Торжок

Торжок

LAT
  • 57.03648N, 34.95203E
  • Я здесь был
    Было: 118
    Хочу посетить
    533

    52 материалa по 17 объектам,  1 367 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Мы помним чудные мгновенья. Торжок. Ч.3

     
    2 марта 2010 года|| 3| 17491

    Улица Кузнечная.
    На ней, как вы догадались :), жили кузнецы (здесь располагалось >30 кузниц) в 19в., а после Великого Октября – размещалась артель «Красный металлист». Мы проезжаем мимо Михаило-Архангельской церкви, которая стоит на высоченном холме, и по дороге размышляем, как нам туда взобраться (собираемся заехать после осмотра монастыря).
    Наконец-то подъезжаем к монастырским воротам, у которых стоят продавцы сувениров. Интересно, что кроме разных магнитов и бересты, один из них предлагает посмотреть на «антиквариат» и показывает стаканчик, наполненный потемневшими от времени и окислившимися монетками, колечками интересной формы, пуговицами. На вопрос – «откуда это?» — он отвечает, что наловили, на дне Тверцы, мол, много всякого такого барахла валяется/находим. Не Михаил ли Тверской обронил? :)

    Борисоглебский монастырь.
    Мы заходим в Борисоглебский монастырь. Честно? Мы никогда раньше не видели подобных. Это – опять грандиозный размах, дворянская величественность, блеск, стать, огромные белые колонны, ротонды-бельведеры, шпили, ступени, портики, декоративная лепнина.
    Сегодняшнее его состояние – представьте себе Большой театр после бомбёжки.
    Самое обидное, что на фотографиях 1910 года, монастырь выглядит более чем достойно, богато, впечатляюще. И 100 лет не прошло, как …всё превратилось почти в руины. Не надо думать, что это время его так разрушило. Время – понятие относительное. Здесь люди постарались. Одни могли помочь и спасти, но закрывали глаза и отворачивались, или били бутылки об стены и блевали в кельях (здесь был ЛТП). Другие – сейчас пытаются восстановить (в 1994г. здесь возродилось монашеское служение).

    Честно говоря, монастырь настолько красив, что глаза через всю эту дикую и наглую обветшалость и разрушенность видят совсем другое.
    Слева – высоченная (нежно-зелёная) Церковь во имя Спаса Нерукотворного (этот праздник отмечается 29 августа и называется в народе Ореховый или Хлебный Спас) с Колокольней. Все сооружение – 3х ярусное.
    1й ярус – 2х этажный. Первый этаж – парадный арочный вход в монастырь (сейчас здесь, видимо, бесплатный туалет и ещё один «парадный» вход – через разрушенное окно). Второй этаж – непосредственно сам храм.
    2й ярус – колокольня. Как обычно водится, нет такого мужского монастыря, к которому бы не приплели «подземный ход» в женский (или наоборот). Так и здесь местные острословы насочиняли: «И вот в вечерний синий час малиновой волною плыл нежный звон: «Ждём вас! Ждём вас!» над сонною Тверцою. С другого берега реки густым и мягким басом летело в ночь: «Вас помним мы, встречайте тем же часом». Надо полагать это про «дружбу» Воскресенского «девичьего» и Борисоглебского «мужского» монастырей. Очень смешно. Очень.
    3й ярус (под шпилем) – круглая смотровая площадочка с белыми колоннами.

    Прямо, но чуть правее – монументальный торжественный Борисоглебский собор (нежно-жёлтый). Хочется написать – дворец. Сегодняшнее состояние – Не действует.
    Чуть дальше – Введенская церковь (нежно-розовая). Сегодняшнее состояние – Действует. Действует? Действует!!! С 1998 г. Внутри работает монастырская лавка.

    Мы залезли, постояли между колоннами Собора. Под ногами валяются бутылки из-под портвейна. Заглянули внутрь через окно – лучше бы не смотрели.
    Собор стоит на краю высокого земляного вала или горы (не знаю как правильно). Вниз под гору к реке уходит, спускается каменная ограда с башенками. Мы стоим у самой большой — Свечной или Библиотечной (оранжевой) башни. Отсюда открывается почти птичья панорама Торжка. Здесь очень хорошо видны изгибы Тверцы – невероятно плавные очертания, просто совершенные в пропорциях. И такое понятие, вычитанное в путеводителе, как «видовые панорамы города» наполняется смыслом. Сам город щедро освещён ярким солнцем и поэтому смотрится объёмно и разноцветно, а морозный воздух, кажется, наводит резкость на город, как бинокль.
    Место – замечательное. Известно ведь, что основатели всех монастырей были люди со вкусом. Все монастыри располагались в очаровательных уголках земли – благолепных, нужно ведь, чтобы верующим захотелось сюда прийти, а придя – умилиться, а уйдя – вспоминать, рассказывать и прославлять.

    Мы обошли кругом Собора и зашли в Введенскую церковь. Внутри очень просторно, очень необычно, много дерева. Поставили свечки перед образами святого Ефрема Новоторжского и его ученика святого Аркадия Новоторжского. Эта церковь, каменная сейчас, была возведена на месте старенькой, деревянной – Ефремовской. Где сейчас живут монахи, мы не видели. Территория монастыря большая. Их несколько человек, и они обитают в небольшом одноэтажном бараке на краю монастыря, около которого возделывают небольшой огородик.
    Борисоглебский монастырь основал в 1038г. – святой Ефрем Новоторожский.
    А построил заново на месте старого в 1782-1796гг. – архитектор Николай Львов.

    Я читала легенду об основании монастыря, историю о жизни преподобного Ефрема, но много для себя не поняла. В летописях (сохранившихся) о нём очень мало сведений – по сути, нет сведений ни о годе его рождения, ни его мирском имени, ни времени и месте его пострижения, ни дня его ухода, и даже дата основания монастыря взята из поздних источников 19в.
    Вот выдержки из предания: «Болярин» Ефрем родом из угорской земли (ныне Венгрия) служил вместе с братьями Георгием и Моисеем у князя Бориса*. К Борису пришла весть о захвате в Киеве престола сводным братом Святополком. Борис не предпринял никаких действий и вскоре его подлый брат, подослав наемных злодеев, убил сначала Бориса, а потом Глеба*. Погиб при этом и брат Ефрема – Георгий. Брат Моисей бежал в Польшу. А Ефрем, в виде странника, пришёл к Торжку, поселился здесь и основал церковь во имя Бориса и Глеба (1038), а потом и сам монастырь».
    Вот историческая справка*..*: Как известно, у князя Владимира Красное Солнышко было много сыновей (13). Среди них два сына Борис и Глеб (от греческой царевны Анны) и сын Святополк (от половецкой княжны Рогнеды). Борис княжил в Ростове, а Глеб в Муроме.
    Братья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Христианство ведь пришло на Русь из Византии со своими святыми. Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, апостолы, пророки, много святых. Но на Руси они стали коренными русскими, потому что православие, чуть перефразируя слова святого Ефрема Новоторжского «это очень чистая», почти детская вера. Спас. Божия Матушка. Никола Угодник. Егорий Храбрый. К тому же в народном сознании многие христианские святые наложились на русских древних богов. А со временем стали появляться канонизированные свои, домашние русские святые – Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, Кирилл Белозерский, Александр Невский, Серафим Саровский. Самыми первыми были канонизированы эти два юноши, сыновья князя Владимира Борис и Глеб, коварно убитые по мотивам междоусобицы. Их изображают всегда вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках.

    Вот вопросы: Почему считается, что Святополк «захватил» киевский престол, когда он был старшим сыном Владимира (а возможно – и его родного брата Ярополка), которому по законному праву переходит власть? Почему венгр Ефрем пришёл именно сюда в Торжок? Почему воздвиг церковь в честь братьев, когда их канонизации ещё не было (причислены к лику святых через почти сорок лет после основания здесь церкви).

    Как бы то ни было, основатель Борисоглебского монастыря – святой Ефрем Новоторжский. Его мощи были обретены спустя почти пятьсот лет и обретены совершенно нетленными и издающими благоухание. Они находились здесь внутри собора, а мощи его ученика Аркадия – в маленькой часовне, пристроенной к внешней стене Собора в Ю-В углу. (Подумать только, это там, где мы только что еле пролезли через заиндевевший коляной сухостой, сугробы и гололёд. От часовни уже давно нет и следа).

    Николай Львов (1753 — 1803). Талантливейший человек. Яркий. Неординарный. Древний дворянский род. Феноменальная работоспособность. Провинциальный дворянин из деревни Черенчицы близ Торжка. Остроумный. Красавец. Безукоризненный вкус. Поцелован, как говорят, Богом во все места. Он и архитектор (90 архитектурных проектов), и паркостроитель, и изобретатель — первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом; первым в России – изобрёл способ получения кокса из каменного угля (необходимого для выплавки железа), изобрёл толь и особый корабельный дёготь; первым в России собрал коллекцию 200 народных песен и положил их на ноты: первым в России перевёл Петрарку и Сафо и многое-многое другое.
    Почему-то многое, из того, что изобрёл Львов, было приписано другим.
    Он был в особой милости у трех (!) самодержцев: 16 лет у Екатерины II, 5 лет у Павла I, почти 3 года у императора Александра I. У него был особый и редкий талант – угадывать художественные вкусы влиятельных лиц. Ведь обычно дело обстоит так – коронованная особа ручкой помашет и все бегают, пытаются разгадать, чтобы это значило. Поэтому его и ценили, поэтому же ему и дико завидовали.
    Одни говорили так: «Ойй, провинциал, нахал, наглец, фаворит, растратчик казённых денег».
    Другие так: «Этот человек был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по кото¬рому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могли…».
    Да — ему очень помогли в жизни бессменный секретарь императрицы Екатерины II — Безбородко и земляк, дипломат Бакунин. Любому человеку в жизни не помешает поддержка. Тем более, что его просто представили, а остальное – заслуги его личности и таланта. Львов, пользуясь расположением к нему императрицы, убедил её возродить Борисоглебский монастырь в Торжке, и она даже закладывала первый кирпич в его основание.
    Львов был счастливо женат. Он отец 5х детей. Жена – Мария Дьякова, воспитанница Смольного института благородных девиц. Благодаря ней, он даже написал свою собственную краткую биографию: «Родился, Влюбился, Женился и жил пока любил», и ещё признавался: «Счастье мое со мною! Всех вас, всех счастливей я: Машенька со мной моя», и ещё!: «Не были ль бы и здесь так дни мои спокойны, когда бы не был я на Счастии женат?».
    Д.Г. Левицкий «М.А. Дьякова» artclassic.corp.parking.ru.
    Д.Г. Левицкий «Н.А. Львов» artclassic.corp.parking.ru

    (c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    8 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Торжок
    сообщить модератору
      Наверх