Не знаю, как так получилось, но прошедший год стал для нас с Антоном этаким годом, посвященным Альфреду Нобелю. Кому не известна эта личность? Ученый, изобретатель, богатый промышленник, меценат, в конце концов. А мы совершенно случайно умудрились пропутешествовать аж по трем сильно отдаленным друг от друга местам, которые так или иначе с ним связаны. Мы побывали в Баку, где Нобель занимался добычей нефти, побывали в Рыбинске, где у него имелись склады и нефтеперерабатывающие предприятия, и, наконец, в Стокгольме, где он родился и прожил долгую жизнь.
К Нобелю можно относиться по-разному. Изобретатель динамита, на котором подорвался российский царь Александр Второй, он стал изгоем в России, на протяжении всей жизни, несмотря на свои богатства, чувствовал себя очень одиноким человеком, мечтал о всеобщем мире и, в конце концов, учредил премию, которую ежегодно с 1901 года из его средств получают самые лучшие ученые за открытия в областях физики, химии, медицины, литературы и в деле укрепления мира. Завещание он написал в 1895 году - за год до своей смерти. Вот оно: "Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая - тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…"
Обратите внимание на последнюю строчку. Обратили? Говорят, что шведы были возмущены ею, но против воли покойного не пойдешь, и нобелевские премии до сих пор действительно присуждаются, не глядя на национальность ученых.
Альфред Нобель искренне считал шведов самой честной нацией в мире, а потому сам решил, какие конкретно учреждения будут определять, кто из ученых наиболее достоин премий. Так, Королевская академия присуждает премии по физике и химии, Каролинский институт медицины - по физиологии и медицине, Шведская академия - по литературе, а Норвежский нобелевский комитет (Норвегия при Нобеле входила в состав Швеции) - за укрепление мира. Стоит добавить, что в 1968 году шведский парламент учредил также премию за экономические достижения. Ее лауреатов определяет Королевская академия, но выплачивается эта премия не из средств Нобеля, а из средств Банка Швеции.
Что же касается размера нобелевских премий, то он зависит от того, насколько успешно Нобелевский фонд распоряжается наследством Нобеля, и сейчас каждая премия составляет примерно около полутора миллионов долларов.
Всего в Стокгольме есть четыре места, связанных с деятельностью Альфеда Нобеля, с нобелевской премией, с ее лауреатами и всем тем, что имеет к этому отношение. Это музей Нобеля, концертный зал, где вручаются премии, собор святого Николая в Гамла Стане, в котором лауреаты произносят свои речи, и городская ратуша, куда они собираются на торжественный банкет. Все эти места мы посетили.
Пожалуй, чтобы понять, что за человек был Нобель, и узнать побольше о тех, кому достались премии, начать хождение по нобелевским местам стоит с его музея. Музей находится на площади Турторьет в самом центре Старого Стокгольма - в Гамла Стане, в здании биржи.
Честно говоря, до похода в этот музей у меня и в мыслях не было, что у нас столько поклонников Альфреда Иммануиловича. :) Музей оказался полон посетителей. И чтобы хаотично не толкаться среди них, подражая частицам броуновского движения, мы с Антошиком взяли аудио-гида - ходить с ним оказалось гораздо интереснее.
Первое, что бросается в глаза в музее, - это стена с одним из недавних изобретений. По стене проложена сетка с проводами, по которым бегают огоньки - световоды.
За этой стеной находился кинозал, где можно было посмотреть фильм о Нобеле, но из-за недостатка времени смотреть фильм мы не стали, а сразу пошли в посвященный ему зал. Конечно, главное место здесь занимает его завещание - написанное от руки, непоместившееся на обычную страницу формата А4, а потому законченное уже совсем мелким почерком по краям. Удивительное дело, вот вроде и не имеет завещание ко мне лично никакого отношения, но когда я слышала его текст, все равно почему-то он звучал настолько трогательно и торжественно, что просто мурашки пробежали по коже. Каким же надо быть человеком, чтобы все свое состояние завещать не родственникам, не друзьям, не любимым женщинам, а людям, которые всегда, на протяжении веков будут вносить грандиозный вклад в общество, благодаря которым оно будет развиваться и расти?
В витринах - личные вещи Альфреда Нобеля: папка, аптечка для путешествий (ведь объехал не мало стран), ручка, документы.
Какие-то колбы и муляж его главного изобретения - динамит, сделанный, как это было принято во времена ученого в виде "колбасок", завернутых в плотную желтую бумагу и подписанных шрифтом, какой был в ходу в конце 19 века.
Кстати, такие копии можно купить в сувенирном магазинчике при музее. Там внутри "колбаски" являют собой конфеты, но поистине динамитные - сладкие, но с таким количеством перца, что глаза вылезают из орбит! :))
Музей Нобеля организован так, что некоторые изобретения ученых можно потрогать руками. Или, к примеру, в специальной комнате проверить свои собственные знания в областях наук, по которым были получены премии (оказалось, что мы с Антоном больше всего сечем в медицине). Или оставить информацию о собственных изобретениях на особой доске. Последней, правда, пользуются в основном дети.
Есть зал, где под потолком, словно в химчистке, ездят по кругу портреты лауреатов.
В другом зале находится витрина с вещами, которые им когда-то принадлежали. Например, труды индийского экономиста Армантии Сена, получившего премию по экономики в 1998 году, книга Роджера Сперри - американского нейропсихолога, заслужившего премию по медицине в 1981 году за открытия, связанные с работой головного мозга, початок кукурузы Барбары Мак-Клинток - американской ученой-цитогенетика, которая занималась изучением хромосом клеток кукурузы и сделала массу открытий, в том числе, о передаче информации, и получила за это премию в 1983 году, и многое другое.
Есть зал, где можно узнать подробности истории нобелевских открытий, выстроенных в хронологическом порядке, и увидеть сами открытия и газетные публикации, сделанные о них в СМИ мира.
Пенициллин, общество Красного Креста, транзистор, роман "Доктор Живаго", за который Борис Пастернак из-за режима в СССР так и не смог получить Нобелевскую премию по литературе, хотя и стал ее лауреатом, портрет нашего Михаила Горбачева, получившего премию, как "отец" перестройки и прочие-прочие-прочие.
На осмотр музея у нас ушло никак не меньше полутора часов, и мы настолько впечатлились увиденным, что, несмотря на то, что в тот вечер нам уже давно пора было ехать в аэропорт, чтобы лететь в Лулео, мы остановились на пять минут выпить по чашечке кофе в музейном кафе. Кафе было абсолютно простеньким. На витрине лежали пирожные, а кофе, как это часто принято в Швеции, был налит (пусть простят меня составители последних правил русского языка за неправильное употребления рода этого напитка, но я, по-прежнему считаю кофе "мужчиной"), в кофейничек, коий стоял на барной стойке, и все желающие могли брать чашки и наливать его себе сами, сколько влезет. Так мы и поступили: налили кофе, взяли пирожные и пристроились за одним из столиков. Казалось бы, каких сюрпризов можно ждать от рядового кафе? А, вот, можно! Сюрприз первым заметил Антон. Оказалось, что на сиденье каждого стула с обратной стороны здесь стоят автографы нобелевских лауреатов! Вот такое кафе! :))
Процедура награждения нобелевскими премиями за прошедший век вылилась в особую традицию. Это не просто так мероприятие, это не хухры-мухры себе какое мероприятие! :)) Лауреаты премии окончательно утверждаются и объявляются в октябре, а процесс награждения происходит 10 декабря - в день смерти Нобеля. Премии по химии, физике, физиологии и медицине, литературе и экономике вручают в концертном зале Стокгольма, а премию в области защиты мира - в университете Осло. И в Швеции, и в Норвегии делают это короли (правда, в Норвегии король не всегда лично, но всегда присутствует) в окружении членов королевских семей. Кроме премии, лауреаты получают медаль с изображением Альфреда Нобеля и диплом.
В Осло я не была и не могу сказать, как выглядит здание университета, в котором вручается премия за укрепление мира. Но Стокгольмский концертный зал показался нам довольно-таки скромным и совсем не современным. Собой он являл большое здание с колоннами, выкрашенное в синий цвет.
Рядом с ним стояла скульптура Орфея, окруженная нимфами - покровительницами искусства.
Вот, в принципе, и все. Думаю, что внутри концертный зал более грандиозен.
Но вручение премий лауреатам - это далеко не все. Как оказалось, они еще произносят свои речи в церкви. Причем, ни в какой-нибудь, а в самой старой церкви Стокгольма, расположенной в Гамла Стане - в церкви святого Николая.
Но знаменита она не только этим. Строить храм начали в 13 веке одновременно с первым королевским замком Стокгольма, а закончили только спустя пять веков. Долгое время Стурчюркан, так ее называют до сих пор в Стокгольме (это означает "большой собор"), несмотря на свою недостроенность, оставалась приходским храмом для жителей Гамла Стана. А с 15 века здесь начали короновать шведских королей. И в 1976 году последним короновали нынешнего короля Карла Шестнадцатого Густава, который женился на Сильвии Соммерлат.
В церкви святого Николая можно провести добрый час, уж очень она необычная, совсем не похожа на другие. У входа в нее висит корабль, так как святой Николай всегда был покровителем мореплавателей и путешественников. Получается, что Стурчюркан, в какой-то мере, "наша" церковь.
Неподалеку от корабля мы обнаружили глобус свечек - на мой взгляд, абсолютно уникальное сооружение. Глобус являл собой... глобус - металлический каркас, внутрь которого были вставлены зажженные свечи. Как выяснилось, здесь уже почти 40 лет зажигаются свечи и читаются молитвы за наш земной шар! Вот так! Вы где-нибудь еще встречали подобное?
Но самое интересное место в церкви - это, бесспорно, серебряный алтарь.
Точнее, даже не он сам, а статуя святого Георгия с драконом рядом с ним. Дело в том, что сделан этот Георгий из дуба и ...лосиных рогов, которые теперь торчат во все стороны. Статуя символизирует, ни много, ни мало, победу шведов над датчанами в 1471 году в битве при Брункеберге. Честное слово, потрясающее зрелище! :))
Георгий, как вы понимаете, по возрасту весьма древний, и, что нас особенно впечатлило, оказывается, раньше, 10 октября, в день этой самой битвы, его ежегодно снимали с лошади и торжественно проносили по улицам. Теперь, конечно, так не делают, а Георгий вместе с драконом считается национальной шведской святыней, с него снимают копии и устанавливают в разных местах. Мы таких видели целых две.
Еще в церкви святого Николая имеются очень красивая церковная кафедра, плиты на полу, королевские стулья, на которых разрешается сидеть только членам королевской семьи, и удивительная картина паргелиев.
Дело в том, что в 1535 году над Стокгольмом жители города наблюдали необычное астрономическое явление - шесть световых колец (паргелиев), расходящихся вокруг солнца. Паргелии возникают из-за преломления солнечного света в парящих в атмосфере очень мелких кристалликах льда. Но это мы сейчас понимаем, что явление было астрономическим. Тогда же все решили, что, кольца вокруг солнца символизируют падение сильных мира сего, а проповедник-реформатор того времени Олаус Петри не нашел ничего лучшего, чтобы использовать этот случай и наехать на шведского короля Густава Ваза. Но, как бы там ни было, художник Урбан решил увековечить паргелии и изобразил их на картине.
Но вернемся к нобелевским лауреатам. После того, как они получили свои премии и толкнули речи в церкви святого Николая, их приглашают на банкет в Городскую Ратушу. И мы, конечно, тоже не могли не побывать в ней.
Городская Ратуша Стокгольма - на самом деле, не такая уж и древняя. Возвели ее в начале 20 века на том месте, где раньше стояла первая мельница, правда, сделали похожей на средневековую крепость - красно-кирпичную и с башенкой.
В общем, в итоге многие путаются и считают ратушу сильно старинной, но это не так. Попасть сюда посетителям с улицы можно двумя способами: либо прийти на заседание городского совета и послушать, какие вопросы там решают депутаты (это разрешено всем желающим), либо погулять по ее залам вместе с экскурсией. И, хотя мы с Антоном не любители организованных экскурсий, мы выбрали второй вариант, ибо, когда планировалось ближайшее заседание совета, нам было не ведомо.
Экскурсии в Ратуше организуют примерно каждые два часа и проводят на английском или на шведском языках, и мы сориентировались по времени на английскую экскурсию. Но когда мы пришли в Ратушу, оказалось, что вместе с нами ее приехала осматривать русская группа с русским гидом. Мы быстренько уладили вопрос нашего присоединения к этой группе и потом все время ходили с ней.
Разумеется, сейчас самое главное событие в "жизни" ратуши - это Нобелевский банкет, который проводят тут с 1934 года. Мероприятие это такой важности, что готовиться к нему начинают не меньше, чем за полгода. Проводят его в Голубом зале. Правда, зал можно назвать голубым условно. Его стены точно такие же красно-кирпичные, как у ратуши снаружи, и лишь некоторый дизайн выполнен здесь действительно в голубом цвете.
Говорят, архитектор ратуши Эстберг всегда мечтал, чтобы этот зал был и впрямь голубым, но, видимо, о мечтах уже можно забыть, так как его внешний вид давно устоялся. Кстати, в Голубом зале проводят не только нобелевские банкеты. Например, разные богатые товарищи организуют здесь свадьбы и другие мероприятия. Вот и в тот день, когда пришли мы, у стены в зале стояли еще не унесенные стулья.
На Нобелевский банкет обычно приглашается 1353 человека. При этом сами лауреаты могут туда пригласить только нескольких человек, все остальные присутствующие здесь - это король, члены его семьи и разные вип-лица. Никаким посторонним проникнуть сюда невозможно, так как пускают в ратушу в тот день только по приглашениям.
Меню готовится заранее поварами "Погребка ратуши" (так называется ресторанчик при ратуше, но мы, к сожалению, в него не попали, так как он был закрыт) и кулинарами со званием "Повар года". В сентябре, за два месяца до банкета, устраивается что-то вроде пробного ужина, на котором члены нобелевского комитета пробуют блюда и утверждают меню. Но после этого разглашать меню они не имеют права, и оно так и остается засекреченным до самого начала нобелевского банкета. Тем не менее, известно, что, например, в 2000 году на нобелевском банкете было подано 340 бутылок шампанского к первому блюду, 340 бутылок вина к главному блюду, 180 бутылок вина к десерту, 1400 бутылок рамлёса и минеральной воды в течение всего ужина и 330 литров кофе после него, а к главному блюду было приготовлено 700 утиных грудок, 300 килограммов картофельного пюре и 150 литров соуса, на десерт - 230 литров мороженого.
Конечно, для того, чтобы приготовить, а затем подать всю эту красоту, нужно довольно-таки много обслуживающего персонала. Так, только для того, чтобы расставить столы и стулья к банкету, нанимают целых 30 человек. Они занимаются этим шесть часов за день до мероприятия. Во время банкета каждый официант проходит в целом по пять километров. А, кроме директора ресторана, главного повара, банкетного менеджера и его помощников, в мероприятии принимают участие 25 других поваров, восемь главных официантов, 240 обычных официантов, 20 посудомоек и носильщиков и пять человек, которые занимаются только тем, что открывают во время банкета бутылки!
Что касается посуды, то на банкете используют специальные сервизы, общая стоимость которых составляет больше полутора миллионов долларов. Если честно, возможно, сервизы и хороши, а мы ничего не понимаем, но, на наш взгляд, выглядели они как-то скромновато: в бело-золотых тонах с зеленой каймой.
Кстати, теперь копии этих сервизов целиком или каких-то его отдельно взятых вилок-тарелок можно спокойно купить в сувенирном магазинчике в самой ратуше, да и в прочих сувенирных ларьках Стокгольма тоже. Скатерти и салфетки на банкете так же особенные - на них выткан портрет Альфреда Нобеля. Кроме того, рядом с каждым сервизом каждому участнику банкета обычно кладут шоколадные медальки в золотой фольге с его же изображением.
Банкет начинается ровно в 19 часов. До этого нобелевские лауреаты проходят аудиенцию с королем в одной из комнат ратуши, расположенной по-соседству с Золотым залом, где после банкета организуется бал.
После аудиенции в 19.00 нобелевские лауреаты и почетные гости вместе с королем и с королевой спускаются в банкетный зал, где уже сидят все приглашенные. Как я вычитала в Википедии, ибо нам на экскурсии этого не рассказывали, король ведет под руку нобелевскую лауреатку, а если таковой не окажется, то жену Нобелевского лауреата по физике. Первым произносится тост за Его Величество, вторым - в память Альфреда Нобеля. А дальше начинается банкет, который продолжается около трех часов. После банкета все поднимаются в Золотой зал ратуши на бал.
Кстати, особо можно отметить лестницу, по которой все туда идут. Она построена по очень оригинальному проекту и максимально полога и удобна: ведь большинство лауреатов - пожилые люди, коим карабкаться по крутым ступеньками во фраках и вечерних платьях было бы совсем не кстати. А чтобы построить именно такую лестницу, архитектор попросил свою жену нарядиться в длинное вечернее платье и "гонял" ее по ней до тех пор, постоянно перестраивая и усовершенствую свое детище по ее советам, пока жена не осталась окончательно довольна. Говорят, что за более чем 70 лет, на этой лестнице никто ни разу не споткнулся и не свалился.
Золотой зал ратуши, в котором происходит нобелевский бал, бесспорно очень красив. Его стены украшены золотом и мозаикой, сюжеты которой рассказывают об этапах истории Швеции, ее взаимоотношениях на протяжении веков с другими европейскими и азиатскими странами. В общем, зал вполне производит дворцово-парадное впечатление.
Что же касается нобелевского бала, то, с одной стороны, он, конечно же, бесподобен, ибо на него приглашаются лучшие музыканты. Например, в 2003 году тут выступали Ростропович и Мангус Лингдрен. Но с другой, из-за того, что большинство приглашенных - все-таки люди почтенного возраста, зажигательных танцев от них ждать не приходится. Заканчивается торжество в 1.30, хотя, говорят, многие гости расходятся и раньше.
Вот такое мероприятие. После всего увиденного Антошик решил познакомиться с каким-нибудь будущим нобелевским лауреатом, задружиться с ним, чтобы он нас потом пригласил на банкет. А что? Я тоже не против! :)) Кстати, сейчас блюда нобелевских банкетов прошлых лет можно попробовать в ресторанчике при ратуше. Говорят, обед в целом обойдется примерно в 200 евро.
Ну, а сама ратуша, конечно, интересна не только нобелевским банкетом. Мы с экскурсией прошли и по многим другим ее залам, включая коридоры, по обе стороны от которых располагались депутатские кабинеты.
Прикольно, однако, что могу сказать! У нас мне по долгу службы приходилось бывать и в Государственной думе, и в Московской и в Московской областной. В общем, в Стокгольме все гораздо проще. Нет никаких дорогущих ковров, панелей из красного дерева, секьюрити в очках и с рациями. Как-то там все спокойно и по-человечески, что ли. Не случайно же, что на заседаниях городского совета, как я уже говорила, там может присутствовать любой желающий.
Кстати, зал для заседаний тоже весьма скромный, никаких кожаных, удобных для сладкого сна кресел там нет. Зато есть персональные места с фамилией и именем депутата на каждом. И если кто-то из них вдруг не явится на заседание, сразу будет понятно, кто именно.
А у стокгольмских депутатов должность, между прочим, не освобожденная, то есть помимо депутатства, все они еще где-то работают.
Впрочем, для того, чтобы провести какое-то свое банкетообразное мероприятие или просто "чайку попить", место в ратуше у них тоже есть. Это - своеобразный колонный зал.
Здесь, конечно, тоже очень красиво: шелковые стены, расписные потолки, колонны, барельефы... Но до Золотого зала ему все-таки далеко.
Ну, а еще в ратушу приходят женихи и невесты на торжественную церемонию бракосочетания. Правда, опять-таки с пышностью наших церемоний стокгольмскую не сравнить. Здесь она занимает всего несколько минут, а потом молодожены фотографируются в специальном зале. Вот, в принципе, и всё.
Мы закупились сувенирами в магазинчике на первом этаже ратуши и поняли, что ее осмотр будет неполным, если мы не поднимемся на ее башню. В конце концов, архитектор Эстберг над этой башней трудился тщательнее всего, а источником для вдохновения при ее создании взял себе вообще целый королевский замок, сгоревший в конце 16 века. Так что, башня - это вам не хухры-мухры!
Высота башни - 106 метров. В общем-то, и не сказать, что она - прямо махина какая-то, мы поднимались и на более высокие. Но кто бы мог подумать, что подъем на нее окажется таким трудным и займет у нас массу времени...
В принципе, для того, чтобы подняться наверх, имеется лифт. Но почему-то в башне так заведено, что подниматься туда надо пешком, а спускаться - на лифте. На мой взгляд, это - редкостный маразм. На смотровой площадке мы встретили беременную женщину, и я не могу сказать, что после подъема она чувствовала себя восхитительно. Вот, интересно, а если бы она вдруг на лестнице рожать начала, что стали бы делать башенные работники? Короче говоря, не понятно.
Сначала лестница наверх идет вполне приличная. Мы довольно-таки быстренько преодолели этот ее весьма длинный участок и оказались в небольшом музейчике. Музей был весьма скромненьким. Здесь стояли разные гипсовые фигуры, принесенные из коридоров ратуши.
Образцы мозаики из Золотого зала и мощная статуя святого Эрика 7,5-метровой высоты. Эрик был таким огромным, что создавалось впечатление, что в музей он еле поместился - по крайней мере, он занимал его значительную часть.
Оказалось, что Эриком сначала планировали украсить вершину башни. Но обычным способом поднять его туда было невозможно, и тогда на всех этажах башни проделали отверстия. Оставалось только подогнать подъемный кран, и статуя бы вскоре заняла свое место. Ан нет! Архитектор вдруг резко передумал и решил соорудить на вершине смотровую площадку. Так святой Эрик остался не у дел и "осел" в музее.
Мы поднялись еще немного и нашему взору открылась круглая галерея. Ее украшали фигуры четырех святых - Марии Магдалены, святой Клары, снова святого Эрика и еще какого-то неизвестного. Эта галерея была гораздо меньше музея, над ней красовался купол...
И мы уже, было, решили, что подъема почти конец... Но как бы не так! Как выяснилось, все только начиналось.
Из Круглой галереи мы попали в Башенный проход. Проход являл собой, так сказать, плавно поднимающийся вверх коридор, который шел по периметру башни. И вот тут-то мы чуть не умерли! Лучше бы вместо прохода была обычная лестница, честное слово! Он хоть и шел полого, на по нему нам пришлось обойти вокруг башни раз десять. При этом сам проход был очень узким, никаких окон нигде не было, когда он закончится, было совершенно не понятно, в общем, если вы вдруг страдаете клаустрофобией, то вам точно сюда не надо. Мы не страдаем, но и то особых восторгов не испытали!
Наконец, проход закончился, и мы оказались на башенном чердаке. Здесь стояли скамейки, и можно было передохнуть, что мы и сделали. Тут же мы, наконец, поняли, что на наши рюкзаки вряд ли кто-то уже покусится, так как все, кто поднимался сюда, были в таком же взмыленном состоянии, как и мы, и решили их здесь оставить. Дальше вверх вела деревянная винтовая лестница, а тот участок, по которому она шла, назывался Деревянной башней. Преодолев его, мы оказались в Медной башне, и я, увидев площадку и открывающиеся с нее виды, уже хотела свободно вздохнуть, подумав, что подъем закончился, как узрела, что мне машет рукой сотрудница башни, показывая куда-то наверх. Боже мой! Это было не всё и вверх вела еще одна лестница! Я обалдела окончательно и по ней поднялась уже на автомате.
Всё! Теперь мы стояли под самыми ратушными колоколами.
Над ними были только три короны, которые венчали башню. А вокруг простирались такие виды на Стокгольм, что жуткий подъем забылся почти сразу. Мы стояли и смотрели на всю эту красоту, пытаясь распознать знакомые здания, церкви и мосты...
Вот так закончилось у нас хождение по нобелевским местам!
В Стокгольме мы жили в отеле-корабле "Loginn Hotell".