Куда деваются старые дома, когда они умирают? Всего 100 лет назад они были совсем другими. Япония только училась носить западные платья, и каменные дома были огромной редкостью. Все они ушли сейчас, но не все навсегда - некоторым повезло и их успели спасти: увезти в деревню Мэйдзи-мура.
Мэйдзи-мура - маленький городок старых домов из Токио, Киото, Осаки, со всей Японии. Тех домов, которые смогли спасти. Музей выкупает старые дома перед сносом и переносит сюда. Здесь можно провести целый день, а может и не один - ведь в Мэйдзи-мура 5 кварталов, между которыми ходит настоящий старинный трамвайчик, тот самый, который 100 лет назад трудился в Киото, а настоящий паровоз пускает едкий дым, проезжая одну остановку маленькой железнодорожной линии (и он - тот самый паровоз, который ездил когда-то по самой первой железнодорожной ветке Японии, от Симбаси до Йокогамы).
Первые церкви, деревянные школы. Маяк, который когда-то стоял в порту Синагава. Музей туалетов в одном из зданий. Надпись на каждом (sic!) туалете не устаёт напоминать: «Этот туалет - музейный экспонат, не использовать по назначению». А вот в здании старой токийской тюрьмы приветливый плакат наоборот зовёт «попробовать» посидеть в настоящей камере. Нет уж, спасибо, пусть прокурор посидит!
Вот это здание - знаменитый имперский отель, который построил в Токио в 1922 году американец Франк Ллойд Райт. Удивительное здание, построенное из пористого камня города каменщиков Оя. Когда американский архитектор выбрал этот камень для строительства - японцы протестовали. Камень Оя - самый дешевый камень, из которого здесь строят заборы. Японцы просили построить из мрамора, чтобы все было как в лучших домах Европы, по-настоящему. Но Райт настоял на пористом, малосимпатичном, камне Оя. А ровно через год после окончания строительства, в 1923-ом году произошло Великое Землетрясение Канто. Погибли тысячи, весь Токио был разрушен. И только единственное каменное здание устояло. Имперский отель Франка Ллойда Райта, из пористого камня Оя.
То, что пережило землетрясение в 1923-ом - не пережило старость в 1967-ом. Отель снесли, но его фасад успел купить музей и перевезти сюда. Конечно не весь, но уже удивительно. А что, например, сохранилось у Москвы от знаменитой гостиницы Москва?
Ещё одно старинное здание переносят в музей прямо сейчас. Рабочие собирают старые балки, чтобы снова собрать то, что решили заменить в каком-то другом городе. Один рабочий увидел нас и попросил нас сфотографировать. Оказывается, этот вольный каменщик заодно коллекционирует на фотографиях туристов, он почему-то очень удивился гайдзинам. Ну и ему нравится работать со старинными домами и поэтому он устроился помогать в музей, зарплату не платят, зато работа интересная.
И интересный город Инуяма, крошечный городок, в который приезжает совсем немного людей, и который по одной концентрации настоящей истории точно больше и Нагои, и Токио.
Декабрь 2005