МАТАРА и ТИССА
Город Матара содержит ещё один голландский фортик, в котором спрятан маленький музейчик. Вообще это самый южный город Шри-Ланки. Южнее только один мыс и деревушка неподалёку. Город большой, оживлённый, торговый. Попадаются белые мистеры, приехавшие на отдых от буржуазной мрачной жизни в радостную социалистическую Шри-Ланку.
От Матары нужно было продвинуться дальше по побережью в юго-восточнейшем направлении. В каждом городе тут есть автовокзал, некое крытое заведение, где стоят и заполняются государственные автобусы. Тут мы растелялись с дядей Маратом: я залез в какой-то автобус (надписей по-русски и по-английски на нём не было), и он тут же отправился. А мой незапланированный компаньон отстал и уехал вскоре на другом автобусе.
Как оказалось постепенно, автобус (в котором содержался я и полсотни шриланкийцев) шёл в городок Тисса на юго-востоке острова. Тисса, а вернее – Тиссамахарама – находилась в 100 км от Матары и была, как впоследствии оказвлась, туристическим местом. Белые люди приезжают сюда, чтобы насладиться зрелишем (оплаченным) животных в национальном парке Яла. Из бесплатных зрелищ есть пара старинных, но подцементированных буддйских ступ, храм и музей археологических находок.
Когда я вышел из автобуса на конечной, -- а я был единственным белым мистером, покинувшим авто в этот момент, -- ко мне тут же обратился хэлпер.
-- Мистер, хэллоу! Ю нид гэстхаус?
Ко мне в жизни уже тысячи раз обращались с таким предложением, которое я почти неизменно отвергал. Но тут я был заранее согласен принять подобное предложение: мне нужно было постирать штаны, что совсем неудобно делать в мечети или в буддийском монастыре, ибо, когда я буду стирать штаны, в каком виде я явлюсь высокодуховным людям? В гэстхаусе же духовных людей не будет, и я смогу постираться, не спеша. Кроме того, мне нужно было записать видеопоздравление трудящимся с Новым годом и завести в комп кое-какие записи, касающиеся Шри-Ланки – я же пишу путеводитель. Ну и наконец я же хочу познать все способы ночлега, и в гэстхаусе тоже. Таким образом, я и принял предложение мужика, сказавшегося хозяином заведения.
Тот очень обрадовался, и после коротких переговоров о цене вопроса (с 1000 рупий цена упала до 600 рупий = 170 руб, хотя конечно и дешевле бы согласился мужик – ведь я один-единственный белый из автобуса выпал), стал звонить куда-то и вызывать тук-тук. Трёхколёсная тележка-машинка, на мотоциклетном двигателе, известна всем, кто бывал в Пакистане, Индии и других странах рядом. Повсюду на Шри-Ланке стоят и едут эти «тук-туки», охотятся на клиентов, перевозят целые семьи, пачки досок (торчащих в три стороны и вверх), тюки, мешки с овощем, осуществляют и междугородние перевозки. Стоит такая машинка 2500 долларов. Не очень-то дёшево, но машину тут купить – ещё дороже. Тарахтят они тут повсюду и порой могут зацепить незадачливого пешехода.
Итак, приехали какие-то люди, вероятно друзья мужика, т.к. они все вылезли с машинки, а хозяин сел за руль и повёз меня, достаточно далеко. Как потом выяснилось, за четыре километра.
-- Эй, мужик! Что меня так далеко повёз?
-- Это не далеко, это совсем близко! – заговаривал мне зубы работник туристского бизнеса, -- здесь очень-очень близко, это чтобы тебе не устать рюкзак не тащить... А так налегке тут пешком, ногами можно дойти. Это вообще центр города. Оттуда всё рядом, и автобусы, и еда, и интернет тоже есть в нашем районе. И храмы разные вокруг есть, и ступы, и крокодилы, и леопарды... Сейчас уже приедем!
Заведение, в которое он меня привёз, называлось MISIHARA Guest house. Здесь жил сам организатор турбизнеса, его жена, мелкий ребёнок и пожилой толстый дядечка-отец. И тут же он сдавал комнаты, в которые нужно было проходить через хозяйскую часть жилища. Таким образом он зарабатывал. Туалет и душ у каждой сдаваемой комнаты был индивидуальный. Дополнительным заработком хозяина было приголовление еды для гостей и впаривание им транспортных и любых других услуг, в общем всё, что пожелают дорогие (в прямом смысле слова) гости. Кроме меня, в доме обитала пара европейцев, не представляющих научного интереса. Таким образом, я посетился и стал приводить себя в порядок в этом месте.
Что же собой представляет сам городок Тисса? Разбросанный довольно сильно, скорее посёлок, чем город, он являет собой типичное шри-ланкийское поселение. Как обычно, есть Главная улица и на ней Clock Tower, башня с часами. Наверное, оккупанты-англичане привили идею ставить в каждом городе часовую башню. Бывают башни и часы старинные, бывают электронные, но в этом случае был промежуточный вариант: башня 1981 года, четверо часов в четыре стороны света указуют три разных времени. Две старинные ступы, одна из которых тоже как-то связана с зубом Будды (неужели в ней находится пломба от зуба?), мелкие и средние статуи Будды, обслуживающий их небольшой персонал.
Есть и местный «Стоунхендж»! В лесу (точнее, в пальмовой роще, недалеко от дороги) стоит 50 каменых столбов. Зачем они тут поставлены? Сперва я подумал, что это бетонные опоры или сваи под какой-то запланированный и не построенный многоэтажный дом. У нас в России же забивают такие. Но подойдя, я увидел, что «сваи» неровные и вообще каменные. Поставленные рядами. Табличка рядом гласила на трёх языках лишь то, что это очередной археологический памятник, и повредившие его караются штрафом 500-2500 долларов и (или) тюремным заключением. Сама табличка тоже является частью памятника – так, по крайней мере, было написано на табличке.\
Помимо 50 столбов рядами, был ещё один под навесом, и на нём было уже написано, что столбу почти 2000 лет. Другие столбы так же стары или нет? Неясно. Невлалеке небольшой музей археологических находок (вход свободный, выхрод за пожертвование) демонстрировал черепки, обломки и огрызки великого прошлого Тиссамахарамы.
Пустое место между ступами, дорогой и пальмовыми рощами занимали рисовые поля. Они заполняли большую часть территории между райончиком, где я остановился, и основным «деловым центром» города с автовокзалом.
Кроме того, в Тиссе имелась сотня магазинчиков, собранных в две кучи и торгующих всем: одни продуктовые (но без холодильника), в других ткани, вещи, инструменты. Социализм на Шри-Ланке выражается в том, что все цены на фабричные товары устанавливает государство, и все цены надписаны на товаре, обычно с присказкой «Maximum Price … Rp». Продавцы в сельпо не помнят цен, а ищут их на упаковке товара. Цены не самые дешёвые, зато все фиксированные по всей стране. В этом есть и плюс – трудней надуть, а если и пытаются обсчитать, можно показать на цену на упаковке. Но есть и минус – в стране почти нет супермаркетов. А где они есть (в Коломбо), они небольшие и дорогие. Цены в столичных супермаркетах такие же, как в придорожной лавке в горном районе, а скидка 10% от упаковочной цены рассматривается как великая радость. Только вот на фрукты цена не надписана и поэтому может варьироваться стоимость тех же бананов – 20-30 рупий (7-9 руб) за кило в провинции или 50-60 рупий за килограмм в центре столицы.
Кроме магазинчиков, неподалёку обнаружилась клиника, а также несколько турбюро, продающие поездки по Ялскому нац.парку. В городке живут, в некотором количестве, англоговорящие хелперы. В центре обнаружился-таки интернет. Быстрый, несмотря на такую глухомань. И по сносной цене – 100 рупий за час (28 рублей). Вообще сейчас Шри-Ланка весьма интернетизированная страна, и в каждом городке можно почувствовать себя как дома, обнаружив интернет-забегаловку. Средяя цена по стране – 50-60 рупий в час.
Записал на фотоаппарат новогоднее видео-поздравление. Пришлось самому себе на кнопку нажимать, чтобы не привлекать к записи шри-ланкйских граждан. Интерьером послужила комната в «гэстхаусе» -- увидите 31 декабря.
...Часто бывает так, что первое время путешествия человек только настраивается на дорогу – так, во всяком случае, у меня происходит. Процесс привыкания может занять от двух недель до месяца. Это рне касается каких-нибудь лекционных выездов или небольших поездочек: тут, можно сказать, и акклиматизироваться не успеваешь, как уже дома. А тут, значит, опять вспоминаешь все дорожные хитрости, таскаешься с места на место, ночуешь в самых разных интерьерах, постепенно из рюкзака пропадает (теряется, дарится, выбрасывается) всё ненужное, и скапливаются и ремонтируются нужные в дороге вещи. Процесс авиаперелёта, кстати, способствует – ограничения в весе полётного багажа заставляют брать только то, что объективно пригодится. Так как у меня поездка планируется затяжная, то думаю, только в Куала-Лумпуре я окончательно определюсь с составом рюкзака, и отправлю почтой или оставлю там всё не очень-то нужное.
Ну вот и сейчас, отсиживаясь лениво в Тиссе, я перебирал постепенно содержимое своего рюкзака и понемного уничтожал пришедшие в негодность или уже ненужные объекты. Существенный вес составляет бумажная продукция – карты индонезийских городов, книги по Филиппинам и т.д, которые будут ликвидироваться мною (буду отсылать в Москву) после использования. Сейчас мой рюкзак весит около 18 килограммов.
Дождливый сезон на юго-востоке острова! Не пойду я пешком в сторону загадочной Ялы, чтобы нос не мочить раньше времени. Успею ещё намокнуть. Отправлюсь по автодороге на воток острова, в сторону Баттикалоа, навстречу новым людям и встречам! Планирую посетить какую-нибудь глухую деревню, вне основных автодрог,
посмотреть, как живут совсем провинциальные шриланкийцы.