Кто хоть раз побывал в Альпах, наверное согласится, что это - неизлечимая болезнь. Они манят, они снятся по ночам, они не отпускают. И вот, наконец, долгожданный отпуск в середине июля 2004 года. Опять встреча с Альпами. На этот раз - Швейцария. Рискнули первый раз взять с собой в горы нашего шестилетнего сына, а поэтому подстраховались и заказали турпакет "Отдых для всей семьи". В пакет входило: отель, завтрак и ужин, пара экскурсий и доставка из аэропорта Мальпенза (Милан) в альпийскую деревушку Мейринген (в некоторых транскрипциях Майринген) и обратно.
По пути из аэропорта сделали остановку в Лугано - столице итальянского кантона Тичино. Горы здесь ещё не высокие, растительность южная, городок расположен на берегу живописного озера, населённого утками и лебедями. Прогулявшись по набережной под лучами тёплого южного солнца, мы разомлели окончательно после бессонной ночи и перелёта. Остаток пути по немецкой части Швейцарии прошёл в упорной борьбе со сном. За окном мелькали потрясающие виды, горы становились всё выше и величественней, мы успели заметить, что в Швейцарии они гораздо массивней, чем в Австрии.
Добрались до Мейрингена лишь к вечеру. Наш отель назывался "Шерлок Холмс". И совсем неспроста. Именно в местечке Мейринген, в Швейцарии, на Рейхенбахском водопаде произошла смертельная схватка между Холмсом и профессором Мориарти (о чём свидетельствует рассказ "Последнее дело Холмса"). Поэтому Шерлок Холмс здесь в большом почёте. В центре деревни великому сыщику даже памятник установлен.
Вот этот самый Рейхенбахский водопад мы и побежали смотреть следующим утром, впрочем, он был виден даже из окна нашей гостиницы. К водопаду поднялись на фуникулёре. К счастью, мы были единственными туристами в это утро. Панораму никто не загораживал, у водопада никто не топтался, и мы вдоволь насладились его рёвом. Выйдя на одну из многочисленных троп, пошли дальше к реке Ааре, где километром выше Мейрингена она образует живописный каньон в скалах. Шли не спеша, любуясь альпийской природой. Карты с собой не было - указатели натыканы через каждые десять метров, заблудиться там может ну, только совсем уже дебил. Ребёнок наш был несколько ошарашен – такой природы он ещё не видел. Что до нас двоих, то окружающая в данный момент природа вызывала двоякое чувство в наших душах - с одной стороны - необыкновенной красоты виды, покой и умиротворение, но с другой - в этих выложенных камешками тропинках, лавочках, указателях, выхоленных, встречающихся по пути туристах преклонного возраста с натянутыми улыбками, ощущалась какая-то фальшь. Это был, конечно, не Большой Кавказский Хребет за год до начала войны Абхазии с Грузией. Вот там был экшен и экстрим, а здесь - один большой горпарк. Впрочем, к хорошему привыкаешь быстро, и скоро мы перестанем сравнивать Альпы с Кавказом, Крымом, Алтаем и отрогами Сихотэ- Алиня. Всё это канет в прошлое, и я безумно полюблю Европу, Альпы, живописные и тихие альпийские деревушки, а ночёвкам в палатке предпочту уютные циммеры с сытным завтраком. Всё познаётся в сравнении, и человек, как известно, ищет, где лучше (так же, как рыба, где глубже).
Но вот, наконец, мы в каньоне. Река бушует, солнце в ущелье почти не проникает, идти по деревянным подвесным тротуарам немного страшновато – Ааре широкая река. Пройдя каньон насквозь, мы вышли к началу нашей деревни. День подходил к концу. От переизбытка кислорода всё время хотелось спать.
Следующим утром заспешили мы к автобусной станции. В этот день нам предстоял большой перегон. Нашей целью был ещё один водопад – Труммельбах, находящийся прямо внутри скалы и падающий сверху по спирали. В общем, нечто уникальное, созданное самой природой. До деревни Лаутербрюннер, где находится водопад, добирались очень долго, двумя автобусами по горным дорогам через перевал, через горный курорт Гриндельвальд на Чёрной Лючине (высота 1034 метра над ур. моря), затем на горном поезде, который промчал нас мимо знаменитой вершины Юнгфрау. В Лаутербрюннере нас застала гроза, пришлось пережидать на крыльце чьего-то частного дома, слава Богу никто не выгнал. Ну, стоило помучиться! 20000 литров воды каждую секунду обрушиваются в проточенный ими в скале спиральный, как штопор, колодец. Водопад, конечно, потрясающий. Однако, будьте готовы к тому, что внутри скалы очень холодно, скользко, шумно, круто и темно. Поездка к Труммельбаху сожрала у нас ровно треть всех взятых с собой денег. Цены в Швейцарии о-го-го! В связи с непредвиденной дороговизной на билеты, пришлось откинуть мысль побывать в Церматте и полюбоваться на гору Маттерхорн. Мы сосчитали оставшиеся франки и поняли, что далеко нам не уехать.
Но в окрестностях Мейрингена тоже было немало интересных мест, и следующий день был посвящён двум небольшим городкам – Туну и Шпицу. Тем более, что погода в этот день не располагала к походу в горы – шёл мелкий дождь. Самое время посетить местные замки. Тунский замок довольно мрачен – в 1322 году некто Эбергард убил здесь своего брата Гартмана. Интерьер замка состоит из всевозможных камер пыток, оснащённых цепями, клещами и прочими ужасающими предметами. Тюрьма тюрьмой. В Шпице замок повеселей. В нём, похоже, всё-таки жили, а не пытали родственников. Особенно поразили меня портреты династии владельцев замка. Впечатляющие благородные лица. Я долго не могла их забыть.
Следующий день прошёл в Цюрихе и на Рейнском водопаде. Цюрих не впечатлил совершенно – обычный, серый город. Рейнский водопад кишел туристами – не протолкнуться. Высота водопада всего 23 метра, но каждую секунду с неё падают 750 кубометров воды. Здесь же Швейцария граничит с Германией.
Утром следующего дня мы поднялись по канатной дороге на гору Планплаттен, высотой 2245 метров. Высочайшая вершина тех Альп, у подножия которых расположен Мейринген – гора Финстерааргорн ( 4274 м ). Там у них со всех сторон одни сплошные горны. Температура воздуха на леднике даже в разгар лета редко превышает 0 градусов. Поднявшись на специальном горном поезде на высоту 3475 м, можно уже кататься на собачьих упряжках. Вообще, вся Швейцария – один сплошной большой аттракцион. Цены умопомрачительные. Народу – прорва. Миллиарды баксов оборачиваются ежедневно! Не удивительно, что именно швейцарцы – самая богатая нация в мире. Но, по слухам, они же на первом месте в мире и по относительной численности самоубийц. Так что сочетание глубоких пропастей со сверхдоходами опасно для жизни.
Подъём на Планплаттен поделен на три части, нужно сделать три пересадки. На втором перегоне вдруг вырубилось электричество, и мы провисели над пропастью добрых десять минут. Вагончик был маленький, кроме нас троих с нами никого не было, и я там знатно поскулила. На вершине оказалось всего 11 градусов тепла и почти нулевая видимость. Одеты мы были совсем по-летнему, поэтому вниз побежали бегом, чтобы согреться. У нас на этот день был запланирован большой поход по «Стране Гномов». В основном ради ребёнка. Есть там пара маршрутов специально для детей - домики, гномики, мельницы, можно зайти в домик, полежать на гномиковой кроватке, посидеть за их столиком. У одного домика даже горел очаг. Всё это, действительно, напоминало сказку - никто не мусорит, не ворует, не гадит. Гномы-то, оказывается, культурный народ. Трудно представить нечто подобное где-нибудь в России. Да что в России, даже в Израиле. Лучше и не представлять.
Совместив два маршрута в одном походе, мы протопали около 30 км. Поэтому, путешествие по волшебной стране затянулось до самого вечера. Спускались мы в Мейринген уже в сумерках и совсем обезноженные. По дороге нас застал дождь, так что ко всему, мы ещё и промокли. Малыша пришлось слегка подтащить, что усугубило нагрузку на почти отвалившиеся ноги.
На следующий день была плановая экскурсия с гидом в Люцерн. Она, наряду с экскурсией в Цюрих и на Рейнский водопад, была включена в стоимость нашего пакета. По дороге, в автобусе гид (она же сопровождающая группу) должна была прочитать авторскую лекцию под названием «Три Гельвеции или одна Швейцария». Открыв ноутбук и обложившись тетрадками и листами И.К.(назову её так) принялась за прочтение лекции. Через десять минут народ в автобусе начал медленно засыпать. Пробудился он на недоумённом вопросе: «Вам, наверное, скучно, вы все спите? А давайте я лучше стихи почитаю». И прочла с выражением несколько стихов Бродского. Когда запас Бродского иссяк, пошёл в ход Высоцкий. А про три Гельвеции и одну Швейцарию, все вскоре забыли и простили И.К. все её ляпы. Да какая разница так называется это озеро или эдак, Рона эта речка или Рейн? Гельвеция, Швейцария - один, как говориться, хр...н. Главное стих с выражением прочитать. Заинтересовать народ поэзией, а не пичкать его трудновыговариваемыми названиями, которые он тут же и забудет. Но мы после этой поездки единодушно пришли к мнению: больше никогда не совершать такую ошибку - брать организованный тур. Пока мы в здравом уме и в состоянии передвигаться - только сами, без чьих либо услуг.
По приезде в Люцерн, так же, как и в Цюрихе, мы распрощались с группой и ушли бродить по городу самостоятельно. Времени выделено было всего три часа (ещё один минус организованного тура - привязанность к группе и автобусу). Люцерн - чудесный городок с чудесным озером. Весь город похож на декорацию к спектаклю. Сказочно-игрушечный.
Завершалось наше путешествие. Утром последнего дня мы ещё раз обошли такой полюбившийся нам Мейринген, пофотографировались на долгую память и двинулись в обратный путь. По дороге в аэропорт сделали ещё одну остановку, посетив висячие сады на острове Bella, где во дворце Borromeo до сих пор проживает самый настоящий принц, правда уже довольно преклонного возраста. Это уже была северная Италия, Лаго Маджоре. Шикарнейший и дорогущий курорт Стреза. Таким образом, с посещением Швейцарии, вершина нашего семейного благополучия на тот момент была достигнута.