Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.
В моём детстве я довольно спокойно относилась к настоящести Дед Мороза, увидев однажды, как он, приглашенный моими родителями, чтобы удивить меня, благосклонно принимая предложенную ему рюмочку, оттянул свою белую бороду на резинке и тяпнул коньячок. Подарки мне родители почему-то не клали под ёлку, да и вообще, по-моему, ничего не дарили. И именно поэтому Новый Год для меня не был ассоциируем с меркантильным подарочным ожиданием. Всё чего ждало моё детское сердце – это была роскошная душистая пушистая ёлка под потолок и сверкающие игрушки, которая я развешивала. До сих пор, когда беру в руки что-то оттуда из старой коробки – вздрагиваю. Новогодние игрушки детства – это машина времени. Поверьте мне.
И сейчас я перестала наряжать ёлку красивыми, но холодными финтифлюшками. Я коллекционирую старые ёлочные украшения. Гордостью моей коллекции является красноармеец, мальчик в шароварах, овощная серия 60-х, пушкинские сказочные герои 70-х. Да много чего.
Как это ни странно, казалось бы – старая игрушка, а сохраняет здоровый матовый блеск и радует сочностью красок и отточенностью форм. А сегодняшняя новогодняя игрушка оставляет на пальцах прилипшие китайские блёстки и заставляет сомневаться в качестве нанесённой на неё краски. И по качеству стекла сегодня и тогда – разница ощутимая, вернее, весомая. Несмотря на хрупкий вид, старая игрушка оставляет в руке уверенную прочную тяжеловатость, тогда как легкость современной заставляет подозревать её в недолговечности.
В общем, заканчиваю прелюдию, которая послужила поводом к поездке на фабрику ёлочных игрушек «Ёлочка» в Клину (Подмосковье). Собрались мы туда в конце ноября, чтобы вроде как предвкусить Новый год чуть заранее, и избежать предпраздничного столпотворения. Хотелось расцветить удовольствием серые предзимние будни одного маленького маканайца.
Дорога. Организация поездки. Что нужно знать. Билеты.
Клин – это Ленинградское шоссе. Что представляет собой данное направление в субботу, думаю описывать не нужно. И туда, и обратно провели массу времени в перманентном ожидании рассасывания пробок. Вообще любая поездка в Подмосковье весь свой позитив обнуляет тратами времени на дорогу. Получается что осмотр самого фабричного музея в суммарном временном измерении меньше транзита даже только в одну сторону. Мы едем с Ю-З на С, и только обратная дорога заняла у нас 3 (!) часа, тогда как сам музей от силы 2…
Интересно, что про фабрику я узнала, считав название сайта на этикетке какой-то новогодней игрушки. Потом прочитала небольшой отзыв (community.livejournal.com), посмотрела фотографии – намотала на ус, запомнила.
И вот, наконец, паззлы складываются. Едем. Гип-гип-ура!
Сразу напишу про один важный нюанс.
Фабрика «Ёлочка» (yolochka.ru) по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск. На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии.
А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики «Клинское подворье» (klinvk.ru). И сюда можно приехать самостоятельно.
Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» — в отличном. Тут вопрос в другом – с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».
Удивились мы там два раза сильно. Первый – когда подъехали к Подворью и увидели, что это новый, чрезвычайно симпатичный комплекс зданий плюс фирменный магазин. Второй – когда, распахнув двери и зайдя внутрь, оказались в детском водовороте. Столько народу! В ноябре! Честно говоря, до сих пор не понимаю своей наивности – мы думали, что ещё не сезон . Оказалось зря. Сюда приезжают не только самостоятельные туристы, но и автобусы с детьми и даже взрослыми.
Мы разделись. Спросили, где покупают билеты. С этой целью поднялись на указанный нам третий этаж. Взрослый билет стоит 250р., детский (до 6 лет) – 100р., детский (от 6 лет) – 200р. Мастер-класс по росписи игрушки – 130р. на одного. Я заплатила ещё, по-моему, 100р. за фотосъёмку. Спустились вниз и тут же примкнули к галдящей группе школьников и детей, возглавляемой экскурсоводом.
Экскурсия по музею «Клинское подворье».
Первый и Второй залы.
История.
Оказывается, стеклодувное мелкое производство – это народный промысел Клинского района. Здесь была (и есть) природная основа – залежи кварцевого песка (основного сырья для изготовления стекла). А финансовую базу создал один из потомков рода Меншиковых – князь и генерал-адъютант Александр Сергеевич Меншиков. В сер.19в. он вложился в стеклянный завод и пригласил мастеров из Владимира и Твери.
Тут есть интересный момент. Завод находился в деревне Александрово, а назывался Круговским. Почему? Есть история, которая рассказывает о том, что Пётр I подарил другу Алексашке Меншикову земли размером – «сколько земли за день на коне проскачет кругом, пока солнце не сядет». Меншиков и поскакал — пять деревень, которые потом назвали Кругом или Пятком, а волость назвали Круговской. А в одной из деревень он построил себе усадьбу «Александрово». Где спустя почти век и появился завод его правнука, кстати, очень успешный. Параллельно ему местные деревенские умельцы потихоньку тоже начали «дуть бусики», а также сережки, пуговицы и пр. Мужчины занимались самой вредной работой: выдували стекло с помощью кожаных мехов и пламени из фитиля керосиновой горелки. Внутрь бусины заливали соли свинца для посеребрения. Женщины и дети – сушили, красили и нанизывали «камушки»-бусинки. Всё это «производство» осуществлялось в избах, горело, коптило, воняло.
Нам показывают интерьер деревенского дома со всем стеклодувным набором.
Постепенно в Клину появились конкурентные Кругу стеклодувные производства. И неожиданно сформировался и возник спрос на ёлочные игрушки. Веяние моды такое появилось из Германии. Рождество, ёлка и фарфоровые купидончики на ней. Правда, революция и войны сделали своё дело – промысел почти исчез. Не до купидончиков людям стало, а потом уж и рождественскую ёлку назвали предрассудком в 30-е годы 20 века. Но чуть позже (в 1935) передумали и провозгласили «Ёлку детям!». Производство опять стало возрождаться. Теперь уже появились артели.
Третий зал.
Производство. Выдувка игрушек.
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками.
Вспыхивает фиолетовый огонь.
Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик – и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка…
На самом деле – это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но – фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…
Немного расскажу о смысле всего увиденного.
Стеклянная трубка называется — стеклодрот.
Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке (отсюда и появляется зыбкое фиолетовое пламя).
Стеклодув разогревает стеклодрот до состояния полного размягчения (что определяется по цвету и текучести) затем вдувает воздух.
Шарик, например, выдувается нагнетанием воздуха щеками. При этом дуть нужно не непрерывно, а короткими толчками (существует от 6 до 23 приёмов выдувания). Шары – это самая легкая выдувка, выдувать фигурки – более сложный процесс.
Выдувка бывает свободной и формовой. Для формовых изготовляют специальные металлические формы из 2х половинок-створок, которые раскрывают, помещают горячую стеклотрубку и зажимают.
Четвертый зал.
Цех художественной разрисовки.
Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними – бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр.
Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки – в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка – символ наступающего 2010 года – вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках…
Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».
А вообще-то фабричное продолжение производства елочной игрушки или её художественное оформление выглядит так: вкратце — после выдувки игрушку серебрят (зеркалят), раскрашивают, оставшуюся оттяжку отрезают и прикрепляют петельку.
Поподробнее:
Получение зеркальной поверхности или серебрение. Для чего «внутрь заливают специальный раствор (азотную кислоту)» и «работница берет в руки несколько изделий за цапки и трясет». Это очистка внутренней поверхности (кислоту потом выливают). Затем снова «внутрь заливается раствор серебра» и «работница, держа за цапки в руках по два изделия опускает в ванну с горячей водой и начинает болтать до полного оседания раствора серебра на стенках»
Окраска или лачение. Производится в кабинах, где игрушку погружают в краску вручную, постепенно и вращая, чтобы к стенкам не прилипли пузырьки.
Обрезка усиков (вручную, на стеклорезальных станках) и армирование (надевается колпачок с петелькой).
Далее декорирование. Это кистевая роспись, промокание тампоном, прорезка узора, присыпка и прочее.
Пятый зал.
Нарядная ёлочка.
Здесь стоит небольшая ёлочка, от пола и до макушки украшенная современными игрушками. Надо признаться – выглядит неплохо. Здесь все фотографируются «на фоне». На стенах развешаны фотографии новогодних праздников – дореволюционных, до и послевоенных.
Продолжение следует.
(c) NatalyA.turbina.ru
При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.