В пять утра пересев в Симферополе на элетричку до Бахчисарая, мы понемногу просыпались вместе с окрестностями. Час пролетел незаметно, и вот мы втроем уже стоим на перроне станции "Бахчисарай".
Муж отлучился спросить насчет багажа - хотелось погулять по Чуфут-Кале налегке. Мы с Валентиной пока достали нехитрые припасы: хлеб, сыр, паштет. Лимонад купили тут же, в ларьке, не стали зажигать газовую горелку на станции. На всякий случай глянули в расписание электричек.
На кратком совете было принято решение подъехать на общественном транспорте до Староселья. Оттуда наверх рукой подать, а монастырь уже через 20 минут пути.
Извилистыми улицами старого Бахчисарая наш газенваген неизвестной породы весьма бодро бежал вверх, оставляя позади все новые и новые островерхие минареты домашних мечетей. Здесь каждый камень, каждый перекресток дышит историей. Так и хотелось выйти и далее передвигаться пешком.
На конечной остановке вышли, достали треккинговые палки и под любопытные взгляды местного населения "облачились". К пещерному понастырю вел крутоватый местами, но очень удобный в целом подъем. День обещал быть солнечным. Утреннее ярко-голубое небо стало прекрасным фоном для декораций.
Перекусить остановились на турстоянке за монастырем, в начале подъема на Чуфут-Кале. Чайная церемония не удалась: собираясь на станции, забыли кинуть в рюкзак газовую горелку. Пришлось пить сырую воду, за которой возвращались к роднику у монастырских стен - в корестностях воды не было (или мы ее не нашли).
Из долины к городицу поднимались налево по склону. На входе заплатили за билеты и почти сразу же разбежались по интересам, как горные козы. Карту городища не брали специально. Разгадывать переплетение древних улиц, искать остовы домов и по этим малочисленным приметам составлять мысленную картину давно минувших дней стало увлекательным занятием.
За мавзолеем Джанике вышли на самую оконечность яйлы. Перед нами лежала Столовая гора, раскрашенная только в белый и зеленый цвета. Перекусили около мавзолея в негустой тени одинокого деревца.
Заглянули в караимскую кенассу, усадьбу Фирковича осмотрели только внешне. Во время нашего визита на Чуфут-Кале снимали фильм, поэтому в ресторанчике и далее вверх по горе было полно кинематографистов, часть городища за домом "Седой волк" и вовсе оказалась закрытой для посещения.
Ничего не оставалось, кроме как известной дорогой вернуться в Староселье. По старому Бахчисараю спускались пешком. Ближайшей целью был Ханский дворец. Но перед тем как присоединисться к толпам глазеющих на достопримечательности туристов, мы решили приобщиться к татарской кухне.
Хотелось кофе, настоящего, крепкого, ароматного. Ноги сами завели в низенький подвальчик. У входа красовалась вывеска: "Чайхана". Нестарый, но бородатый татарин в национальной одежде колдовал над очагом, сидя на низеньком грубом табурете.
- Не угостите ли кофе, хозяин? - поинтересовалась я, и через минуту наша троица уже сидела в углу на деревянных скамьях, покрытых бараньими шкурами.
Татарин принес сладостей, а вскоре и кофе был готов. Как же мне его не хватало потом... Вот чего не отнимешь у крымских татар, так это умения варить сей колдовской напиток.
К напитку прилагалась неспешная беседа. Стандартный туристический треп плавно перетек в лекцию о пользе ислама. Но мы проявили такт, выслушали хозяина, расплатились (по тридцать гривен за чашку - баснословно дорого, но чего хочет женщина, того хочет Бог) и отправились восвояси.
Муж с Валентиной в Ханском дворце гуляли по территории, лазали на Соколиную башню. Я же предпочла, сидя на корнях конского каштана во дворе, изучать путеводители и планировать дальнейшее путешествие.
На вокзале в Бахчисарае купили еды, бутылочку местного пива и ждали электропоезд. Дальнейшей целью была турбаза "Мангуп". И только достигнув цели, мы выяснили, что из Бахчисарая до самой турбазы идет автобус. В следующий раз будем умнее.