...Городок Бадулла был мной обойдён вдоль и поперёк. Приятное, симпатичное место. Нищие, предлагалы и приставалы все уехали в Коломбо или в Канди, а тут в Бадулле остались приличные люди, и бананы по 20 рупий (6 р) за килограмм.
Следующий город на моём маршруте – Нурелия, или Нувара Элия, самый высокогорный город Шри-Ланки, расположенный на отметке 1880 м над уровнем океана. Это местный курорт. Подобно тому, как россияне из холодных своих городов едут в Сочи, Крым или в Приморский край – к морю и солнцу поближе, -- богатые шриланкийцы во время отпуска едут в самый холодный город на своём экваториальном острове, от моря и солнца подальше, -- так те им надоели. В Нурелии всегда холодно – двадцать градусов тепла днём, десять ночью, а в некоторые особо холодные ночи и годы темература падает до -1, что для местных – самая экзотика и шик.
Сперва нужно было, конечно, до Нурелии добраться. В старые годы, лет сто назад, туда вела узкоколейка, но сейчас она разобрана. Можно подъехать до ж.д.станции Нано-Ойя, а там на автобусе 15 км. Но для разнообразия я решил поехать с Бадуллы автобусами, чтобы изучить их цену, правила пользования и т.д.
Автобусы на острове внешне довольно похожи. Что городские, что загородные, медленно ползучие сущнества индийской фирмы «ТАТА», развивающие максимальную скорость 40 км/час (на прямом участке с горки), а средняя скорость – 15-20, а в городе – 10. Ибо повсюду на каждом углу попадаются пассажиры, которых нужно подобрать, а других высадить. Двери на ходу не закрываются, как и в Индии, и люди садятся и прыгают на ходу, но водитель всё же притормаживает до 5 км/ч, чтобы посадка протекала безболезненней. Такие автобусы, не очень комфортабельные, есть и по городам, и в пригороды, и далеко за город, даже Коломбо—Бадулла есть. Цена и в городских, и в загородных зависит от расстояния, и составляет примерно 2 рупии (60 коп) за километр, в два раза дороже поезда. Пространства для ног очень мало, оно есть только в пяти местах, из которых два предназначены для монахов (им проезд бесплатный, но нужно быть в оранжевом монашеском комбинезоне).
Кроме них, есть на некоторых дорогах и более скоростные компактные частные микроавтобусы. Стоят они в два раза дороже, но всё равно дёшево. В Бадулле их не было видно.
Ну, а вот прямого автобуса из Бадуллы в Нуреллу не было, хотя с Бадуллинской автостанции кучами отправлялись «басы» с надписями по-сингальски. К сожалению, я не умею читать. Путём расспроса оказалось, что нужно ехать в городок Велманда, а оттуда на другом автобусе в Нурелию.
Тридцать километров до Велманды автобус пёрся два часа, по красивейшим горным дорогам. Велманда – ещё один приятный горный городок, выстроившийся вдоль одной речки (соответственно, две основных улицы, по обе стороны реки). Дома, как правило, четырёхэтажные, и нижняя их часть заключает в себе магазинчики и даже гостиницы (на втором этаже), а на 3-4 этажах обитают хозяева заведений. Мечеть тоже есть, узкая, но трёхэтажная.
На осмотр Велманды хватило часа, и я продолжил автобусное путешествие. Ещё один гроб на колёсах с очень узким проходом шёл в Нурелию, и я отправился с ним. Интересно, что здесь часто очень дают всяческие квитанции: автобусные билетёры даже в городе, не говоря уж о пригороде, пробивают или рисуют или отрывают билет (хотя его никто не проверяет – контролёров не встречал); официант в задрипанной харчевне приносит квиточек с указанием стоимости съеденных блюд; в небольших лавочках нередко дают чек; и даже видел я, что в городе Канди какая-то бомжиха вытащила на улицу весы, чтобы взвешивать всех желающих за 5 рупий – так и у этой бомжихи были какие-то квитанции под весами, видимо она должна их выдавать потребителям её услуг, а не то её дисквалифицируют из предпринимателей! Итак, любители билетов и чеков могут тут набрать большую коллекцию, только вот продавцы фруктов – они почему-то все без чеков.
Итак. Автобус постепенно взгромоздился в заоблачные выси, и я оказался в Нуреллии, где (как уже писал я) проводят дни отдыха богатые шриланкийцы. Даже у Президента тут есть дом (он отмечен на карте, но я решил не заходить к нему в гости – вредный пример таджикской Дангары побуждает держаться подальше от жилищ президентов)... -- Подальше от моря! В горы, в сырые холодные облака! Нуреллия, наверное, единственный город страны, где продают так много шапок: у экваториальных жителей тут мёрзнет мозг. Я даже видел одного мужика в толстой шапке-ушанке, и это при +20. Это он так понтовался, что ли?
Вообще, любовь тропического люда к холоду ужасает. Они считают, что в хорошей машине, в офисе, в интернет-кафе должно быть +15 или даже +10. Они сами мёрзнут, но терпят, т.к. считают, что это круто. Такой же мазохизм, как и обратное дело – лежать в Сочи целыми днями на пляже.
В середине Нуреллии есть большие зелёные поляны, стадион, ипподром (с прокатом лошадей), парки и озеро (пруд) с лодками. И сотни гостиниц. Половина жителей города, наверное, как и в Сочи, кормится за счёт приезжих. Белые иностранцы тоже едут, из любопытства. На автовокзале сразу подакатываются хелперы. Но как подкатываются, так и откатываются: я же буду ночевать научным способом.
Полезные свойства мусульман мне уже были известны. Для разнообразия, в Нуреллии я подумал посетить буддистов. И такой случай, конечно же, подвернулся. Хотя как резерв я имел в запасе местечко – центральный городской стадион: там на трибунах может целый табор заночевать, а трибуны крытые. Но не понадобился стадион: в центре города нашёлся полупустырь с несколькими сараюшками, а на карте было написано «Международный буддийский центр». На воротах было написано только по-сингальски, так что хоть и международный, но это скрыто. Деньги наверное международные использовали и сарайчики построили.
Пройдя в ворота, я обнаружил, что он вполне мирскими вещами занимается, например продаёт услуги интернета (очень медленного) в одном из этих сараев. Тут же и большое здание, пустое внутри, типа актового зала или скорее спортзала (т.к. стульев не было). Да, отличное место для ночлега! Никаких объёмистых скульптур Будды или других изображений не бросалось в глаза. Увидел монаха в рыжем, бритоголового мужика лет сорока, и спросил у него – можно ли заночевать? Тот сразу согласился, но попросил паспорт. Сперва он долго медитировал над ним, потом куда-то убежал, но тут же вернулся с ним же и сказал, что паспорт останется у него до утра. Я протащил рюкзак в медитационный зал, поставил палатку, достал кипятильник – розетки работали. С улицы доносились звуки каких-то буддийских песнопений. Я заварил чай, достал компьютер, монах притащил пакет с фруктами и пирожками мне в подарок – наука победила, вписка сработала и здесь.
Оказалось, монахов в монастыре пятеро. Вечером мне принесли одеяло от холода. Я посмеялся, но от одеяла не отказался. И правильно! Ночью прихолодало до +10 и одеяло очень пригодилось.
Наутро буддисты накормили меня макаронами и дали в дорогу фруктов. О религии меня не спрашивали, и вообще мало задавали вопросов. Учение Будды мне тоже не проповедовали. В общем, всё прошло хорошо в монастыре, а на следующий день меня ждал интереснейший пешеходный день, о котором я подробно напишу позже!