Невероятно – но факт: самый протяженный в мире пляж находится не где-нибудь в Таиланде или на Мальдивах, а в Бангладеш. И этот факт официально зафиксирован в “Книге рекордов Гинесса”. Узкая песчаная полоса тянется вдоль побережья от города Читтагонга до границы с Мьянмой .Наблюдать феерическое шоу под названием sunset (закат солнца) – одно из главных развлечений для отдыхающих. Люди вытягиваются вдоль длиннющего пляжа и зачарованно смотрят, как багровый солнечный диск медленно скатывается в море, а напоследок, касаясь линии горизонта, вытягивается в какой то момент, становясь немыслимым овалом и, — внезапно исчезает. Практически сразу наступают сумерки, а спустя несколько минут на город обрушивается темнота. Но зрители этого незабываемого шоу еще долго не расходятся, зачаровано вглядываясь в темноту. Неудивительно, что на флаге страны алеет солнечный диск, только не на синем, а на зеленом фоне – цвете ислама.
Казалось бы, такое уникальное на планете место, где протяженность непрерывной пляжной линии, трудно даже себе представить, целых сто двадцать(!) километров, должно было бы непременно войти в топы туристических симпатий. Но пока что туристы едут отдыхать только в ”Желтые пески”. Так ранее называлось местечко, ставшее в наши дни наиболее популярным местом пляжного отдыха в стране – городом Кокс Базар. Такому забавному названию город обязан фамилии лейтенанта английской армии Коксу, командовавшему гарнизоном в 1798 году.
В Кокс Базаре я встретил российских летчиков, работающих по контракту и живущих недалеко от моря. Исполнение контракта заключается в перевозке воздушным путем (скоропортящийся груз) креветок с побережья Бенгальского залива в город Джейсор. Далее заправка топливом в Читтагонге – и снова в Кокс Базар. Чем то это напомнило мне даккских рикш – одно и то же изо дня в день. Креветочный бизнес широко развит на побережье, занимаются этим в основном беженцы из соседней Мьянмаы, бывшей Бирмы. В девяностых годах, из за политической нестабильности в Бирме, более двухсот тысяч беженцев перешло границу, да так и остались в Бангладеш. Поэтому встретить буддиста в Кокс Базаре можно не реже, чем мусульманина.С центральной улицы отправляется автобус в соседний городок Рану, лежащий в четырнадцати километрах , где можно познакомить ся совсем с другим миром, побродив по улочкам, кивая людям с другим, бирманским типом лица и заходя в старые буддистские храмы.
У наших летчиков не так много развлечений в мусульманской стране, основное, конечно – интернет клубы, то здесь, то там затертые между лавками вдоль главной улицы. С позапрошлого года по дну Бенгальского залива проложен толстенный кабель. И теперь оптоволоконную связь с родиной можно поддерживать со скоростью 10 гигабайт в секунду.
В Кокс Базаре я расстался со своим японским другом. К этому времени он почти выздоровел, во всяком случае, чувствовал себя намного лучше. Дай встретил соотечественников, ехавших на остров Св.Мартина, и решил присоединиться к ним. Мой же путь лежал в противоположенном направлении: в индийский Даржелинг, а затем Бутан.
“Американские горки” бангладешских дорог.
Лучше всего можно узнать страну, передвигаясь по ней на автобусах дальнего следования. Хотя здесь и не обходится без местного колорита – как во всех мусульманских странах, водитель ревниво относится, когда кто — то сигналит громче, а едет быстрее. Поэтому езда на бангладешских автобусах напоминает аттракцион “американские горки” – гонки с крутыми виражами. Немыслимые дорожные изгибы возникли благодаря проектировщикам, а может быть и строителям дорог: облегчая себе работу ,те не стали вырубать деревья вдоль трассы, а просто клали асфальт между ними. Поэтому, сидя на переднем, самом удобном сидении (есть куда вытянуть ноги), забавно наблюдать через лобовое стекло автобуса,как ограничительные белые линии змеей причудливо извиваются влево – вправо, исчезая где – то вдали, среди пальм. Полное впечатление, будто автобус на бешеной скорости мчится прямо в джунгли.
Правила дорожного движения в Бангладеш просты: чье транспортное средство крупнее в размерах, тот и имеет право преимущественного проезда, — не пропустить будет себе дороже. Периодически внезапно из- за поворота вырастают застывшие вдоль трассы грузовики “Tata” или “Bedford”, старые, потрепанные временем и хозяевами — лихачами, машины, которые, по всем законам здравого смысла должны быть на свалке металлолома, а не на трассе. Но нет, иногда после ремонта они трогаются с места, чтоб через пару десятков километров снова застыть недвижимо на дороге.
Местные жители рассказывали, что еще совсем недавно передвижение на автотранспорте в темное время было весьма опасно из-за частых вооруженных грабежей на дорогах. Но теперь ночной междугородный автобус является самым быстрым и комфортным средством передвижения при отсутствии реальной конкуренции со стороны железной дороги .
Еще Бангладеш известна как страна, где находится самый большой в мире мангровый лес в дельте рек Ганга и Брахмапутры. “Шагающие деревья”, как называют мангры, привычны и к соленой воде и к регулярным затоплениям. Сундарбаны – мангровые болота привлекают внимание любителей экологического туризма, попасть можно через городок Монгла по воде. Здесь же находится и заповедник королевских бенгальских тигров, прекрасные пловцы, они свободно чувствуют себя в негостеприимных зарослях, охотясь на рыбу.
Более опасны для человека крокодилы, достигающие размером до восьми метров. Питаются они мелкими млекопитающими, приходящими на водопой, хотя, если послушать местных жителей, часто нападают и на рыбаков.
Если в отношении исторических достопримечательностей “Страна Бенгалия” не в силах тягаться с Индией, то в вопросах сохранения флоры и фауны может дать фору индустриально развитому соседу: четырнадцать процентов территории Бангладеш- это тропические леса, заросшие лианами, бамбуком, тисом, арековыми пальмами и манговыми деревьями, в которых себя привольно чувствуют леопарды, дикие слоны, лемуры и мангусты .Хотя встреча с королевской коброй или тигровым питоном в джунглях вряд ли обрадует кого –то, кроме биологов и ловцов змей.
Но не только мангровыми зарослями, наводнениями и рикшами известно государство Бангладеш, есть здесь и свои звезды мировой величины. Мухамад Юнус в начале восьмидесятых создал в селе Джобр свой “Грамин — банк”, то есть сельский банк, предоставляя микрокредиты от 30 до 50 долларов под минимальные проценты малоимущим крестьянам и ремесленникам. Сейчас банк имеет филиалы в 36 тысячах деревнях страны, девяносто девять процентов кредитов погашаются в срок, несмотря на то, что даются они под честное слово. Несмотря на то, что более половины населения живет за порогом нищеты на один доллар в день. Передовой опыт Бангладеш перенимают сейчас такие супердержавы, как США, Канада, страны Европы.