На северо-восточной оконечности Борнео есть город Кудат (Kudat). По моему предположению, он был открыт и нанесён на карту русскими моряками в XVIII веке, когда отыскивались морские пути из Петербурга в Охотск и обратно. Плыть нужно было в обход всей Евразии, карты были неточными, ориентировались с трудом. Вот однажды корабль приблизился к некоему берегу.
-- Докуда мы доплыли? – спросил капитан у лоцмана.
-- До-куда-то доплыли, -- ответил лоцман.
При судне находился учёный немец, которого взяли за уменье составлять карты. Он отметил на карте новый, неизвестный ранее, берег, и, по-своему интерпретировав фразу “Do-Kudata-doplyli”, отметил на берегу новую точку – Kudat. Так она называется и по сей день.
Повторяю, что это лишь моё предположение, и возможно местные уже сочинили о происхождени своего названия более романтическую легенду. Итак, отходит от топонимики и повествуем о самом путешествии.
В мечети сон был какой-то беспокойный. Уже в четыре утра, раньше всякого азана и рассвета, мечеть наполнилась звуками молитв. Поднялся, а после рассветной молитвы возникла проповедь на малайском языке, и я тихонько опять спрятался спать. Но вскоре меня разбудили – оказывается, к проповеди прилагался чай с пончиками. А скоро и совсем утро, выбираться на большую дорогу.
Этот день у меня получился автостопный. Сперва я, конечно, выбрался за город на автобусе – Сандакан очень уж раскидан, больше чем на десять километров, хотя и не так плотно заселен, как например соседняя филиппинская Замбоанга... Тут город во многом расчитан на людей с машинами или с мотоциклами хотя бы, вот и расстояния велики. Итак, стоя за развикой, я довольно быстро отловил пустой грузовик, едущий в КК – столицу штата.
До самого КК мне ехать было не нужно, но больше 250 км мы проехали вместе. Ехали семь часов не торопясь – дорога оказалась гористая. Я проезжал тут три года назад, ночью, из Тавау в КК, но ночью трасса не видна, а тут – смотри во все глаза. Проехали и мимо горы Кинабалу, которая вся была спрятана в одеяло облаков, и только самая верхушка торчала из облачного чуда. То есть облако было, выходит, километра три толщиною. Проехали и городок Ранау, где три года назад, после неуспещного восхождения на г.Кинабалу, я выбросил свои ботинки «крафт». Те боты, что сейчас на мне – той же серии, и им уже два года, так что их тоже нужно будет скоро выбрасывать. Было бы прикольно избавиться от них в Ранау на том же месте, -- но всё же черёд этих бот ещё не пришёл. (Куплены мной в московском магазине «Спецодежда» в феврале 2009 года за 282 рубля. К данному моменту имеют около 450 дней нощения.)
Водители (двое) сами с удовольствием поглядывали на облачную, словно заврнутую в вату, гору, и выказывали мне свои восторги. Гора действительно впечатляет.
Наконец попрощались, -- грузовик ушёл на КК, а я – по срезке на Кота-Белуд. Сразу же подобрал джип с кузовом, на очень большой скорости мы понеслись, а я заметил, что у г.Кинабалу есть клоны – такой же примерно формы горы пониже. Ещё четыре машины провезли меня понемногу, тут автостоп и закончился, начался вечер. До Кудата я не добрался, но докуда-то добрался, а докуда именно – было непонятно: шли по сторонам некие поля. На них стояли домики дачного типа – в них, вероятно, прячутся от дождей крестьяне, когда сеют или сбирают урожай. Сейчас не было урожая, и домики стояли пусты, но ночевать в них не очень хотелось – электричества и света не было, а я всё ж электрозависимый человек. На удачу, таксист-деньгопрос перевёз меня в соседнюю, постоянно обитаемую деревню (до неё два километра оказалось) и получил от меня один ринггит. Тут много ездит таксистов, на них специальная маркировка, и могут отвезти даже в Кудат (20 ринггит = 200 р), но мне же не срочно. А вот автобусов вечером почему-то не было, может уже все прошли.
Итак. Внимательный читатель заметил уже, что я постепенно в Малайзии опускаюсь всё ближе к народу, к слоям трудящихся, к земле поближе. Сперва я, задравши голову, разглядывал столичные высотки Куала-лумпура, катался на монорельсе и метро, посещал супермаркеты и вкусные закусочные и вписывался в цивильной квартире у соотечественницы Ольги в окружении других «белых мистеров».
Потом я перенёсся (побывав попутно на Филиппинах) в Кота-Кинабалу – это уже столица штата, по-нашему – областной центр, здесь я уже питался более народной пищей, разглядывал уже не высотки, а местные хрущёвки – крутил головой и глазами не вверх-вниз, а вправо-влево, ну и ночевал в мечети, как и следует. Из областного центра я перенёсся в райцентр, коим является Сандакан. Тут всё ещё проще (фотографии будут выложены при случае, как вернусь к шустрому интернету), опять ночевал в мечети и питался вместе с благочестивым народом, и поехал дальше уже автостопом. И теперь, продолжая приближение к матери-земле, я прибыл в деревню Мантанау Кота-белудского района, в которой и остановился на ночлег в церкви – деревня оказалась христианской.
Католическая церковь («Гережа Католик») в Мантанау являет собой цементное здание, с прямоугольным основанием, 10 на 20 метров. Ряды деревянных скамеек, крест, стол, пара колонок, звукосинтезатор, десяток небольших изображений Иисуса в разных стадиях жизни, молитвенники и книги-шпаргалки для пастора. Передняя дверь была заперта, а боковая – открыта. Я проник в помещение, включил свет, осмотрелся. Видимо, воровства тут нету. В нашей российской деревне что синтезатор, что вентиляторы или колонки вынесли бы и пропили уже. Даже если запереть все двери, похищение легко сделать через окно, а большая дорога проходит прямо тут же – унёс и уехал. Но или Бог надёжно охраняет святое имущество, или просто не принято тут тащить чужое.
Местные жители не проявили ко мне никакого интереса. Увидели, что я проникаю в церковь, и решили, наверное, что я какой-нибудь знакомый пастора или заезжий проповедник. Я вышел, подошёл к соседнему дому, попросил воды, мной удивились человек шесть детей и одна мамаша, воды принесли, и я опять изолировался в церкви: поставил палатку, перебрал вещи, сел за стол за комп и стал описывать события дня.
Да, из интересных языковых особенностей. Евангелие тут, на малайском, называется как и по-арабски – «Инжил» («Kitab Injil»), Бог в христианских писаниях тоже – «Аллах», а вот Иисуса всё ж Аллахом не называют, чтобы слух не коробить – называют его «Tuhan», Господь. Во всех не-мусульманских религиях Малайзии прочие боги, кроме Единого, называются «Тухан», а слово «Аллах» зарезервировано под Создателя. В прошлый мой приезд, три года назад, как раз верховный суд Малайзии пытался запретить использование слова «Аллах» всеми религиями, кроме мусульман – хотели, так сказать, «приватизировать» термин. Но первыми сикхи возмутились – дескать, слово «Аллах» у нас сотни лет фигурирует в священной книге как одно из наименований Бога, так что извияйте, убрать не можем. В общем, не удалось мусульманам протащить монополию на термин.
В течение почти двух часов я обитал в церкви в одиночестве. Наконец, до пастора дошёл слух, что кто-то возник в святом заведении, и он пришёл. Звали его Джоанесс Аттам (Johaness Attam) -- умный, добрый и англоговорящий человек в очках. Что подтверждает теорию про очки (в дальних странах -- среди жителей деревни – если есть человек в очках, то он наверняка самый умный и по-английски разговаривает). К путешествиям не склонный. Несмотря на географическую близость, дешевизну Индонезии и похожесть её по языку, -- товарищ пастор никогда не выбирался туда, как и его односельчане.
Ночью меня никто не беспокоил, и даже церковные крысы обходили меня стороной. А наутро я действительно попал в Кудат, но по дороге заехал в очень интересную малайскую деревню, находящуюся в стороне от трассы.
Всё хорошо в Малайзии, в штате Сабах, но есть один недостаточек по сравнению с Филиппинами - интернет тут не в каждой деревне. И даже не в каждом селе. А в райцентре сам в глаза не бросается, надо ещё и поискать. Поэтому уже готовые три подборки фотографий ждут своего часа, когда я их представлю людям. А фотографии последовательно явят вам: 1) малайский облцентр Кота-Кинабалу, 2) малайский райцнетр Сандакан, 3) деревню в стороне от трассы, которую я осматривал сегодня (в субботу) утром. Ждите, в общем, погружения в малайскую действительность!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.