На среду, 6 апреля 2011 г., было намечено моё второе появление в вайгарской папуановогвинейской школе, с выступлением. Расскажу о школе и об обучении в Папуа-Новой-Гвинее вообще.
Младшая школа (primary school) есть в каждом большом и среднем поселении ПНГ. Обучение тут бесплатное и обязательное, то есть все должны ходить – класса примерно до восьмого. Учителей часто направляет государство, многие – приезжие – живут тут же при школе, каждый может преподавать любой предмет. Много есть религиозных школ, при христианских миссиях, в основном – католические.
В старшей школе (high school) учатся ребята с 9 по 12 класс. И тут уже – не обязательное обучение. И платное. Старшая школа бывает одна на район. Вайгарская старшая школа – одна на несколько районов. Построена в отдельном месте, и в ней – около 800 учащихся и около 35 учителей. Почти все ученики живут тут же, в общежитии, при школе. И только некоторые каждый день приезжают учиться. Учителя тут же живут. От посёлка далеко, километров восемь – чтобы не просто было разбежаться?
Обучение стоит денег, не малых для Папуа. За год приходится платить примерно 1000 кина (400 долларов). Точная сумма зависит от класса, от пола (мальчикам учиться чуть дороже) и от того, живёт ли ученик дома или при школе. Живущие дома платят, округлённо говоря, 700 кин, но экономия достигается лишь при пешеходном добирании в школу. Транспортное добирание съедает всю скидку. Учащиеся не работают (ну кроме трудов по уборке территории), еда там готовится на всех, дополнительные бананы и ананасы можно купить у местных тётушек, выставляющихся с торговлей прямо на территории школы.
Учебное заведение состоит из многих одноэтажных сараев, в каждом – по паре классов. Все классы заставлены партами. В одном небольшом классе сидит по 45-50 человек, проходы очень узкие. Около доски только и можно что втиснуться боком. В других школах ПНГ тоже очень плотно все сидят, классы маленькие, все стены завешаны информацией, текстами и наглядными пособиями, плотность учащихся вдвое выше, чем в России.
Все учебные заведения в ПНГ имеют религиозный уклон. Христианство преподаётся в каждой школе, как в старой Руси – закон Божий. Утром все учащиеся собираются. По всей Папуасии, во всех начальных и высших школах они собираются во дворе все вместе, а если ливень – то в классах. Все поднимают правую руку ладонью вперёд и произносят примерно такие слова:
Я... ученик такой-сякой школы... торжественно клянусь не пить, не воровать, не лгать, учиться хорошо, слушаться учителей, директора, не бить соседей по школе, настойчиво учиться и т.п... (пионер – всем ребятам пример).
Вторым делом произносят, после клятвы верности школе – молитву. Упоминая Бога, Иисуса Христа и Святого Духа. Интересно, что св.Дух (holi spirit) в некоторых случаях называется «holi ghost» (святой призрак?). Просят помощи себе, учителям и всей ПНГ. Атеистов тут нет, или не признаются. В углу каждой комнате висят потреты Иисуса, его матери и последователей. Портретов вождей ПНГ – нет. Других религий граждане, и атеисты, не берутся в рассчёт.
И наконец клятва верности стране, то есть Гимн ПНГ. Papua-Nugini она называется на пинджине, Папуа-Нугини. Примерно такой гимн (вольный перевод по памяти с пинджин-инлиш, сделанный тут же мной за пять минут):
Мы независимы и мы свободны,
съели батат и теперь не голодны,
славно проходят счастливые дни,
наша страна – Папуа-Нугини!
Бетель жуём, самокрутки мы курим,
В Библию верим, Исуса мы любим,
Славный английский язык изучаем,
С моря – рассвет на востоке встречаем.
Белых людей мы прогнали – как славно!..
Мы – независимы!.. Это забавно...
Боже, страну от злодеев храни!
Наша земля – Папуа-Нугини!
Произведя эти три ритуальных действа, школьники расскаживаются по классам и по партам. Обучение в самых младших классах проходит на Ток-Пичине, а в старших – на английском языке. Ученики, учителя и все люди в Высшей школе обязаны друг к другу обращаться только на английском языке. Не всегда это соблюдается, но должно соблюдаться. Все учебники для средних и старших возрастов – на английском. Впрочем, учебники имеет только учитель. И в библиотеке они есть, ну и в магазине. Учебники хорошие, подготовлены австралийцами, добротно отпечатаны, на европейские дотационные деньги, в Малайзии и Китае.
Учебная программа, книги по потитике, истории и географии, имеющиеся в Папуа, несколько устарели, так как хранятся в библиотеках с года в год, или перепечатываются. Многие папуасы до сих пор уверены, что в России действет злобное безбожное учение – коммунизм. Россия показана как некий тёмный образ врага всего цивилизованного мира – не напрямую, но в целом из старой американской и австралийской литературы такое впечатление создаётся у учителей, ну и потом у учеников. Поэтому увидеть живого человека из той страны многим дивно и интересно, тем более убедиться, что я не опасен. Многие люди в ПНГ – да ещё с Джайпуры началось – спрашивали меня, до сих пор ли в России коммунизм. То есть некоторые подозревают, что коммунизм кончился, но не уверены. Спрашивают, являются ли коммунисты очень злобными людьми, и если человек приедет в Россию, будут ли его обижать коммунисты. В целом, большинство вопросов, что мне задают образованные папуасы – это про политику, про Россию, про коммунизм, какой в России государственный строй, экономика, кто ей правит и являются ли Россия и Америка врагами, или нет.
В высшей школе изучают общие науки (есть предмет – «наука»), экономику, медицину, есть сельскохозяйственные уроки, есть религия, английская литература, история и даже компьютерная грамотность (интернета, конечно, тут нет даже у директора). В целом есть несколько факультетов, учащиеся выбирают какой-то факультет. На территории школы – спортплощадка без турников, и католическая церковь (всем – по воскресеньям). В библиотеке и компьютерном классе на входе нужно снимать ботинки, у кого они имеются. Впрочем, все в высшей школе -- в обуви, может быть так положено. В начальной – не все.
Так как учиться в высщей школе приезжают с районов всей провинции, -- то на выходных по домам почти никто не отправляется – денег нет на дорогу. Разве что кто близко живёт. На большие каникулы, да, дети разъезжаются. Десять недель семестр, потом одна неделя – каникулы. Получается так, что есть большие каникулы, в которые попадают Новый Год, Рождество и январь весь.
Окончив обучение, дети устремляются кто куда – кто ещё дальше учиться (например, в университет в Лаэ), кто становится сам учителем, кто живёт как жили его родители. Но самая голубая мечта каждого – перебраться в Порт-Морсби, столицу ПНГ.
Мечты о Порт-Морсби одолевают многих. А его недоступность (из 19-ти провинций столица лишь с одной связана дорогами – с центральной своей пристоличной провинцией) увеличивает притягательность. Что люди неделями прутся туда пешком и остаются там жить, процветать -- или бомжевать. А вот поездки за границу на заработки тут не очень популярны. Некоторые опасения заграничности присутствуют. В отличие от Таджикистана или, например, Эфиопии – папуасы не стоят в очередях к окошкам «Western Union», получить перевод от родственников из-за рубежа – тут немногие имеют таковых.
Ну, так я сильно отвлёкся. Сегодня была лекция в высшей школе под Вайгаром. Меня опять сопровождал молодой каратист Микаил, охраняя меня от всех бедствий. До школы добрались автостопом, к очередной радости и удивлению Микаила.
Директор школы, Роберт, встретил меня дружелюбно (а стеснительный каратист ждал меня на улице). И сперва была проведена маленькая лекция для учителей, в пересменок, начало в 10.30. После того, как все учителя со мной и моими идеями в целом познакомились, я объявил, что меня можно будет утащить на урок к студентам. И очень сообразительная учительница английской литературы, 32-х лет, сразу меня схватила. Прогуляла меня по школе и потащила на урок к 11.50. Микаил опять стеснялся и не пошёл внутрь, несмотря на мои уговоры. На уроке было почти 50 человек, в основном мужского пола, лет им примерно по 18. Так что я рассказал о своей сущности и ответил на все вопросы, которые были в основном политические, ну и другие тоже конечно были. Типично российских вопросов из «220 вопросов» почти не было. Народ показался мне довольно умным и понятливым, хотя я не думаю, что кому-то из них на практике восхочется путешествовать – всё же это довольно редкое желание и в России, не то что в Папуа-Нугини. Но все были рады, особенно учительница, что впервые в жизни пообщались с человеком из загадочной России, про которую столько читали в старых западных книгах.
Проведя культурно время, мы с Микаилом отправились обратно в Вайгар. Там, в Вайгаре, ждал меня человек, дядька из Маунт-Хагена, стоящий на очереди – чтобы ко мне прикрепиться и поехать со мной в «далёкий и опасный» Хаген. Как уже много раз писал я, папуас, увидев белого человека, мечтает прикрепиться к нему, чтобы охранять от сородичей. Это и объясняет отличный автостоп и гостеприимство – нельзя бросать человека, а то вдруг... поэтому папуасы и прикрепляются, иногда надолго, и даже спать одному негоже, и мыться одному тоже нельзя, и даже в туалет водят, чтоб не поскользнулся. Ну, Микаил-каратист, прикрепившись ко мне, получил кучу новой информации, бонусов и вкусной еды, а также опыт автостопа, -- так что тут есть и обоюдная польза. Так вот, в Вайгаре меня ждал этот Маунт-Хагенец, и узнав, что я еду не сегодня, а завтра, пообещал поехать со мной завтра, чтобы оберегать в дороге, в городе и вписать меня там на ночёвку.
Так что завтра эскорт у меня сменится, но я обещал Микаилу, что потом на одну ночь ещё заеду в Вайгар – на обратном пути. Я обещал ему напечатать фотографии, которые сделал сейчас в Вайгаре, и привезти ему и другим хорошим вайгарским людям – вот и проверим, почём в Маунт-Хагене фотопечать.