Итак, продолжаю свой рассказ о поездке на Север.
Как жаль, что вас всех рядом со мною не было! Именно тех, кто как я знал о северных разработках газа и нефти только по вестям из телевизора! Если бы только знали, как там потрясающе интересно! И ещё загадочно и завораживающе красиво!
Когда мы поехали в эту замечательную поездку - день менял своё настроение, как капризная барышня. То солнце, то мрачные тучи с мелким, холодным дождём. Но я была в такой эйфории любопытства и счастья - что мне было всё равно.
Предприятие "Сургутнефтегаз" ежегодно добывает более 33 миллионов тонн нефти и почти десять миллиардов кубометров природного газа. А в 1997 году на промыслах была получена миллиардная - с начала освоения месторождений - тонна сургутской нефти.
А предприятие "Сургутгазпром", четвертое по объемам добычи в РАО Газпром, это более 36 миллиардов кубометров голубого топлива.
Мы всё ехали и ехали. По дороге мы проезжали болота, в которых повсюду стояли голые, почерневшие скелеты деревьев. На мой вопрос, почему такие страшные деревья, брат пояснил мне, что они просто погибли. Нефть разливается, болота также чернеют, деревья гибнут. И тогда я подумала, что вопрос экологии в этих краях должен быть особенно больным. Потрясающе красивая северная природа не должна погибнуть из-за вмешательства человека!
Там красивейшие леса! Почва в основном покрыта мхом. Но леса всё равно полны грибами и ягодами. Я приехала поздно, но всё-таки увидела и ягоды и грибы "маховики", которые по вкусу напоминают белый гриб.
А ещё - удивительное чудо: в тех краях почти везде под ногами песок! Ханты даже летом не снимают сапоги, потому что везде песок! А леса в основном прозрачные. Редко где есть кусты и лес просматривается насквозь. А ещё - только не падайте со стульев: ТАМ СОВСЕМ НЕТ КАМНЕЙ! Нет в природе! Я добросовестно искала, потом плюнула. Даже печки в бане местные жители обкладывают битой посудой - фарфором и фаянсом.
Когда наступает на эту, так сказать, лесную почву - мох,- ощущение такое, будто бы идёшь по губке. Ну которой мы посуду моем, пористая такая. Ноги чуть проваливаются. Шагов не слышно.
Остановились мы передохнуть, заехав в какой-то лес, в глушь. Собираю я ягодки, жизни радуюсь. Вдруг слышу рычание. Оборачиваюсь и спрашиваю брата - он у машины возился:
- ты рычишь?
- нет, - спокойно так отвечает, и рукой устало машет, - это медведь где-то рядом.
Я прыг в машину! Чего я - ягод что ли не видела с грибами?...
И поехали мы дальше. Я снимала рабочие будни нефтяников
и газовиков.
В болотах, говорят, утоплено с совдеповских времён, много техники. Ей торчащие из воды верхушки "срезали", чтоб видно не было, чтоб не возиться, не доставать, и работали дальше - на другой. В те годы, да наверное и сейчас, на Север много денег поставлялось...
Дорог почти нет. Проложат одну-две и всё. Потому что это очень тяжело и трудоёмко - через озёра и болота дороги прокладывать! Не раз бывало так, что доехав до какого-нибудь места, машинам приходилось или останавливаться совсем или поворачивать назад - из-за чьей-нибудь аварии. Машины с людьми по одной в холодное время не выпускают. Раньше было много случаев, когда находили остановившиеся от поломки "будки" с замёрзшими насмерть людьми.
Остановились у леса. Возле дороги - колодец. Там на глубине 30 метров чистейшая, вроде бы вода. Рядом место отдыха для водителей. Скамеечки даже поставлены.
Проезжали озеро - такое огромное. А его просто перерезали пополам дорогой. Проложите по дну трубы. А сверху на трубы уложили поплавки, чтобы трубы не всплывали.
А потом мы поехали домой. Ближе к городу снова появились леса. И мы остановились у речки Маховой, чтобы быстренько порыбачить. Рыба буквально бросалась на удочку. А я сказала брату - какая то она у вас тут озверевшая! Да и рыбачить скучно - сразу ловится.
А он только посмеивался и снимал очередную рыбёху.
Мы возвращались на свою дачу. Дача - это добротный 2-х этажный дом с печкой. А по дороге мы заехали в лес, возле дачи, где был святой, освящённый церковью источник. В этом лесу даже на деревьях иконы висят. А вода, говорят, очищена природным серебром.
День прошёл интересно. Продолжение следует...