Предыдущая глава - Каникулы с бедуинами (иорданская осень 2008)/начало Увидеть Петру и …жить дальше За сильными эмоциями туристы отправляются в Петру. В этот затерянный мир - город, вырубленный в скалах и меняющий свой цвет от бежево-розового до темно-коричневого – в зависимости от солнечного света.
Этот город был для человечества «вне зоны» почти 2 тысячи лет. Потомки набатейцев – древнего и загадочного народа, пришедшего ниоткуда и ушедшего вникуда, - держали в большой тайне существование Петры.
Тайна открылась миру 200 лет назад. Когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт, отправившийся на поиски истоков реки Нигер, обнаружил Петру - затерянную столицу Набатейского царства, расцветшего еще до нашей эры.
Билеты в Петру можно купить на день, два и три. Стоят соответственно 21, 26 и 31 jd (примерно $29, 36и 43) (Такие цены были в сентябре 2008г. С 1 ноября 2010 вход в Петру стоит 90 jd - есть ли трехдневные билеты - не знаю - прим. автора).
Самое лучшее время для начала путешествия – раннее утро, когда нежарко и людей немного. Ворота открываются в 6 утра, закрываются в 9 вечера, хотя местные бедуины утверждают, что зайти и выйти можно в любое время суток – главное знать места. Идти надо обязательно с водой и покрытой головой – чтоб не спечься.
Четвероногое такси
«Taxi with air condition», - предлагают мальчишки-бедуины сразу за входом в Петру. И подводят к туристам осликов, лошадей и верблюдов. А те, невзирая на пассажиров, иногда наваливают за собой кучки. К слову, когда идешь, нужно смотреть под ноги. На всякое можно наступить.
Не успела я пройти и сотни метров, как меня уже знакомят. То с Майклом Джексоном, то с Биллом Джоэлом, то с Казановой….. Своих осликов петренские мальчишки называют по именам.
Все встреченные в Петре бедуины, включая восьмилетнюю Тамам, продававшую с дедушкой восточные украшения, сносно говорят по-английски. Некоторые знают немного по-русски. Один может изъясняться по-китайски. «Кто вас учил?», - спрашиваю мальчишек. «Туристы, - весело отвечают они, - нам говорят, как произносить слова, и что они означают».
Людей много. Экскурсии звучат на разных языках. Многие, кто пришел без экскурсовода, периодически заглядывают в путеводитель «Lonely Planet» - довольно популярный у европейских туристов книжный гид по странам.
Через несколько сотен метров от входа в Петру начинается самая завораживающая часть пути. Пространство сужается до узкого ущелья между скалами – примерно от двух до пяти метров. Высота скал достигает ста, а иногда и двухсот метров. По этому длинному ущелью Сик идти придется более километра. Это единственное место, куда солнце практически не заглядывает – светит, но не греет.
Глаза шалеют от всех оттенков, в которые природа раскрасила скалы: от песочно-желтого до темно-коричневого, включая розовые, алые, красные.
Город сокровищ И вдруг… Дойдя до конца ущелья, понимаю, что сейчас должно появиться Нечто. Впечатление, словно заглядываю в огромную замочную скважину и вижу кусочек иного мира - неведомого и пока недоступного.
Сквозь расщелину в скалах виден фрагмент сооружения с колоннами. Если стоять очень долго, можно наблюдать, как его окрас меняется от бледно-розового до кирпично-терракотового – поднимаясь из-за скал, солнце раскрашивает все вокруг в свои цвета. Я не спешу делать последние шаги. Предвкушаю, что увиденное может поразить.
И увиденное действительно поражает. Передо мной – высеченное в скале красивейшее здание со статуями и шестью колоннами. Это - Treasury (Al-Khazneh) – Сокровищница.
Как мог человек создать подобное – непостижимо. Оторвать взгляд и фотоаппарат от этого совместного творения природы и человека невозможно. Недаром Петра вошла в список «новых семи чудес света» по итогам прошлогоднего голосования, в котором участвовали более 90 млн. человек.
Перед Сокровищницей – два отдыхающих верблюда. Возле Сокровищницы – два бедуина в древних одеяниях. У большого лотка с сувенирами – любопытствующие туристы. По всей Петре таких лотков с местными украшениями и бутылочками с цветным песком - множество.
А в самой Сокровищнице, гласят предания, спрятаны огромные набатейские скарбы. Их ищут бедуины, ищут ученые. А герой фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» искал здесь Чашу Грааля. Финал «Индианы» снимался именно в Петре.
Ты все поймешь, когда увидишь сам… До захода солнца брожу по древнему городу, где почти все здания высечены в скалах: набатейские храмы, величественные гробницы, древний театр на 3,5 тыс. зрителей, монастырь, ставший усыпальницей одного из набатейских королей…Удивительный город – с такой развитой системой водоснабжения и защиты от врагов, что современные люди удивляются до сих пор.
Бедуины официально уже не живут в Петре. После долгих уговоров и переговоров с правительством оседлые кочевники переселились в построенную для них неподалеку деревню. Теперь в Петру они ходят зарабатывать деньги на туристах.
Добравшись до Монастыря Al Deir, расположенного на одной из самых высоких скал в Петре, слышу красивую мелодию. Влекомая звуками, поднимаюсь выше. «Хочешь чаю с мятой, - предлагает играющий на, похожем на лютню, инструменте бедуин. Мы усаживаемся в бедуинском шатре, откуда открывается потрясающий вид на горы и долины.
Мусса – так зовут гостеприимного хозяина обители - никуда из Петры не переселялся. Шатер – и дом его, и работа – парень торгует украшениями, которые в деревне делают бедуинские женщины. Из предметов интерьера в его жилище – матрац да пара табуреток. Из кухонной утвари – примус, чайник, чашка с тарелкой. Из средств передвижения - пасущийся рядом осел. Зимует Мусса в одном из набатейских домов, тысячелетия назад вырубленных в скалах его предками. «Здесь просторно, - показывает он мне свою пещеру, - когда ко мне приходят гости – места переночевать хватает всем».
Мусса никуда не собирается переезжать со своей скалы. «Ты поймешь - почему, если хоть раз встретишь здесь рассвет и закат».
Вздыхая, плачут свечи
Для полноты ощущений в Петре надо побывать и ночью. По понедельникам и четвергам здесь идет представление «Petra by night».
По обеим сторонам ущелья Сик на земле стоят горящие свечи. Их - сотни, а может, - и тысячи. Люди идут молча – словно боятся нарушить ночную тишину. На площади перед Сокровищницей – расстеленные на земле подстилки. Зрители рассаживаются. Бедуины разносят сладкий чай с мятой. Представление начинается.
Звучит длинная бедуинская песня. Увы, слова непонятны. Но кажется, что человек поет о своей жизни… или о жизни своего кочевого племени. Звучит еще одна мелодия – такая же долгая, как долог путь бедуинов по пустыне.
Один из артистов-кочевников рассказывает о традициях и быте своего народа. Свечи потихоньку догорают. Представление заканчивается…
Продолжение - Каникулы с бедуинами (иорданская осень-2008)