Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью. Церковь небольшая, но наполнена святынями. Здесь находятся - чудотворная икона Божией Матери Барской, которая проступила на старом-престаром холщовом полотне, когда его натянули на подрамник и принесли в церковь (справа); Феодоровская икона Божией матери (металлический оклад, слева); деревянная резная рака с мощами св. Стефана; иконы Николая Чудотворца и св. Пантелеймона с мощами (в притворе); икона св. Варвары с мощами; икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» («Больным – исцеление…», «Нагим – одеяние…», «Алчущим – питательнице…» и др.), чудотворный крест-мощевик, а также ковчег с платом от мироточивой иконы Божией Матери с греческого острова Андрос (в алтаре), и многие другие. А главное – список иконы Успения Божией Матери в круглом золотом окладе (которая исчезла вместе с Успенским собором) – находится здесь, в этой церкви над царскими вратами.
С чего начиналась Лавра? Раньше всех этих церковных построек здесь на холмах не было – а существовал только подземный монастырь. В этих холмах (я уже писала) и до крещения Руси были пещеры и здесь тоже молились древние славяне (волхвы?). Годом основания Лавры принято считать – 1051г., но, вернее сказать, основание подземного монастыря. С греческого острова Афон сюда, в Киев, на эти холмы приехал монах Антоний (в миру Антипа, из под Чернигова). Приехал и уединился в одной из подземных пещер – подвиг монашества невидим для нашего бытового глаза. На недоуменный вопрос многих: «А што это он там делал?» - отвечаю: «Молился». К нему стали приходить люди – за благословением, за духовным советом, а некоторые просили у него разрешения остаться. Так появилась первая братия, немного, человек 12. И в слоях слабосцементированного глиной песчаника иноки тоже стали копать себе кельи, которые были соединены друг с другом подземными коридорами, а также подземные церкви. И вот так стал формироваться подземный пещерный монастырь, и так появились Дальние Пещеры. Но через 10 лет Антоний ушёл на другой холм, где было поспокойнее и не так многолюдно, и выкопал себе новую келью – и здесь было положено начало Ближним Пещерам. Наземных строений над пещерами, т.е. на самих холмах, не было - духовная жизнь была сосредоточена под землёй. Они появились с приходом нового игумена.
Когда Антоний ушёл в новую келью, игуменом монастыря – в 1062г. был избран монах Феодосий (юноша сам пришёл в пещеру к Антонию из Василькова, и принял здесь монашеский постриг). И Феодосий стал воплощать в жизнь свою цель – устроение первого общежительного монастыря на Руси. Так над Дальними Пещерами были построены деревянная церковь и кельи (а над Ближними Пещерами в древнерусское время росли деревья).
Эти два человека – два разных образа устроения монашеской жизни.
Антоний – это отшельничество в пещерах и затворах, невероятно трудный и высокий подвиг.
Феодосий – это иноческое общежитие, воспитание братии в терпении, смирении, послушании, братской любви и дисциплине, т.е. качествах, которые сейчас, в наше время, многими из нас воспринимаются, как устаревшие артефакты. Феодосий был первым «столпом нестяжательства и аскетизма» на Руси, но при этом не был фанатиком. Он всегда трудился не во имя политических программ, а ради своей совести.
Вот так создавалась Лавра: сначала возник подземный пещерный монастырь (1051) – потом Печерский мужской монастырь (1060-1062) – потом им получен статус Лавры (1598). «Пошёл монастырь от благословения Святой Горы Афонской, поставлен не от богатства, а слезами, молитвою, бдением, и превзошёл славою монастыри, построенные князьями и боярами с богатством серебра и золота». Нестор-летописец.
Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники - основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён.
Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет. Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные. Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается.
В белых стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают - в обычные дни - в «повседневную» одежду, в праздники - в нарядную, в пост - в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки.
Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9˚ и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом.
Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной. По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше. Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными.
Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Николай Рерих говорил, что «психическая энергия сильнее ядерной»….
Многие боятся мощей. Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь царит мир и покой. Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно. Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия.
Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором. Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа». Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых!
Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е. даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы….
Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно. Мне, наверное, повезло - так получилось, что сейчас ноябрь-листопад, поэтому в пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам. Обратила внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им.
В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви.
В Ближних Пещерах их три: церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм….
В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах.
Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте.
На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное - келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажется светом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского.
Интересно – я долго спускалась вниз в подземелье, но вот обратно, вышла как-то очень быстро и оказалась внутри Крестовоздвиженской церкви, в которую заходила перед Пещерами. Надо же, а я и не заметила маленькой дверцы в стене, откуда возвращаются люди из Пещер.
Далее – иду в Дальние пещеры. К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею. Но я прошла мимо, ничего не видя и ничего не слыша после посещения Ближних Пещер. Надо сказать, что эмоциональная нагрузка для одновремённого посещения сразу двух подземных Пещер очень велика, но что делать? Когда я ещё приеду в Киевскую Лавру? Поэтому направляюсь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь. Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные. Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Но вот, наконец, я дошла. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный.
В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия, в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами. Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.
Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви: церковь Рождества Христова, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского. И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.
Я постояла в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернула в какой узенький коридор. Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия. Это очень сильное место.
Интересно, что я помню, как долго спускалась в подземные пещеры, а вот как выходила оттуда – стёрлось из памяти, как-то раз – и уже вышла, и оказалась в Аннозачатьевской церкви. Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут. Примерные карты Ближних и Дальних Пещер можно посмотреть здесь: http://www.lavra.kiev.ua/ru/history/map/long.php. И ещё - в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидела необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гривен). Продавщица мне сказала, что их пишут здесь в Лавре, монахи-иконописцы. Но я засомневалась, и покупать иконы в сувенирах мне как-то не хотелось, да и потом нигде в иконных лавочках по всей Лавре я подобных не видела. Сейчас я вспоминаю эти иконы и снова сомневаюсь – может я зря этого не сделала?...
Я вышла из Дальних Пещер, но ещё не из Лавры. Вообще, скажу честно, удивительным образом, несмотря, что я провела здесь практически полдня, уходить из Лавры мне совершенно не хотелось. Совершенно. Это, действительное, очень благодатное место. Но вот я уже на крутом мощёном спуске, который идёт по дну оврага, между двумя лаврскими холмами. С одной стороны бок холма зарос деревьями и усыпан бронзовыми листьями (внутри него Дальние Пещеры), другой склон опоясан мощнейшей белоснежной стеной Лавры, в серединке – аллея и шикарный огромный розарий. Даже осенью, когда уже всё облетело, он необыкновенно красив, и даже сейчас розы ещё цветут. Как же тут замечательно летом. Впереди за воротами и оградой виднеется Днепр. А почти перед самим выходом по обеим сторонам от дорожки-аллеи находятся две каменных беседки-источника – Антония и Феодосия. Они называются по-украински «каплицы». В одной каплице я покупаю стаканчик за 10 копеек и пью с удовольствием водичку, потом перехожу в другой и там тоже пробую. Теперь всё.
Ворота. Днепровский узвiз или спуск. Я счастлива, что побывала в Киево-Печерской Лавре.
Продолжение следует.
Часть 1: http://tourbina.ru/q/memo/2580/
Часть 2: http://tourbina.ru/q/memo/2665/
Часть 3: http://tourbina.ru/q/memo/2761/
Часть 4: http://tourbina.ru/q/memo/2762/
Часть 5: http://tourbina.ru/q/memo/3251/
Часть 6: http://tourbina.ru/q/memo/3252/
Часть 7: http://tourbina.ru/q/memo/51341/
Часть 8: http://tourbina.ru/q/memo/51343/
Часть 9: http://tourbina.ru/q/memo/51361/
(с) http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
http://pamsik.livejournal.com/ - новые фотографии из путешествий
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – NatalyA – обязательны.