В списке мастеров, занимавшихся возведение собора, можно без труда найти почти всех великих художников эпох ренессанса и барокко. После Рафаэля строительство было поручено Сангалло, которому в голову пришла идея удлинить неф, дабы придать зданию форму латинского креста. Преемник Сангалло решил, что греческий крест тут более уместен, но потом возобладала первая точка зрения, а ещё потом опять за основу был взят греческий крест, и эта катавасия длилась до тех пор, пока в 1546 году за дело не взялся Микеланджело, решивший, что крест будет всё-таки греческим, и баста. Правда, вдохновлял этого гения не столько римский Пантеон, сколько великолепный собор Дуомо во Флоренции, отчего самый известный храм христианского мира похож на своего флорентийского коллегу.
В конце концов, после многочисленных изменений верх взяли сторонники латинского креста, и главную роль в этой победе сыграл папа Павел V, желавший, чтобы новая базилика непременно занимала ту же территорию, что и старая церковь Константина. Во исполнение этого пожелания Карло Мадерно пристроил с каждой стороны здания по три часовни, и в результате греческий крест превратился в латинский.
Вместе с колоннадами и внешними стенами базилика протягивается в длину на 195 метров, а высота её вместе с куполом равна 120 метров.
Вообще-то громадная конструкция должна была бы выглядеть несколько иначе, потому что проектом предусматривалось возведение сразу двух ныне отсутствующих башен. История с этими башнями в своё время очень сильно подмочила репутацию Бернини, выявив существенные изъяны в его теоретической подготовке. Собственно, любой человек, присмотревшись, может обнаружить основания этих несчастных башен по бокам соборного фасада, и, надо сказать, те были недалеки от воплощения; для них даже был создан фундамент. Строительство же несколько затянулось, и лишь когда к власти на стройплощадке пришёл Бернини, работа закипела. Случилось это в 1637 году, но почти сразу дела пошли вкривь и вкось: вроде бы архитектор изучил состояние почвы и фундамента, но где-то что-то учесть не удалось, так что под южной башней появились громадные трещины. Как итог, после нескольких лет хлопот в 1646 году начатую башню пришлось снести, а вся эта история легла на биографию Бернини тёмным пятном...
Непосредственно в собор ведут три двери, причём самая первая справа считается святой и открывается только лично папой по случаю юбилейного или торжественного года. Остальные двери были созданы современными художниками, которые выиграли в 1947 году специальный конкурс. Эти двери сильно отличаются от тех, что сохранились от средних веков.
Пройдя внутрь и постаравшись не столкнуться с оторопевшими зеваками, путешественник попадает под своды храма, где многие замирают в изумлении. Действительно, внутри есть от чего обомлеть!
Другое дело, что даже поклонники собора вынуждены признать: внутри он не производит впечатление гармоничного и разумно устроенного пространства - мощное впечатление, да, производит, но к гармонии это ощущение в данном случае отношения не имеет.
Если подробно описывать все красоты, не хватит никакого места, так что ограничимся упоминанием о многочисленных капеллах, расположенных по обе стороны здания. Самый большой интерес среди них вызывает занимающий отдельное место, сразу справа от входа, шедевр Микеланджело "Пьета", единственная подписанная им работа. В 1972 году некий вандал пытался повредить скульптуру и с тех пор она прикрыта пуленепробиваемым стеклом.
Что же до подписи, то Микеланджело уже много после создания этого произведения понял, что лучшим автографом автора скульптуры будет его неподражаемый стиль, и мысль метить свои творения его больше не посещала.
Вообще, художник, похоже, отличался самомнением, и оно у него, в отличие от многих других людей, основывалось на твёрдой почве, а именно феноменальном таланте. Другое дело, что великий мастер, вероятно, считал подлинным творцом только себя, а конкурентов, деликатно выражаясь, недолюбливал. Он, например, презирал Леонардо да Винчи, и говорил, что у того вкус как у прислуги, поскольку последний ставил живопись выше скульптуры. Но Леонардо, надо сказать, оказался в хорошей компании, поскольку Микеланджело за компанию презирал и Рафаэля...