Если судьба забросила вас в блужданиях по Костромской области в город с жутковатым именем Нерехта (лично мне в этом слове слышится отголосок древнего шаманского заклинания), не следует думать, будто вы обречены на скуку и прозябание.
Нерехта – довольно большой и интересный город в Костромской области, с обилием старинных памятников архитектуры и вполне сносной по провинциальным меркам социальной инфраструктурой (есть приличная гостиница и несколько заведений общепита). Из наиболее приличных (по местным меркам, конечно), могу порекомендовать ресторан Мираж, расположенный на улице Карла Либкнехта.
Персонал ресторана, кстати, о том, кто такой Карл Либкнехт понятия не имеет.
А на вопрос, что такое «мираж», обслуживавшая нас официантка ответила расплывчато: «Что-то такое, в пустыне». Но заказанный нами судачок, оказался вполне осязаемым, и даже неплохо приготовленным. Но мираж на Либкнехта – звучит интригующе….
В Нерехту меня привезли на автомобиле из Костромы (примерно 45 километров), но можно туда доехать и на электричке, а если из Москвы, то на поезде.
Кстати, в гостинице с неоригинальным названием «Октябрь», я познакомилась с симпатичной парой автопутешественников, добравшихся из Москвы до Нерехты на автомобиле. По их словам, маршрут вполне доступен рядовому автомобилисту: из Москвы по трассе М8 (Ярославское шоссе), до Ростова Великого, за Ростовым поворот на Иваново, по трассе Р79 до Песцово, там поворот на Нерехту. Всего 350 километров.
Нерехта довольно старый город.
Теперь о гостинице: недорогая, есть одноместные и двухместные номера, в большинстве – часть удобств (душ) в коридоре. Для меня ужас, но есть и менее капризные. Но, в целом, довольно чисто и опрятно. Короче, переночевать вполне можно.
Теперь, собственно, о городе. Первое упоминание о нем датируется 1214 годом, когда за Нерехту боролись дети Всеволода Большое Гнездо. Еще раньше здесь было поселение племени меря, которое дало название реке, и городу — Нерехта на языке мерян означала "река в низине".
В XIII веке Нерехта бала разорена монголами, но быстро возродилась, поскольку здесь развивалось солеварение (очень прибыльный в то время бизнес). В XV веке в городе было около 100 купеческих лавок и 7 храмов. В 1609 году (Смутное время) на город напали польские отряды, взяли Нерехту штурмом и сожгли. Город полностью восстановился лишь через 100 лет после этого разгрома, стал крупным ремесленным и торговым центром. В 1778 году Нерехта получила статус уездного города.
Центр города расположен вокруг площади Свободы, недалеко от железнодорожного вокзала. Как и во многих старых городках, здесь довольно много каменных купеческих особняков и несколько храмов. В стороне от центра, город застроен в основном деревянными домами, многие с резными наличниками. На площади Свободы наибольший интерес представляют торговых рядов, которые и в наши дни используются по назначению. Очень красивое место - берег реки Нерехта, откуда открывается панорама центральной части города. Там же можно и совершить приятный моцион.
Неподалеку от центра расположилась Владимирская церковь – самый старый из сохранившихся храмов Нерехты. Церковь построена в 1678—88 годах, в традиционном для ярославской храмовой архитектуры стиле. В 1700 году к церкви была пристроена шатровая колокольня, чуть позже - игуменские кельи и ограда. После революции, колокольня и часть интерьеров были разрушены. Сейчас храм восстанавливается.
Церковь Богоявления находится на левом берегу реки Нерехты. Строительство ее относят в 1717 году. В XIX веке к храму пристроили дополнительные сооружения. В наши дни расположен музей, в экспозиции которого можно увидеть росписи ярославских мастеров, иконостас 1776 года. Туристы могут подняться на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.
Интересна и Церковь Воскресения (Варваринская), построенная в 1770—87 годах известным местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым. Здание церкви выполнено в стиле рококо. Дошла до наших дней часть настенных росписей, несколько лет назад в церкви установлен иконостас XIX века из села Красное-Сумароково. В верхней части храма сейчас расположена выставка "Русь Православная — обряды и обычаи жителей Нерехтского края конца XVIII — начала XX веков", на мой взгляд – довольно любопытная.
В городе есть еще целый ряд церквей, разной степени сохранности, представляющих интерес, причем, - как для паломника, так и для туриста.
Например, Церковь Преображения (Ильинская), построенная в 1787—91 годах в стиле позднего барокко. В храме сохранились росписи стен, реставрирован алтарь. Очень приятно, что этот храм является действующим.
Но главная местная достопримечательност - Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Он находится в одном километре от города на юго-запад, в селе Троица. По легенде, монастырь был основан в XIV веке монахом Пахомием и был в те времена, разумеется, деревянным. Только 1675—76 годах в монастыре была построена первая каменная Троицкая церковь. В последующие годы строятся каменные кельи, шатровая колокольня, еще несколько церквей, хозяйственные и, наконец, ограда.
Впервые монастырь закрыли еще в 1764 году, причины такого решения мне не известны. Но сейчас монастырь вновь является действующим, его активно восстанавливает небольшая женская община. На территории монастыря сохранились: Троицкая церковь, Церковь Покрова Божией матери и церковь святого Пахомия, старая колокольня, часть стен со Святыми воротами и башнями XVII и XVIII веков. На территории монастыря хранятся мощи святого Пахомия. Неподалеку находится источник святого Пахомия, воду из которого верующие считают целебной.
Дорога к монастырю начинается от центральной площади, идет по улице Красной Армии. Монастырь вполне прилично отреставрирован снаружи, а внутри только еще ведутся работы по реставрации, по-моему, все еще продолжается и роспись храмов.
В общем, поездка в Нерехту, для меня оказалась необременительной и весьма интересной. А еще приятнее видеть, как все больше и больше молодых и постарше людей понимают ценность того, что есть в России, и какой огромный интерес сейчас вызывает русская провинция. Приезжают издалека, чтобы что-то посмотреть. К сожалению, как правило, сами местные оказываются не в курсе ничего, что происходило на их земле. Но пусть хотя бы так. Пусть приезжают, пусть пишут – может, и перестанем чувствовать себя «Иванами, не помнящими родства».