Расположен Рязанский Кремль удивительно. С одной стороны - самый центр города, с другой - его окраина. Да, с набережной Рязанского Кремля открывается необыкновенный вид на Трубеж и на пойму Оки. Посмотришь, и кажется, что ты в деревне, и вот-вот на ближайший лужок выйдет стадо коров. Повернешься, посмотришь в противоположную сторону - а нет, ты в городе, и довольно крупном. Убедиться в этом довольно просто - надо только подняться на смотровую площадку колокольни. Отсюда центр Рязани - как на ладони.
Начинается Рязанский Кремль с арочного Глебовского моста, ведущего к колокольне Рязанского Кремля. Колокольня Рязанского Кремля (Курганская) "удивительна уже тем, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течении жизни нескольких поколений, её общая композиция сохранила единство и цельность выражения". Строилась наша колокольня весьма непросто, добрые полвека, разными архитекторами.
Необходимость в новой колокольне Рязанского Кремля возникла сразу после постройки нового Успенского собора. Ибо старая - архитектора Яршова (сер. XVII века) ввиду небольшой высоты совершенно подавлялась колоссальным массивом нового собора.
В 1783 году начался сбор денег на сооружение новой колокольни. Большую часть средств внесли рязанские купцы Рюмин и Мальшин. Они фактически сами курировали строительство и сами пригласили архитектора - талантливого самоучку, костромского купца Воротилова. Воротилов представил чертеж рязанской колокольни, удачно вписав ее в только что утвержденную планировку города с Соборной улицей, ориентированной на Кремль.Фундамент по его проекту был заложен в 1789 году на месте Глебовской башни. Воротилов удачно рассчитал высоту колокольни, добившись идеального соотношения с размерами собора. На втором этаже колокольни он планировал разместить церковь (по образу колокольни Ивана Великого). Однако, колокольня, которую задумывал Воротилов, так и не была построена. На сохранившемся до наших дней чертежей имеется надпись, что "сооружение было остановлено за несогласием г.г. Рюмина и Мальшина." Со спонсорами во все времена спорить трудно...
Второй проект соборной колокольни не сохранился. Несомненно, однако, что он принадлежал руке опытного зодчего, возможно, кого-то из сподвижников Казакова. Составлен проект в соответствии с общими принципами архитектуры раннего классицизма, на его основе в 1797 году и был построен первый ярус. На этом работы прекратились, так как неожиданно обнаружились большие деформации в Успенском соборе, и все накопленные средства ушли на его укрепление.
Второй этап строительства относится к 1816 году, когда г. Рюмин внёс 10 тысяч рублей на продолжение работ. Но строить начали опять по новому проекту. Чертежи не сохранились, но все указывает, что автор проекта второго яруса И.Ф.Русско. "В его колокольне классицизм представлен в самой зрелой стадии. Пропорции колонн, арок и других элементов здесь уже более каноничны и совершенны, в отличие от первого яруса второй лишен грузности и приземлённости. Таким образом, "мастер каменный" Иван Францевич Русско в Рязани предстает как талантливый архитектор". Второй ярус колокольни возведен в относительно короткие сроки, и ... опять строительство прекратилось по банальной причине - за отсутствием денег.
Третий этап - начало 1830-х. Архитектор Биндеман предложил свой проект достройки колокольни с частичным изменением второго яруса, где он предлагал заменить коринфские колонны на конические. Проект не был принят, как и работа не менее знаменитого архитектора Висконти. По его предложению второй ярус разбирался, колокольня предлагалась пятиярусной, а ее архитектура приобретала откровенно ампирный характер. Проект красивый, но рязанцы даже слушать не стали, что придется разбирать уже построенное. Интересный проект предложил знаменитый архитектор Тон, умудрившийся "поставить" на два существующих этажа третий, достигнув единства общей композиции. Однако добавлять четвертый ярус и шпиль Тон так и не решился, опасаясь ненадежности грунтов, уже едва не приведших к обрушению Успенского собора.
Пока искали решение, так и стояла колокольня недостроенной, наводя уныние на обывателей. И неизвестно чем бы все закончилось, если бы свое слово не взял Павел Рюмин - сын Гаврилы Васильевича. Выделив необходимые средства на окончание строительства и не беспокоя более капризный маститых мэтров, он предложил разработку проекта местному, рязанскому губернскому архитектору И.И. Воронихину. Тот нашел остроумное решение задачи, предложив сделать четвертый ярус не из тяжелого камня, а ... из железа. Со сложным каркасом, на котором монтировался шпиль. "Верхушку" Воронихин задумал, взяв за образец знаменитый шпиль Адмиралтейства в Петербурге. Вот поэтому, увидев нашу колокольню впервые, невольно вспоминаешь Питер и башню Адмиралтейства. В натуре наша колокольня за счет увеличения длины шпиля достигла высоты 83,2 метра. Вот такая история. И стоит ли после этого удивляться, что в Рязани до сих пор так много долгостроев? Сейчас колокольня находится "в лесах" на реставрации, которую обещают закончить в 2013 году.