромождение бетонных домов (современная городская архитектура здесь так же ужасна, как и везде в Японии), но стоит спуститься вниз и начать ходить по этим улицам, как обнаруживается, что у города просто какое-то бесконечное количество измерений.
История, религия, старые постройки, сады. Гейши, еда, праздники. Горы, реки, бамбуковые рощи, онсэн, и даже, прости господи, музей манги (в котором я до сих пор не был, каюсь). Киото осенью отличается от Киото весной, Киото зимой отличается от Киото летом, и Киото утром отличается от Киото вечером.
Времени, чтобы гулять по городу, в эту поездку не было. Но после стольких лет, просто приехать и подняться на смотровую площадку Киото стэйшн – и мне уже хорошо.
Смотрим на запад из навесного стеклянного коридора наверху станции. Ужасная Киото-тауэр неизбежно лезет в кадр, но можно притвориться, что её нет, и смотреть на горы Арасиямы на горизонте.
Восточные горы – моя любимая Хигасияма. Пагоду Храма Чистой Воды видно со станции невооружённым глазом, и от неё я могу мысленно проследить весь пеший маршрут до самого Серебрянного павильона, пройденный мной не один раз. Где-то дальше на северо-востоке – Гора Хиэй (атмосферный храм Энрякудзи и виды на озеро Бивако), а ровно на севере – Курамаяма (небезызвестное в узких кругах место рождения рейки, и очень симпатичный онсэн).
Западные горы – Арасияма – это толкучка во время цветения сакур, крутейшая бамбуковая роща и один из моих любимых киотских храмов, Дайкакудзи. Потом горы кончаются, и на юг до самого моря простирается равнина. Где-то там – Осака, Нара, Удзи, совсем недалеко от Киото – Фусими с его бесконечными ториями и замком, на который уже много лет смотрю со станции, но в котором до сих пор не побывал. Ещё ближе и немного восточнее – храм Тофукудзи и его замечательные песочные сады.
А под самыми стенами вокзала – кажется, можно протянуть руку и достать – храмы Западный и Восточный Хонгандзи (всё ещё частично на реконструкции), и (самая большая в Японии) пагода храма Тодзи.
Ещё десяток любимых мест я могу найти и вспомнить, глядя на город с высоты. Ничего, что у меня мало времени. Я подышу этим воздухом, погуляю вокруг станции, зайду в сад Сёсэй-эн. Потом съем шоколадное парфе и поеду обратно в большой кансайский мегаполис.