Город Айтапе оказался ещё меньше, чем Ванимо. Даже и городом его называть -- обидно для настоящих городов. Но всё ж город, как ни крути, хоть и папуасский. Пара супермаркетов (опять просторных, ассортиментом как наше сельпо), облезлый Почтамт, и пятьдесят папуасов и папуасих, сидящих под деревьями на главной площади – они представляли собой Рынок. На рынке продавали они, конечно же, бетель (почти все его продавали, но никто почти его не покупал), мелкие товары ширпотреба. Несколько уникумов продавали кокосовые орехи (по 20 папуасских копеек), бананы сладкие и булочки (всё по 20 пап.коп.) Я поддержал продавцов булочек и бананов, а в супермаркете взял рыбную консерву (цена была ещё ниже ванимской и росийской, хоть одни консервы и ешь; бич-пакеты -- дороже). Тут же в супермаркете продавался драгоценный сахар, по цене уже не Камчатской – Чукотской.
Машина, в которой я приехал (PMV), в принципе, шла в город Вевак. Но из-за каких-то поломок, или усталости водителя, она решила денёк потусить в Айтапе и ехать только на другой день. Вот и пользуйся услугами папуаского общественного транспорта. Я же спрашивал водителя – неужели сегодня же будем в Веваке? «Да, да, сегодня», -- отвечал он, и тут оказывается – завтра. Ну и ладно. У меня же два месяца. Чего ради я тороплюсь? Ну пусть не два, полтора месяца.
Интересно было бы найти интернет в Айтапе. Местные люди, попинав туда-сюда, пришли к выводу, что единственные приличные люди в городе – это католики из Главного Управления Католической Веры Айтапинского района. И меня туда отвезли на машине, с помощником.
Интернет был в Управлении сломан. Что-то пытались они там крутить-вертеть, чаем угостили, но Интернета не возникло. Наконец церковники предложили мне:
-- А давай мы тебя впишем! Тут недалеко у нас миссия есть. Переночуешь, отмоешься, отстираешься, а завтра продолжишь путь.
Я согласился. Они посадили меня на машину и повезли в миссию. Та находилась в шести километрах от города и в трёх километрах от дороги, так что гости туда подваливали нечасто. А миссия была большая – около пяти длинных барачных домиков, современных – не соломенных, с электричеством, вентиляторами, душем и всеми благами папуасской цивилизации. И колокол был не старым баллоном, а нормальным колоколом. Иногда в этой миссии проходили собрания на церковную тему, и народ съезжался со всего айтапиского района, вот и было много жилых помещений. Сейчас же сборища не было, и только шесть мужичков – папуасов поддерживали хозяйство в порядке, дежуря по очереди на кухне. Рядом ещё госпиталь был, наверное кто-то в нём тоже работал. Некий «Святой Джон, человек Божий», основал этот монашеский орден лет четыреста назад в Латинской Америке, и постепенно он распространился по миру, до Папуасии. Тут я и пожаловал.
Католические товарищи меня приняли очень хорошо, а я тоже поделился продуктами и знаниями – устроил небольшую лекцию о вольных путешествиях. Но, наверное, пользы от такой лекции не много – одно развлечение: папуасы-миссионеры вряд ли будут применять знания на практике.
Как и в леспромхозе, тут тоже жители оказались понаехавшими из разных районов страны. Папуасы вообще подвижны. Куда ни глянь, все какие-то не местные. Однако научные знания о путешествиях они не систематизируют – добрались – и ладно. Кстати, посмотрев мои фоты, они сообщили, что с накладной пипкой – котекой – никто уже в ПНГ не ходит, эта традиция полностью отмерла лет двадцать пять назад. «Мы теперь цивилизованные люди!» -- сказали мне. Может быть только на каких-то специальных представлениях, спектаклях и на праздники кто-то может «котеку» и использует.
...Интересный собор оказался там. В нём висели большие иконы, или точней – фрески, картины, изображающие жизнь Иисуса Христа. Так вот, Христос там – папуас! Вот на «Тайной вечери» Иисус с совершенно папуасским лицом преломляет что-то своим друзьям-апостолам-папуасам, светит луна, а на дальнем заднем плане – ну точно папуасская деревянная хижина. Вот на другой картине Христос плывёт на лодке с друзяьми-папуасами, лодка тоже местная – долблёнка с противовесом, так что все апостолы не влезли, только шестеро; на воде поднялись волны, и видимо Христос утишает бурю. Вот на другой фреске Рождество – младенца не поймёшь, какой он нации, а вот вокруг собравшиеся точно папуасы, и какой-то папуасский пацанёнок входит в дверь хижины. Такой вот евангельский сюжет в картинках, адаптированный к местным реалиям.
Папуасы в святой миссии решили помочь мне с Интернетом – у них и ноутбук был, и модем мобильный. Я выделил 20 кина, и они всё сделали, как нужно – и карточки купили, и какие-то цифры набрали, но интернет так и не заработал (хотя они наверняка не впервой это делали, не зря ж у них мобильный модем был). И в Customer Care звонили, но ничего не узнали – так и съелись 20 кин, ну я надеюсь, что это будет мой вклад в развитие общины: потом же придёт умный человек и всё им настроит, пускай поинтернетятся.
Заночевал в обители, а наутро покинул её, хотя и предлагали подольше оставаться. У них там и Гостевая книга была, но немного гостей – я второй в году. Был бы интернет, так и остался бы, а так решил продолжить путешествие к Веваку.