Утро началось с того, что все мы, и Георгий тоже, дружно проспали. Поэтому выехали из отеля вместо планируемых семи часов в начале десятого. Хотя это у меня особого огорчения не вызвало. Более-менее выспались. Загрузились, выкатились на трассу и дунули.
Море было видно не часто, но ботаника вокруг продолжала буйствовать. Вообще всё вокруг казалось каким то нереальным. Как на рекламных проспектах. С теми-же нереально-яркими цветами.
Славка поинтересовался, как называется регион, по которому мы едем и в ответ мы услышали: «Колхида»- и после паузы-«Древняя Колхида».
На немного саркастический вопрос: «И насколько древняя? Это от Язона, что-ли?»
-он ответил: «Ну, Язоном тогда ещё и не пахло. Язон - можно сказать почти наш современник». После чего вдался в исторический экскурс. Кроме того, что мы в дальнейшем увидели, это была, пожалуй, самая интересная составляющая нашего путешествия. Говорил он не спеша и со вкусом. Видно было, что сама тема ему не без удовольствия. Хорошо, что мобильник у меня с диктофоном, который я сразу же включила и потом его приходилось держать включённым почти всё время. Автомобильный зарядник пришлось срочно покупать в Поти. Так что многое из дальнейшего моего повествования является почти полным изложением рассказов Георгия.
Историю Грузии можно начать с верхнего палеолита. Потому что когда я попыталась блеснуть эрудицией и высказалась на счёт Дманисского человека (более полутора миллиона лет назад), Георгий сказал, что его вообще человеком, по крайней мере прямоходящим, назвать вряд ли возможно. И тем более к истории Грузии это прямое отношение мало имеет. По видимому забрела некая группа питекантропообразных на территорию Грузии. Хотя тоже как не крути - история. А вот первые обнаруженные оседлые пещерные поселения в высокогорье и именно прямоходящих (Homo Erectus) датируются более чем за 40 тысяч лет до нас. А потом ледниковый период наступил и люди больше стали в долинах селится. В частности по реке Риони (которую мы переехали, как только из Поти выехали). В основном в верховьях. Там пещер много. А потом, 6-8 тысяч лет назад (мезолит) вообще потеплело и люди расселились в Закавказье повсеместно, перейдя к земледелию и скотоводству. Кобулети, который мы вчера проезжали - так там тоже древние поселения обнаружены. Ну а где скотоводство, там возникает естественный соблазн не самому пахать, а быка для этой цели приспособить. Но это уже позднее. Где-то 4-5 тысячелетие до н.э. Когда научились изготавливать медные орудия и потихоньку освоили бронзу. (Энеолит и переход к бронзовому веку. Начиная с 4 тысячелетия до н.э.). К этому периоду относятся найденные археологами остатки плугов и упряжи. С термином Куро-аракская культура мне приходилось сталкиваться, но что меня удивило - оказывается Куро-аракская культура располагалась не только в бассейнах реки Кура ( в древних источниках -Кир, отсюда тюркское -Кюр) и Аракс (в Армении), но и доходила до среднего течения реки Риони.
Что меня слегка огорчило, так что к этому периоду относится и конец матриархата в Грузии. (Но, само собой, не только в Грузии. Кто-ж тогда о границах знал?) Оказывается, пока мужики по много дней торчали на охоте, да ещё и часто приходили с пустыми руками, дома, естественно, женщины заправляли и мужиков собранными корешками подкармливали. А как мужики дома осели (пахать там, сеять, траву косить), так бразды правления и перехватили. До сих пор для себя не решила - хорошо это, или плохо.
С наступлением Бронзового века Куро-аракская культура сменяется на Курганную или Триалетскую культуру. На вопрос: «А почему сменяется?» Георгий ответил, что неизвестно. Скорее всего условное деление. А чем курганы хороши - их разграбить трудно. Поэтому всё то, что туда было положено, до наших дней и дошло. Можно сказать - в наши дни уже разграблены. Хоть и археология, но мало ли мы, из-за несовершенства современных методов пропускаем. «Но это» - сказал он, - «моё личное мнение.»
Так вот, в этих курганах и найдены кроме деревянных изделий (причём это уже искусство. С резьбой и украшениями), ещё и серебряные и золотые кубки.
Я поинтересовалась, откуда в Грузии такое разнообразие металлов? На что Георгий сказал, что всего этого в Грузии достаточно (тут я вспомнила про магнитный песок). Единственно с оловом, по видимому, напряжёнка была. Только позднее стали откуда-то завозить. Вроде бы с юга. В ранних бронзовых изделиях вместо олова мышьяк применяли. А мышьяка в горах полно. При Советах несколько комбинатов обогатительных работало. Сейчас схлопнулись. А что касается золота, то в Сванетии до сих пор некоторые семьи старательством живут. Песок моют.
На попытку Славки проявить эрудицию и вставить «А! Золотое руно!», он ответил: «И Золотое руно. До него тоже дойдём.»
Где-то за две с половиной тысяч лет до н.э. начинается эпоха так называемой поздней бронзы. Тогда окончательно складываются более-менее различаемые западно и восточногрузинская культуры. (Западная Грузия - это где мы сейчас находились.) В частности широко известны колхидские бронзовые топоры.
Тут Георгий отвлёкся от археологии и подался в социологию.
«К этому периоду относится начало распада родоплеменного и зарождение классового общества.
Быстрое развитие хозяйства вызвали распад родовой общины. Отдельные семьи уже могли сами вести свое хозяйство и необходимости им жить в родовой общине уже не было. Поэтому некоторые семьи отделяются от своего рода и поселяются на другой территории. Их объединяет уже не столько родственная, т. е. кровная связь, сколько соседство. Таким образом, родовая община сменилась соседской общиной. В то же время появляется частная собственность. Выросший уровень развития хозяйства давал возможность производить продукцию с избытком, которую можно было обменять на другие вещи. До тех пор, пока продукты труда людей были общей, все члены общины были равноправны и действовал принцип их справедливого распределения между ними. А как частная собственность возникла, так появились богатые и бедные, из племени выдвигается привилегированная часть: Это вождь племени и приближенная к нему знать, жрецы, которые стремятся сменить выборность вождя племени наследованием. Чаще стали и столкновения между племенами. Ну а добыча, ясное дело, в первую очередь доставалась знати и воинам. Взятых в плен превращали в рабов и к работе приставляли. Более сильное племя подчиняло себе более слабые племена. Стали постепенно создаваться племенные союзы. Тут уже можно и о возникновении нации поговорить»
К этому времени мы уже въехали в город Поти ( древний Фазис) и остановились около магазинчика с большой вывеской «Second hand»..
На наше предложение, не лучше ли нам затовариться в приличном бутике, Георгий сказал, что там толковое всё равно ничего не купишь. Сезон не тот. А здесь как раз будет то, что нам нужно. Он извлёк и предъявил свою куртку совершенно зимнего вида. Смотрелась она под уже начавшим всерьёз припекать солнцем абсолютно одиозно, но тут мы начали потихоньку прочувствовать всю серьёзность предстоящего путешествия и безропотно вошли в магазин. Георгий сам полез копаться в развешенной на плечиках верхней одежде и извлёк и заставил примерить пару добротных, пуховых курток с капюшонами. Джинсы наши, пощупав, одобрил, а на кроссовки , почмокав губами, сказал, что сойдут.
Никогда не думала, что буду покупать что нибудь в «Second hand» -е.
Продолжение следует
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.