Еще на пароме мы купили двухдневные тревел-карты, позволяющие нам в Стокгольме ездить на общественном транспорте и посещать многие музеи и разные достопримечательности бесплатно. Карточки оказались выгодным вложением и окупились буквально в первый же день, так как в Стокгольме мы умудрились посетить аж четыре музея, платную церковь, городскую ратушу с ее башней, а до кучи покататься на кораблике и поездить на метро столько, сколько дома не ездим никогда. :)
Но перед тем, как отправиться смотреть город, мы заселились в гостиницу. Наверняка, ни для кого из моих читателей не секрет, что Стокгольм стоит на целой куче островов. Острова соединены друг с другом мостами и, в общем-то, все здесь так удачно устроено, что даже не всегда вспоминаешь, что ты находишься на островном архипелаге: добраться быстро и без проблем можно до любой точки города на любом острове.
Один минус: Стокгольм - очень дорогой город и найти в нем отель в центре города дешевле 150-200 евро практически не реально. Но мы решили пойти другим путем и поселились ...на корабле. Да-да, в Стокгольме существует такая возможность. Списанные корабли, отходившие свое по морям, по волнам, не отправляют в металлолом, а ремонтируют, каюты оборудуют под гостиничные номера и принимают в них постояльцев. Единственное, номера-каюты в них очень малы, а так они ничем не отличаются от обычных, даже удобства внутри.
Наш кораблик стоял у причала как раз напротив самого "набитого" достопримечательностями острова Стадсхольмена с районом Гамла Стан. Это было очень удобно, ибо, прежде всего, мы решили отправиться как раз туда. Гамла Стан, или по-другому Старый Город Стокгольма, пожалуй, самое красивое место. Именно тут находятся все эти разноцветные домики с фигурными крышами, знакомые нам по книжкам о Карлсоне, королевский дворец и много всего другого интересного.
Мы перешли по мосту через пролив, но... увидели просто поразительной красоты церковь и свернули на расположенный рядом с Стадсхольменом маленький островок Риддархольмен.
Церковь, которая так привлекла наше внимание, оказалась, по мнению нашего путеводителя, самой красивой церковью города. Впрочем, мы с этим мнением согласились. Особенно впечатлял ее шпиль - ажурный, словно сделанный из черного кружева. Оказалось, что церковь называется Риддархольмсчюркан, построили ее в 13 веке, а примечательна она тем, что тут похоронены почти все шведские монархи, начиная с Магнуса Ладулоса, умершего в 1290 году. Правда, посмотреть их захоронения у нас не получилось, так как церковь была закрыта.
Зато мы вышли на набережную, где обнаружили еще одну, правда, уже более современную достопримечательность под народным названием "Ухо КГБ", являвшее собой странного вида скульптуру, действительно весьма похожую на ухо.
У уха активно фотографировалась группа российских туристов, и мы, чтобы не мешать друг другу, удалились рассматривать расположенный здесь же памятник Эверту Тобу - шведскому поэту и музыканту первой половины прошлого века, который восседал в вольяжной позе с гитарой, и чем-то напомнил мне этой самой позой кота Матроскина. По-моему, кот где-то тоже в такой восседал. :)
Кстати, кусочек набережной с ухом и памятником назывался Терассой Эверта Тобу, хотя в нашем понимании на террасу он был совсем не похож - никакого навеса над ним не было. Зато отсюда открывались впечатляющие, несмотря на серое сентябрьское небо, виды на Городскую Ратушу и на наш кораблик, на котором мы поселились.
В общем, осмотрев памятник, террасу и ухо, мы покинули остров Риддархольмен, перебрались по короткому автомобильному мосту через очередной проливчик и оказались на острове Стадсхольмен перед зданием Риддархюсет, то есть перед Рыцарским Домом.
Здание было очень красивым, выполненным в стиле барокко, перед ним красовался памятник королю Густаву Вазе, а служило оно в 17 веке для регулярных аристократических собраний, то есть являло собой нечто вроде "Благородного собрания".
К рейхстагу на соседний остров Хельеандсхольмен мы решили не ходить и осмотрели его издалека.
Внутрь королевского дворца, в котором теперь находилось множество разных музеев, тоже. Зато мы поспешили к самому дворцу, ибо время приближалось к двенадцати дня, а именно в это время (точнее, в 12.15) тут проходила торжественная смена караула, которую мы ну никак не хотели пропустить.
Когда мы пришли, все желающие лицезреть действо, уже выстроились на площади, и нам пришлось пробираться через плотные ряды, чтобы занять удобные места. Несколько караульных в довольно-таки симпатичной военной форме, которая состояла из синих брюк, куртки, белых сапогов, широкого ремня и зеленого берета, несли службу.
Вскоре на площадь вышел мужчина с микрофоном и стал что-то в него вещать по-шведски собравшимся. После его недлинного монолога началось само действо. На площадь медленной рысцой выбежало еще около двух десятков караульных, одетых в такую же форму, как те, что уже были.
Они стали выполнять какие-то мелкие построения и перестроения, затем вынесли государственный флаг, что-то покричали, еще поперестраивались и такой же рысцой удалились, по ходу сменив тех, которые стояли.
Честно говоря, особой торжественности процесса мы не почувствовали. Все выглядело далеко не так, как мы привыкли видеть у нас, например, у могилы неизвестного солдата перед кремлевской стеной в Москве. Но даже ни торжественность момента, ни отсутствие строевой выправки и чеканки шага нас не поразило настолько, как то, что шведские караульные были абсолютно разного роста, телосложения и возраста, кто-то из них был с бородой, кто-то с усами, кто-то в очках, я, вообще, заприметила среди них даже одну женщину. Представляю, если бы они все попробовали попасть в почетный караул к нам! Да практически никто из них не прошел бы и первого "кастинга". :)
Но в каждой стране свои правила. И это хорошо, и это привлекает.
Посмотрев на смену караула, мы отправились гулять по Гамла Стану. Что можно сказать о старом центре Стокгольма? Узкие, вымощенные булыжником улочки с высокими желтыми и красными домами, с магазинчиками, сувенирными лавками и старинными кафешками, некоторые из которых существуют еще аж с 13 века, шпили старинных церквей и разные причудливые памятники.
Например, мы встретили здесь памятник петуху. А еще памятник святому Георгию со змеем из десятка каменных лосиных рогов.
Мы нашли в Гамла Стане самую узкую улицу Стокгольма - Мортен Троцигс Грэнд. Правда, это была даже не совсем улица в нашем понимании, так как больший ее участок занимала лестница. Самая широкая ее часть не превышала и двух метров, и если встать там, то можно дотянуться до стен домов, стоящих на противоположных сторонах этой улицы. Чем выше поднималась Мортен Троцигс Грэнд, тем уже она становилась, а на самом верху ее ширина достигала не больше метра, и особенно упитанный человек вряд ли по ней смог бы протиснуться. А еще интересно на этой улице то, что дома здесь стояли не так ровно, как везде, и если задрать голову вверх, то можно было увидеть, как последние их этажи чуть ли не смыкались с последними этажами домов на противоположной стороне.
Самой красивой и нарядной площадью Гамла Стана, той самой, которая больше всего подходила под описание из книжек про Карлсона, - была, конечно же, площадь Стурторьет. Площадь совсем маленькая. Одну из ее сторон занимали два самых красивых дома, на первых этажах которых сейчас располагались кафе. Другую - старая биржа с музеем Нобеля. На третьей стояла городская церковь для бездомных, напротив нее - дом советника, а по середине площади - маленький и старый фонтан с питьевой водой.
Мы обошли Гамла Стан буквально за час, такой он был миниатюрный. Вот такой был Стокгольм в 13 веке! Совсем не похожий даже намеком на теперешний мегаполис...
Но посмотреть на современный Стокгольм в наши планы тоже входило. И после Гамла Стана мы отправились в район Норрмальн. До похода туда мы слышали, что этот район Стокгольма считался не очень благополучным, а путеводитель призывал внимательно следить за своими карманами. Но в Норрмальне находился концертный зал, в котором ежегодно вручаются нобелевские премии, и мы не могли его не посмотреть (о Нобеле, нобелевских премиях и местах Стокгольма, с ними связанных, я вам расскажу в следующей заметке, поэтому сейчас не буду отвлекаться на эту тему). Кроме того, здесь находилось еще несколько очень оригинальных скульптур, и мы отправились в этот район.
Признаюсь, с нами ничего страшного не приключилось. Наши карманы остались целы, и все, что в них лежало, тоже. Мы благополучно посмотрели на фонтан, прозванный местными жителями "указкой", так как он обладал странным шпилем, который подобно указке устремлялся в небо - в общем, сравнение было точным.
Прошли по пешеходной улице Дроттнинггатан с теми самыми оригинальными скульптурами. Из них на нас особое впечатление произвел револьвер с завязанным узлом дулом.
И композиция, которую я назвала "Толстый и тонкая", где полный мужчина что-то эмоционально втолковывал худощавой обнаженной женщине.
А потом мы вернулись на главную площадь Норрмальна - Сергельс-торг и... обалдели. Все площадь была полна народа. Здесь собралось не меньше десятка тысяч человек. Все они держали лозунги, флаги, что-то кричали, некоторые забрались на фонарные столбы и крыши невысоких строений и выступали оттуда, а вокруг них кольцом стояли полицейские. Митинг! Это был самый настоящий митинг! Но только, вот, по поводу чего?
Впрочем, и полицейские, и митингующие вели себя вполне мирно. И тогда, чтобы понять, в чем все-таки дело, мы поинтересовались об этом у одного из полицейских.
- А вы туристы? - улыбаясь спросил он, оглядев нас с ног до головы. - Слышали о том, что у нас прошли парламентские выборы в это воскресенье?
О выборах мы уже были наслышаны. Едва только мы ступили с борта парома сегодня утром, как сразу заметили, что стены домов, подземные пешеходные переходы, да и просто улицы Стокгольма пестрят предвыборными плакатами с физиономиями кандидатов.
Увидев, что мы их разглядываем, к нам подошел какой-то местный житель и, приняв нас за чистокровных шведов, поинтересовался: "Вы не знаете, кто победил?" Но кто победил, мы не имели ни малейшего представления, и теперь полицейский просвещал нас.
- Дело в том, что в парламент прошла партия, которая, в частности, поддерживает прорасистские взгляды, например, выступает за то, чтобы Швеция перестала принимать мигрантов, а желающим из них вернуться на свою родину, помогла бы в этом и продолжала поддерживать их уже там. Но вы сами понимаете, что такое невинное, на первый взгляд, желание в дальнейшем может повлечь и другие, не такие невинные. Вот, поэтому люди против этой партии и митингуют.
Мы присмотрелись к митингующим. Большинство из них явно представляли мигранты: выходцы из Китая, Индии, Ближнего Востока, Вьетнама, Африки... Честно сказать, чем закончились выступления митингующих, добились ли они чего-то, я не знаю. Но все остальные дни, пока мы были в Швеции, мы слышали призывы в СМИ и на улицах к представителям других партий, вошедших в парламент, не вступать ни в какие соглашения с этой. Так шведы проявляли толерантность.
Ну, а мы, погуляли еще немного по вечернему Стокгольму и вернулись в гостиницу. Завтра нас ждал не менее обильный на впечатления день.
Гуляя по Стокгольму, мы питались в кафе 13 века "Cafe Sten Sture".