Вязьма

Вязьма

LAT
  • 55.21220N, 34.30943E
  • Я здесь был
    Было: 67
    Хочу посетить
    799

    71 материал по 35 объектам,  1 040 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    1
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Вязьма – Город со Сказкой. Ч.2

     
    29 ноября 2009 года||1 (1)| 11| 39971

    Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии.
    В Вязьме мы первым делом едем в Иоанно-Предтеченский монастырь (пересекли Советскую площадь, проехали через Монахов пруд по мостику, затем направо по указателю). Паркуемся, проходим через монастырские ворота в розовой стене на территорию. Мы много слышали и я мечтала увидеть своими глазами церковь Одигитрии Смоленской, которую называют «жемчужиной» и «белоснежной сказкой». Зашли и … О нет!!! Вся церковь спрятана под реставрационными строительными лесами! Умом я понимаю необходимость и важность поновления церкви, но сердцем…. Но я смотрю на неё и вижу!, буквально вижу её так, как будто бы никаких лесов и нет. Ведь я столько раз внимательно разглядывала этот храм-«сказку» на фото. Потом в монастырской лавке я накупила ещё много разных фотографий этой церкви. Снимки делают сами сестры и продают как открытки – и на них церковь схвачена фотообъективом в самые разные времена года и погодные условия. Я в основном выбирал фото храма с радугами (есть у меня к ним давняя любовь).

    Знаете, как выглядит церковь Одигитрии Смоленской?
    По сахарному, по снежному – белоснежная.
    Фигурный зефир и шапка взбитых сливок.
    А наверху, в празднично-прянично-нарядных кружевных манжетах, сужающиеся к небу, кончики-«шатры» и луковички-«свечки» (луковицы православных храмов сравнивают с пламенем свечи).

    Автор, архитектор – неизвестен (возможно, Фёдор Конь). Предположительное время строительства - ~1637. Архитектурные особенности: декоративная система – «узорочье 17 века», и новый композиционный приём – «трехшатровое завершение», выстроенное в один ряд. Детали кладки храма имеют 16 (!) размеров и конфигураций. Использовался также кирпич 3-х цветов (в фигурной кладке, она не всегда была белая). Внутри церкви – необыкновенная акустика-«звучание», благодаря специально встроенным «голосникам»-кувшинам. Шатровые церкви – большая редкость, их сегодня можно пересчитать по пальцам: Дивная церковь (Углич), церковь Зосимы и Савватия (Троице-Сергиева Лавра), Покровская церковь (Московская область, село Медведково, усадьба Пожарского), церковь в Духовском монастыре (Рязань) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва).

    Сам монастырь, был основан ~ в 1536 году старцем Герасимом Болдинским, именно в этот год он пришёл сюда в Вязьму, выбрал место и поставил здесь келью. В 1612 – деревянный монастырь жгут, грабят и убивают монахов литовцы (литовский гетман Ходкевич). В 1635-1638 – на пожертвования царя Михаила Романова и его дяди боярина Ивана Романова возводится каменная церковь Одигитрии Смоленской и деревянная Вознесения Господня. В 1655 - царь Алексей Михайлович Тишайший (отец Петра I), долгое время гостивший в Вязьме, пережидая здесь московскую чуму, тоже облагодетельствовал эту обитель своими финансовыми милостями. При Петре I – в монастыре была устроена лечебная палата. При Анне Иоанновне – в этих стенах действовала Крутицкая семинария (переведённая потом в Москву). При Екатерине II – отобраны земли. В 1812 – каменный монастырь жгут грабят французы. В 1930 – здесь всё, с таким трудом восстановленное, порушили строители коммунизма и устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную Войну до 1943 – здесь хозяйничали немцы, а наши аккурат после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод. Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. Московская Олимпиада в 1980, как это ни странно звучит - этапный поворот для монастыря. Власти встрепенулись и чтобы не испугать олимпийских гостей видами монастырских развалин, срочно вызвали реставраторов. В 1989 – монастырь, Слава Богу, обрёл свой исторический облик. В этом же году – монастырь вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской обителью, а потом в 1995 – женской. В 2003 – монастырю Урал (Усть-Каменск) отлил и подарил колокола для звонницы.

    Я читала, что монахини этого монастыря отличаются редкой приветливостью. Подтверждаю. Мало того, что никто на вас не обращает внимания, так ни одному туристу из толпы бегающих вокруг церкви по монастырскому саду-огороду – заслуженного слова упрёка никто не скажет.
    Место, на котором расположен монастырь – необыкновенно приятное и уютное. Не мы одни замечаем это его качество. Здесь «божья благодать» - очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В таком умиротворяющем настроении мы долго сидели в монастырской беседке в молодом яблочном садике – через ветки с наливающимися яблочками рассматривали церковь Одигитрии (виднеющиеся кусочки ярусных мелких кокошников-«взбитых сливок» из-под лесов). Монахини вокруг трудились как пчелки.

    Потом мы зашли в Вознесенскую надвратную церковь по высоким ступенькам. Внутри – опять те же ощущения, что и на улице. «Божья благодать». Очень тихо, очень спокойно, не хочется уходить. В церкви хранятся святыни:
    – Крест-мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя (справа перед алтарем у окна);
    - чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (по-моему, слева перед алтарём);
    - мощи святого Герасима Болдинского (справа деревянная резная рака под сенью);
    - на этой деревянной раке-ларце лежит небольшой деревянный крест в серебряных крестиках-звездочках которого - мощи святых Оптинских Старцев, а в сине-голубом крестике-звездочке – мощи святого Ферапонта Белозерского и Можайского;
    - рядом справа от креста – частицы мощей Вифлеемских младенцев, убиенных Иродом; рядом слева от деревянного креста – камень с Гроба Господня; и чуть подальше тоже слева – частицы мощей святых Феодосия и Лаврентия Черниговских;
    - две высокие иконы святого Герасима Болдинского и святителя Питирима, епископа Тамбовского (вязьмич, игумен монастыря, основатель 168 храмов, особо почитаемый святой и чудотворец в Вязьме и Тамбове), перед которыми стоят два ковчежца с частицами их мощей (слева);
    - а также чтимая икона Усекновения головы Иоанна Предтечи.

    В церковной лавке обслуживают долго – по причине того, что монахиня за прилавком внимательно выслушивала каждого человека, доброжелательно разговаривала, что-то советовала – честно говоря, это очень, очень располагает.
    Удивительно, на обратном пути из Смоленска в Москву, мы опять заехали в Вязьму на обеденную остановку, и я упросила мужа заехать ещё раз «хотя бы на 10 минут» в монастырь. Просто тянуло туда. «Чуйка»-интуиция меня не подвела – монастырь готовился к празднику Троицы. Высокие ступеньки в тереме-входе в Вознесенскую церковь монахини бережно и плотно устилали длинными острыми листьями болотного аира, а в самой церкви – мы ахнули! На полу был выложен необыкновенно красивый рисунок: на общем фоне ярко-зелёной травы и тёмно-зеленого аира выделялся крест из синих люпинов и белых брошек-соцветий калины (?). В церкви находился профессиональный фотограф с треногой и делал снимки.
    Здесь в монастыре я купила крохотную чашечку для святой воды. В центре территории перед церковью Одигитрии есть деревянный колодец с ведром на цепочке. При монастыре сейчас есть подсобное хозяйство: 2 коровы, куры, огород, заложен фруктовый сад. Есть и швейная мастерская (изделия сестёр можно купить на православных ярмарках, которые часто проходят в Москве, www.mirexpo.ru).
    А церковь Одигитрии Смоленской я бы назвала не просто «сказкой», а «дивным сказочным цветком», распустившимся здесь на вяземской земле.

    Троицкий собор на Соборной горе.
    Троицкий собор на Соборной горе виден издалека – это самая высокая точка Вязьмы. К собору есть два подхода. Один – быстрый по высокой, длинной, крутой лестнице. Другой – постепенный, плавный и окружной. Мы случайно вышли на второй путь. Шли по улице Ленина, от центра вверх, по направлению к собору, потом между домами (перед кафе-бар «Ольштын») свернули, очутились перед подножием огромного холма, заросшего пушистой солнечной сурепкой, вершину которого венчает Троицкий собор, углядели петлистую дорожку, ведущую к нему. Мы медленно поднимались вверх, любуясь приближающимся храмом со всех сторон. С площадкой перед собором открывается панорамный вид части Вязьмы. Единственное, мешали фотографировать телеграфные столбы, которыми был опутан собор – как-то непродуманно их наставили.
    Вообще Соборная гора – место интересное. Здесь стояла первая деревянная церковь (1015). Потом здесь был Вяземский Малый город/Кремль. Место связано с именем святого Аркадия – он здесь молился, Аркадьевский монастырь неподалёку (15в.). Потом построили каменную церковь (16в., связана с именем Федора Коня – факт подтверждается особой «коневской» методикой укладки фундамента). Сам Троицкий собор (кон.17в.) с Колокольней и трапезной (кон.19в., пристроенными вяземским купцом Сабельниковым) огромен.
    Нужно обязательно зайти – внутренний интерьер очень душевный. Здесь удивительное сочетание простора, солнечного света, льющегося через огромные окошки и деревянных полов.
    В соборе красивый деревянный резной иконостас, чудотворная икона Иверской Божией Матери в резной «кабинке» (сер.18в., список с московской), здесь покоится князь Симеон Вяземский. Это древнее печальное предание. Семейную любящую пару князя Симеона и княгини Иулиании (Ульянии) Вяземских и Новоторжских подлейшим образом убил из ревности и вожделения князь Юрий Смоленский. Эта пара почитается как образец семейного целомудрия. Мощи княгини (родилась в Торжке) находились в Спасо-Преображенском соборе в Торжке (сейчас утеряны). Мощи князя (родился в Вязьме) здесь в Троицком соборе в Вязьме.

    Богородицкая церковь (Краеведческий музей).
    Эту жёлтую церковь Рождества Богородицы в стиле «раннего барокко и классицизма» мы увидели сразу, как только въехали на Советскую (Торговую, Базарную) площадь. Около неё были припаркованы туристические автобусы. Церковь построена в нач.18в., поновлялась в нач.20в. на средства вяземского купца Рогожина, в советское время здесь был кинотеатр. Сейчас – в ней располагается Вяземский краеведческий музей. Мы не зашли – только что вернулись из Хмелиты, подустали, и было не музейное настроение.
    У Богородицкой церкви есть придел во имя Жен Мироносиц. Интересная деталь: форма купола этого храма напоминает перевернутую чашу. Интересная легенда: «в 988 году к Вязьме пристали ладьи, их них вышли семь женщин - мироносиц, направились они к Соборной горе, одна девушка споткнулась и опрокинула чашу, разлила по земле священную жидкость». На этом месте в 10 веке и построили деревянную шатровую церковь». Богородицкая церковь – «исторический памятник» и «свидетель Войны и Вяземского сражения 1812 года».

    2 памятника в Вязьме.
    В Вязьме есть замечательный памятник участникам-героям Великой Отечественной войны - командующему 33-й армией генерал-лейтенанту М.Г.Ефремову. 1946 год. Скульптор – Е. Вучетич. Это очень выразительная скульптурная группа. Единственное, что-то нашло на скульптора, и он сделал ляп – непомерно длинный чугунный палец у генерала. И теперь каждый турист, смотря на памятник, прежде всего, видит этот идиотский палец, и напрочь забывает о страшной истории его возникновения.
    Знаете, есть мемуары о войне Г.Жукова, которые многие серьёзные историки называют «байками дядюшки Жорика, который совсем потерял совесть». Есть отлакированная общественная информация о войне. А есть страшная неприглядная правда войны.
    33-я армия под руководством Михаила Григорьевича Ефремова успешно участвовала в контрнаступлении 1941 года – в декабре освободила Наро-Фоминск, в январе – Верею и Боровск. Армии требовалось подкрепление, когда неожиданно она получила приказ Жукова наступать на Вязьму. В распоряжении армии оставался танк-калека и немного пехоты. Пытались возразить, но – «Не дергайтесь, я покажу вам, как надо прорывать», - стукнул кулаком по столу грозный маршал.
    ДВА МЕСЯЦА – та горстка людей, которая называлась «армией», сдерживала и героически сражалась против полнокровной немецкой пехотной дивизии и других немецких соединений. Боеприпасов – практически не было. Голодные – наши солдаты съели все разваренные поясные ремни и подошвы найденных сапог. Просили дать им приказ на прорыв. Но – «я же сказал, взять Вязьму», - бил кулаком грозный маршал. Ефремов получил третье ранение, не мог двигаться. Остатки армии согнали в Шпырьевский лес. Окружили, разгромили. Генерал-лейтенант Ефремов застрелился.
    Его захоронили те самые «изверги»-немцы, против которых он бился. Тело командарма сначала принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При захоронении, обращаясь к своим солдатам, сказал: «Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов». Отдал честь. Был дан салют. Когда же после наступления эти места освободили, то во время перезахоронения Ефремова (на Екатерининском кладбище в Вязьме) обнаружили, что немцами на его руке были оставлены золотые часы…. Здесь о нём замечательная статья: (http://www.duel.ru/199807/?7_6_2).
    Наше же советское руководство, по выводам офицеров-аналитиков Генштаба, «бросили армию в глубокий тыл противника на произвол судьбы». Но это выводы для узкого круга заинтересованных лиц. А на Красной Площади скачет всеми уважаемый народный герой маршал Жуков на коняшке.
    Как это ни странно звучит – памятник мы не увидели. Не нашли. У нас не было карты города. И как мы ни крутили по сторонам головой в поисках «центрального сквера» с памятником – нет его и всё тут. Ленин есть перед Дворцом Культуры на центральной площади, а Ефремова – ???

    Во время Отечественной войны 1812 года французские войска дважды побывали в Вязьме – по дороге в Москву, и обратно. В августе русские войска оставили Вязьму (16/29 по н.ст.), и сюда во главе наступающей армии прибыл Наполеон с маршалом Неем (18/31 по н.ст.). Не прошло и двух месяцев, как уже в октябре (20/02 по н.ст.) во главе отступающей армии Наполеон опять гостит в городе. Но недолго. Из Вязьмы его выбивают наши войска под командованием генералов Милорадовича, Ермолова, Платова, Паскевича, Чоглокова.
    Полковником Чоглоковым Павлом Николаевичем в 1806 году в С-Петербурге был сформирован Перновский мушкетерский полк (пехота). Воины полка отличились на Бородинском поле. Продолжили славную традицию здесь в Вязьме – выбивая из неё французов. Авангард 11–й пехотной дивизии генерала Чоглокова с Перновским пехотным полком первыми ворвались в город - с музыкой, барабанным боем и знамёнами в руках. Вязьма при этом горела, а французы оказывали отчаянное сопротивлении. Наши одновременно рубились, тушили огонь намоченными шинелями, и один солдат успел даже сорвать эполеты с поверженного французского полковника.
    В награду за этот бой полк получил на головные уборы знак с надписью «За отличие». Чоглоков – звание генерал-майора. Император Николай I подарил городу копию картины «Бой при Вязьме 22 октября 1812 года», художника Гесса. А благодарные вязьмичи в 100-летнюю годовщину сражения установили памятник Перновскому полку. Это колонна красного гранита, врезанный в неё куб с памятными надписями, и венчающий её двуглавый орёл. Вокруг памятника сейчас ржавая цепь на слегка подкосившихся столбиках, и непокошенные сорняки. Слава героям Перновского полка! Вязьмичи помнят и ценят ваш подвиг!
    В городе есть ещё один памятник Героям Отечественной Войны 1812 года, установленный к 100-летию Вяземского сражения. Орел, разрывающий на части наполеоновский штандарт - на вершине монумента. Старинный герб Вязьмы, а под ним - изображение памятной медали 1812 года - на постаменте. Он находится рядом с бывшим Аркадьевским монастырём, в церкви, которого, сейчас – библиотека. Главное – найти этот монастырь. Мы его не видели. Повторюсь – не было карты города. Он где-то в «сквере в верхней части города» (это вычитали уже позже).

    Кафе «Марио-пицца».
    Ах, «Марио-пицца»! – центральная площадь, ул.Московская, д.18 – оказывается ты главная гастро-достопримечательность города. Оказывается, вот где скрываются почти все жители Вязьмы и летними вечерами, и днями, и спозаранку . Сидят, заказывают себе вкусную пиццу, дуют молочные коктейли и лакомятся пирожками с вишней. Рядом с тобой, бок о бок, ресторан «Ямской», но в нём народу ни души, а у тебя – под завязку.
    Мы, зайдя сюда, первым делом решили так же как и все – продегустировать хвалёную тройку: пиццу-коктейли-пирожки. Протестировали - вкусно. Я думаю, что секретом «почему обычный на вид кусок пиццы такой вкусный» владеют кулинарши, работу которых можно было наблюдать за спинами продавщиц – они активно мешали, тянули, подкидывали, раскатывали, уминали тесто для пиццы. Ручная работа! Вообще в «Марио-пицца» два отделения – вправо-влево. Вправо – основательный фаст-фуд для обеда, т.е. супы, борщи, салаты, котлеты, бифштексы, шницеля, картошка, пиво и т.д. Влево - лёгкий перекусочный фаст-фуд, т.е. пиццы, пирожки, хачапури, тортики, напитки. Цены – вяземские, в Москве точно к каждому прайсу впереди приписали бы единичку, а то, что за безобразие – кусище пиццы по 45-70р., молочные коктейли по 20р., пирожки по 15р.!
    Спецыально, интереса вредного ради, я забежала в ресторан «Ямской». Были наслышаны из отзывов об его скупой немноголюдности. Но не на столько же! Народу в зале вообще – никого. Отсутствовали и официанты, и даже бармен в барной стойке. Я околачивалась с праздным любопытством по залу – никто даже не изъявил желания и носа показать. Думаем, наверное, ресторан делает кассу на банкетах-свадьбах. Ну кто, в трезвом уме и здравой памяти, пройдёт мимо многолюдной и вкуснопахнущей «Марио-пиццы» и засядет в гордом одиночестве в мрачном гобеленовом старомодном зале, чтобы два часа прождать заказанную котлету?

    Продолжение (про Хмелиту) следует.

    (с) http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
    http://www.pamsiklivejournal.com – новые фотографии из путешествий

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    18 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Вязьма
    сообщить модератору
    • Сообщение удалено.

    Наверх