Четыре дня в Азербайджане. Ч - 9. Шеки - бывший город Нуха
Когда ходжа Насреддин строил дом, он приказал половые доски прибивать к потолку, а потолочные к полу. Плотник, удивившись, спросил:
«Скажи ходжа, для чего это нужно?»
«Скоро я женюсь, а когда человек женится, всё идёт вверх дном. Вот я и готовлюсь»», — объяснил ходжа.
Переступив порог ханского дворца, я был влюблён в его красоту. Все окна выходят на южную сторону и солнечный свет, пробиваясь сквозь стёклышки панно, наполняет залы яркими цветами радуги. Окна свободно поднимаются вверх. Самый тонкий рисунок оконного панно содержит в 1 кв. метре 14 тыс. кусочков стекла и дерева.
Позже, посещая мастерскую возле дворца, мастер показал, как умело он вырезает, подбирает и просчитывает каждое такое панно.
В ученики пацанов двоечников не берёт, так как здесь нужно точно вычислить количество кусочков. Заказов на подобные изделия поступает огромное количество, а убеждая в крепости панно, мастер буквально бил кулаками по своему творению. Но это будет уже потом, а переступив порог, я испытал настоящий восторг. Здесь, даже трудно сказать, что красивее: окна-пано, стены или потолок.Всего во дворце 6 комнат, 4 коридора и 2 балкона. Первым делом попадаешь в приёмную. Здесь имеется что-то похожее в прошлом на фонтан, возле которого беседовал с пришедшими хан. Стены комнаты имеют характерные выемки, но самое главное, потолок и стены расписаны потрясающими по красоте орнаментами и рисунками.
В отделке потолка средней комнаты более 5200 кусочков дерева и стекла. Слева, на первом этаже библиотека, в которой рисунков нет, бабы не отвлекаться во время чтения. Шаркая в бахилах на крутых ступеньках, поднимаемся на 2-ой этаж. Над библиотекой, обшитая толстым слоем всевозможных материалов, женская комната. Женщины любят шуметь, и эти звуки не должны выходить за стены дворца и беспокоить хана. Когда-то у дам был свой вход. В женскую комнату мог свободно входить только Гусейн-хан.
На втором этаже ещё 2 небольших зала.
Двери во всех комнатах имеют высокий выступ от пола. Люди в то время любили лежать на коврах, и чтобы сквозняк не гулял по полу, двери ставили высоко.
Подобную роспись помещений мне приходилось видеть в Бухаре, но в шекинском дворце она безусловно интересней.
Рядом с дворцом расположена крестообразная церковь с большой купольной серединой.
Шекинские музеи
Солнце клонится к закату, желая уйти на покой, и освещает зелёно-бархатные горы боковым светом, удлиняя тени. Нам нужно ещё много куда попасть. Время поджимает. Латиф решает быстро провести нас по историко-краеведческому музею. Подходим к старинному зданию, но вход закрыт. Наверно не зря Гусейн-хан укреплял полы в женской комнате. Внутри музей сотрясают задорный девичий гомон и смех. Через какое-то время, сверкая игривым взглядом, красотки открывают двери. Наверно С.Есенин знал данную тему: «Незадаром мне мигнули очи, приоткинув чёрную чадру».
В музее представлены чучела различных животных, наконечники стрел, черепки, старинные ковры. Удивил большой металлический сундук. На Востоке женская баня всегда была местом, где дамы приходили пообщаться. Девушки показывали себя перед матерями будущих женихов. Существовали специальные круглые металлические сейфы, куда складывались ювелирные украшения, закрывавшиеся на замок. Пришла девушка с большим сундуком, значит богатая невеста…. Такие сейфы имеются в музее.
Есть зал с портретами азербайджанских деятелей науки и культуры. В.И.Ленин вышит шекинской мастерицей на ковре и похож на азербайджанца. Рядом висят портреты лидера партии Муссават, первого президента Азербайджана 1918-1920г. М.Э. Расулзаде и первого министра иностранных дел Ф.Хойского (беспартийный).
Безответной осталась последняя (15 апреля 1920г.) нота Ф.Хойского Г.Чичерину, где министр возмущался по поводу «концентрации войсковых сил в Дербентском районе, на границе с Азербайджаном». Уже 27 апреля бронепоезд «3 интернационала» застаёт врасплох мусаватскую армию. За ним двинутся ещё три бронепоезда. Знавший лично Сталина М.Э.Расулзаде сложит свои полномочия, будет прятаться в горах, эмигрирует в Турцию, затем в Финляндию. Во время войны бывший президент будет стараться помогать землякам, попадающим в плен. Умрёт М.Э.Расулзаде в эмиграции, в один год с отцом народов.
Здесь же и портрет Наримана Нариманова.
Водитель Заур торопит. Скоро станет темно, нужно посмотреть на Город Шеки с обзорной площадки. Прыгаем в микроавтобус спеша увидеть панораму города. Проезжая местный стадион с одной трибуной и без ворот, поднимаемся вверх. На высокой точке города установлен памятник шекинцам погибшим во время ВОВ (с 1941 по 1945 сорок три азербайджанца удостоились звания Герой Советского Союза).
Солнце, пообещав вернуться, ушло за горизонт. Наслаждаемся панорамой города, лежащего между трёх гор,
и едем дальше, взбираясь на противоположную кручу в село Киш. Как ориентируется Заур? Уже совсем темно, а всевозможных улочек и поворотов в Шеки множество.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.