Валаам

Валаам

LAT
  • 61.37600N, 30.95192E
  • Я здесь был
    Было: 129
    Хочу посетить
    620

    54 материалa по 1 объекту,  1 865 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ERCHOV 107
     
    1
    maral
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 апр 2009

    Остров духовного подвига

     
    13 августа 2009 года||3 (3)| 24| 102581

    По святым местам

    Никольский храм Никольско
    0

    Автор: maral

    Никольский храм Никольского скита — духовный страж Валаама при входе в Монастырскую бухту


    Спасо-Преображенский мужской монастырь на острове Валаам, который стоял у истоков православия на Руси, был и остаётся одним из главнейших религиозных и культурных центров России.

    Призрачно всё в этом мире бушующем

    Вспенив винтами воду, «Метеор» отчалил от причала. Маневрируя в бухте, он ворочал из стороны в сторону свою белоснежную тушу, чтобы остаться на фарватере, но, выйдя из теснины берегов на простор Ладожского озера, приподнялся на подводных крыльях и стремительно заскользил по водной глади. За кормой остались промышленный ландшафт Приозерска с торчащими вверх заводскими трубами, стая моторных лодок, среди которых лебедями возвышались красавицы яхты, цепочка рыбаков на уходящей в озеро косе. Всё земное – рыбаки, лодки и яхты, заводские трубы – вскоре исчезло в призрачной дымке. Вокруг, куда не глянь, была вода, с голубизной которой сливалась голубизна неба. Яркий диск Солнца, окунувшись в ладожскую воду, расплавился в ней, ослепляя бликами глаза.

    В путеводителях пишут, что Валаамский архипелаг – это 53 острова общей площадью 36 кв.километров, самый крупный из них остров Валаам – 28 кв.километров. Я начал считать выплывающие из дымки острова, но бросил эту затею, поскольку вскоре дымка настолько сгустилась, что ближайшие острова угадывались в молочно-белом тумане только по тёмным контурам.

    На исходе часа пути туман стал рассеиваться и, наконец, окончательно растворился в воде, открыв взору скалы, густо поросшие сосновым лесом. Разрезанные проливами и изъеденные бухточками скалистые острова по правому борту постепенно слились в сплошной каменный монолит. Слева по борту между тем ещё открывалась перспектива на Нево – так в старину называли Ладожское озеро.

    Именно слева по борту взгляд притянул к себе блеском золотого купола Никольский храм – духовный страж Валаама при входе в Монастырскую бухту. А в глубине бухты на крутояре над водой возвышался Спасо-Преображенский собор – сердце Валаамского монастыря, именуемого Северным Афоном, одной из православных святынь Русской земли, поклониться которой прибыли в Карелию мы, пятьдесят паломников из далёкого Рыбинска.

    Апостол Андрей первым водрузил крест на Валааме

    Нас доставил в Монастырскую бухту «Андрей Первозванный» – такое имя носит один из трёх «Метеоров», курсирующих между Валаамом и городами Приозерск и Сортавала. Другие два скоростных теплохода тоже названы со смыслом: «Алексий II» – в честь ныне покойного патриарха Московского и Всея Руси, который являлся священноигуменом Валаамского монастыря со дня возобновления там монашеской жизни, и «Игумен Назарий» – в честь духовного главы Спасо-Преображенского монастыря, который в конце XVIII – начале XIX века возродил обитель из разрухи. С того времени возрожденный монастырь стали именовать Северным Афоном, что подчеркивает его высокий статус в православном мире.

    Важнейшим делом игумена Назария в 1785 – 1801 годах было строительство по собственному плану каменного пятиглавого собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской и Никольской церквями. Устроив Валаамскую обитель, старец Назарий в 1804 году ушёл на покой и жил уединенно в небольшой келье в лесу, там, где сейчас находится Игуменское кладбище.

    Задуманное игуменом Назарием в полной мере было воплощено в жизнь его преемниками во второй половине XIX века. Наместники обители игумен Ионафан и сменивший его игумен Гавриил осуществили строительство нынешнего двухэтажного Спасо-Преображенского собора, закладка которого состоялась 30 июня 1887 года на месте разобранного храма. В 1892 году была освящена нижняя церковь во имя преподобных Сергия и Германа, а в 1896 году – верхняя церковь во имя Преображения Господня. Именно тогда Валаамский монастырь приобрел свой дивный вид.

    Почему два «Метеора» названы в честь конкретных духовных лиц – понятно. Ну, а при чём здесь апостол Андрей Первозванный? Валаамское предание гласит, что Андрей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, первым из христиан ступил на Валаам, где разрушил языческие капища и водрузил каменный крест.

    Вилами на воде писано, что название острова связано с пребыванием апостола Андрея. Хотя бездумно взять и отбросить эту версию – тоже нельзя. В Библии упоминается ветхозаветный пророк Валаам. Он благословил появившийся в Ханаане (древней Палестине) израильский народ, который пророк Моисей вывел из египетского плена.

    Вновь христианский крест был водружен на острове спустя почти тысячу лет греческими священноиноками Сергием и Германом, которых почитают как основателей Валаамского монастыря. Они застали здесь язычников финно-угров и славян, поклонявшихся богу Ваалу. Отсюда вторая версия, что от его имени и произошло название острова.

    Испытание тела и духа

    Апостол Андрей и преподобные Сергий и Герман, добравшись до острова, во истину совершил духовный подвиг. Даже в насыщенном техникой XXI веке путь до Валаама для многих паломников является тяжёлым физическим и духовным испытанием.

    Наш комфортабельный автобус ехал из Рыбинска до Приозерска почти пятнадцать часов. От долгого сидения у меня разболелась спина. Можно только догадываться, сколько испытаний перенёс Андрей Первозванный, продвигаясь из Палестины пешком на неведомый Север, несся по дороге свет христианского учения скифам и славянам. По Днепру и Волхову, побывав там, где ныне Киев и Новгород, он добрался до Ладожского озера и далее по озеру – до Валаама.
    Тот же путь проделали в конце X века из Византии православные миссионеры Сергий и Герман.

    Столетиями плавание по Ладожском озеру к Валааму было сопряжено с опасностью. В XIV веке разгулявшаяся на озере буря разметала шведскую флотилию во главе с королём Магнусом II. Он единственный, кто спасся. Доску с полуживым королём прибило ветром к камням Валаама. Его подобрали монахи и, как могли, пытались вылечить. Перед смертью король принял православие, постригся в монахи и завещал своим детям не воевать с Русью. Еще в начале ХХ века паломники на Божью милость уповали, пока добирались на пароходиках до острова, следуя на богомолье.

    Сейчас до Валаама паломники добираются от монастырского причала в Приозерске на «Метеоре». Эти поездки организует паломническая служба Валаамского монастыря. Экономные туристы тоже следуют на Валаам «Метеором» – из Петербурга. Такая экскурсия по воде занимает четыре часа.

    Кто не ограничен в деньгах и любит путешествовать с комфортом – плывут из Питера на круизном теплоходе. Теплоходы с туристами причаливают не во внутренней Монастырской бухте, где комфортабельным громадинам не развернуться, а в главной гавани Валаама – Никоновской бухте возле Воскресенского скита, откуда до монастыря около семи километров. По преданию там, где стоит Воскресенский скит, и водрузил крест апостол Андрей.

    Высокая земля мила финскому сердцу

    Вскоре после нас к причалу в Монастырской бухте из Сортавалы прибыл «Игумен Назарий» с группой финских туристов. Не нужно быть филологом, чтобы уловить специфическую финскую речь с удвоенными гласными. Кстати, в названии острова есть удвоенная «а». В переводе с финского языка «Валаам» означает «высокая земля» или «земля света». Да и вообще там много финских названий. Так, озерко, в котором мы купались, называется Сисиярви. В общем, финны чувствуют себя на Валааме как дома. И не удивительно: Валаам долгое время был в составе Финляндии.

    В 1809 году завершилась последняя русско-шведская война, и по мирному договору побеждённая Швеция уступила финские земли победительнице России. В границах Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. В его состав император Александр I добавил русский фрагмент Карелии вместе с Валаамом.

    Начиная с середины XII века, русские насмерть бились со шведами за карельские земли. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению. Новгородские летописи сообщают об обретении и перенесении в Новгород во время шведского нашествия 1163 года мощей основателей Валаамского монастыря – преподобных Сергия и Германа. Тогда же состоялось их местное прославление. В 1180 году, когда угроза миновала, иноки перенесли мощи святых заступников обратно на Валаам. Они иссекли в скале глубокую могилу, в которой «под спудом» скрыли святые мощи угодников. На этом месте впоследствии была поставлена деревянная церковь во имя Преображения Господнего.

    В 1611 году шведы после полугодовой осады захватили Корелу (ныне – Приозерск), а затем и Валаам. Монастырь опять был разрушен, православные монахи убиты. По Столбовскому миру 1617 года Карелия и Ингерманландия (нынешняя Ленинградская область) отошли к Швеции.

    Шведы-лютеране постарались искоренить здесь православие. Бог им этого не позволил. В ходе Северной войны 1700 – 1721 годов утраченные карельские земли вернулись в состав России.
    Ещё шла война, когда в 1715 году Петр I повелел восстановить Валаамскую обитель.

    Итак, в 1809 году Валаам вошел в состав Финляндии, которая была в составе Российской империи. Но вот грянул Октябрь 1917 года. Финны тут же провозгласили независимость. В декабре 1917 года советское правительство признало независимость Финляндии. Так православный Валаам оказался за границей. И это было во благо. Когда в советской России воинствующие атеисты громили церкви и монастыри, Валаамская обитель столь печальной участи избежала. Ещё два десятилетия оттуда к небесам возносились молитвы и колокольный звон.

    Храм чистым чувством веры внезапно на душу пахнул

    В декабре 1939 года началась советско-финская война, которую иначе называют Зимней войной. То, что произошло тогда на Валааме, можно назвать чудом.

    Валаам стал составной частью финского укрепрайона (линии Маннергейма) на Карельском перешейке и с 8 декабря 1939 года не раз подвергался налетам советской авиации. Выходя на цель, летчики ориентировались на колокольню Спасо-Преображенского собора. 2 и 4 февраля 1940 года монастырь бомбили 70 самолетов. Казалось бы, он должен был обратиться в прах. Но разрушения оказались минимальными. Было разрушено с одного края внутреннее каре построек, загорелся верхний этаж ризницы, который сводчатой галереей соединялся с собором.

    Несколько зажигательных бомб угодили в собор, крупная авиабомба упала возле его главного входа. И вот что удивительно: огонь не перебросился с ризницы на галерею, «зажигалки» монахи быстро загасили, авиабомба не взорвалась.

    В девяностых годах на Валааме побывала группа туристов, среди которых оказались ветераны авиаполка, совершавшие в те февральские дни 1940 года налёты на Валаам. Но даже спустя полвека они не могли толком объяснить, почему не выполнили приказ по уничтожению стратегического объекта, коим военное начальство считало Спасо-Преображенский монастырь. Верующие люди считают, что святые заступники Сергий и Герман незримо защитили обитель от погибели.

    А у меня есть материальное объяснение этому.

    Откуда не посмотри на Спасо-Преображенский собор – с глади Монастырской бухты, вблизи, издалека с любой стороны света – отовсюду он смотрится великолепно. По замыслу его создателей – трёх петербургских архитекторов Г.И. Карпова, А.Н. Силина, Н.Д. Прокофьева – храм приобрел оригинальную форму и контрастную цветовую гамму. Насыщенный красный цвет кирпичных фасадов сменяется снежно-белым цветом барабанов, их белизна гармонирует с небесно-голубым цветом куполов, увенчанных золотыми крестами. Колокольня собора, возведённая над притвором, завершается стройным шатром с главкой на барабане и золочёным шаром с крестом.

    Дух захватывает, до чего же хорош 43-метровый пятиглавый собор со шлемовидными куполами и 72-метровая колокольня с высоты птичьего полета! Я сужу об этом по фотографиям, а лётчики, летевшие бомбить монастырь, видя под крылом самолета неземную красоту, из бездушных демонов смерти преображались в одухотворенных людей. И уже не могли прицельно сбросить бомбы на святыню.

    Карта из открыток

    Наш гид Наталия Савина оказалась не просто эрудированным экскурсоводом, но и талантливым фотохудожником. Её работы являются настоящей фотолетописью Валаама.

    Уникальный в своем роде набор открыток «Валаам: Острова монашеского подвига» Наталия презентовала моей супруге с дарственной надписью: «Марине от автора». Уникален фотонабор ещё и тем, что, если правильно сложить двенадцать открыток с видами острова, то на оборотной стороне получится репродукция редчайшей карты Валаама, изданной в Финляндии в 1941 году. Пока карта готовилась к изданию, финны покинули Валаам и вновь вернулись туда.

    Зимняя война завершилась 12 марта 1940 года подписанием мирного договора между СССР и Финляндией. Советскому Союзу отошли весь Карельский перешеек, северная Ладога и, соответственно, Валаамский архипелаг. 18 марта 1940 года двенадцать ударов большого колокола известили о последнем дне существования Спасо-Преображенского мужского монастыря. Иноки перебрались в Финляндию.

    На Валааме была организована школа боцманов. Она располагалась в монастырской гостинице. В соборе разместился клуб базы ВМФ. Во время Великой Отечественной войны валаамские юнги и боцманы сражались на Невском плацдарме и оберегали «Дорогу жизни», которая связывала по Ладоге блокадный Ленинград с Большой землей, а на Валааме с октября 1941 по сентябрь 1944 года вновь размещался финский гарнизон. В монастыре в ту пору жили несколько вернувшихся туда иноков.

    В середине сентября 1944 года по мирному договору между СССР и Финляндией была восстановлена довоенная граница. Валаам навсегда вернулся в состав нашей страны.

    Reception в бывшей богадельне

    Трёхэтажное белое здание, на втором этаже которого туристы и паломники обретают ночлег со всеми современными удобствами, имеет свою познавательную историю.

    О том, что здесь когда-то находилась школа боцманов ВМФ, говорит табличка на фасаде. Затем с 1952 по 1984 год здесь располагался дом-интернат для инвалидов и престарелых. Война наплодила калек, и тех из них, кто были страшно изуродованы, отправляли на остров подальше от людских глаз.

    В семидесятых годах в Воскресенском ските была организована турбаза, и на Валаам хлынул поток туристов. Однажды среди них оказалась женщина, у которой в годы войны без вести пропал муж. Она его долго и безуспешно искала. И совершенно случайно нашла на Валааме. Когда вместе с другими экскурсантами она шла осматривать монастырь, то в сквере среди калек увидела своего пропавшего мужа! Этот случай получил скандальную огласку, после чего здание дома-интерната для инвалидов и престарелых обнесли глухим забором.

    Гостиница «Зимняя» занимает только одно крыло второго этажа трёхэтажного здания. Там вполне уютно, кельи-номера и туалеты с претензией на евростиль. Седовласая дама, которая нас принимала и размещала, красиво выговаривала слово «рисэпшн». Не берусь судить о звёздности гостиницы, наверное, с натяжкой можно говорить о двух звёздах.

    Лично я паломник без претензий – гостиничный сервис мне понравился, стоимость за размещение сносная. Точную стоимость номеров не назову, чтобы не наврать. В целом же паломническая поездка с учётом оплаты проезда в комфортабельном автобусе из Рыбинска до Приозерска и обратно, плавания на «Метеоре» по маршруту Приозерск – Валаам – Приозерск, размещения в гостинице, экскурсионного обслуживания и питания обошлась мне в 4000 рублей.

    Замечу, что скромная монастырская трапеза пришлась мне по вкусу. Но особенно понравились купленные в монастырской лавке пухлые беляши и расстегаи. Очередь к заветному окошку выстроилась загодя. Но я оказался в нужное время в нужном месте. И потом в течение долгой дороги домой вкушал монастырскую пищу.

    Крепка ли вера твоя?

    На Валааме есть легковушки — такси и автобусы — маршрутные такси. Называются они так: «Валаамское такси» и «Монастырская маршрутка».

    «Монастырская маршрутка» (автобус «ПАЗ») нас, полсотни паломников довезла до скита Всех Святых. Поджарый пожилой мужчина взывал к нашему разуму и предлагал пройти три километра до скита пешком. Но, большинство в нашей рыбинской группе составляли богомольные женщины. Они ещё до восхода Солнца поднялись и пошли в Спасо-Преображенский собор на утреннюю службу. Видимо, выстояв долго на ногах с молитвой на устах, уморились. Поэтому они большинством голосов постановили: ехать к Всехсвятскому скиту на «маршрутке».

    Я смалодушничал и подчинился воле большинства. Пришлось потом ехать стоя в тесноте и обиде. Пока ждали «маршрутку», пока передавали водителю по 50 рублей за проезд, пока «маршрутка» тряслась по лесной дороге, бодрый старик дошагал до скита.

    Утешительным призом нам, оказавшимся в меньшинстве мужчинам, был допуск на территорию скита, где строгий монашеский устав возбраняет пребывание женщин. Женщины могут попасть туда один раз в год на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых. Наши дамы остались за воротами, а мы, мужчины, благожелательно приняв у них бутылочки под святую воду, самостоятельно совершили экскурсию по скиту.

    Сегодня на Валааме и расположенных рядом с ним островах возрождены десять монастырских скитов. Самый дальний из них – Ильинский скит – находится от монастыря на удалении 10,5 км. До него, равно как и до скита преподобного Александра Свирского, Предтечинского и Авраамиевского скитов, можно добраться только на судне. Воскресенский, Гефсиманский, Коневский, Смоленский, Никольский, Всехсвятский скиты доступны пешим, конным и моторизованным паломникам.

    Скит во имя Всех Святых хотя и находится на другом острове, но его с островом Валаам связывает весьма изящный Владимирский мост. По дороге к скиту путники обязательно сотворят крестное знамение возле каменного Поклонного креста – одного из шести Поклонных крестов, установленных на острове.

    Скит во имя Всех Святых – первый по времени основания на Валааме. Идти до него пешком среди первозданной природы – одно удовольствие. Мы в этом удовольствии не отказали себе на обратном пути. Через лес и скалы проложена дорога. Я поразился усердию монахов, которые в середине XIX века прорубили в диком камне путь, открывший доступ в глубь острова, на котором расположен скит Всех Святых.

    Налюбовавшись вдоволь Всехсвятским храмом и прочими достопримечательностями скита, я приступил к наполнению пластиковых бутылочек святой водой из колодца. Трудился в поте лица, утомился, решил водицы из колодца напиться.

    – А крепка ли вера твоя? – услышал голос.

    Возле меня стоял мужчина в черном, с черной как смоль бородой.

    – Ну, не так что бы очень… – честно признался я.

    – Тогда не пей сырую воду, – монах показал мне на лежащий на земле пожарный шланг.

    Оказывается, по шлангу подается в скит и колодец вода из Ладоги. Экологически чистой её назвать нельзя.

    От западных ворот скита Всех Святых дорога ведет к трем живописным озерам. В одном из них – озере Сисиярви – мы совершили омовение. Чтобы искупаться в Ладоге и озерах на Валааме опять-таки нужно иметь веру в душе. Сверху вода теплая, как парное молоко, потому что прогревается солнцем, чуть нырнёшь глубже – холодина. Нужно верить в Бога – и тогда омовение пойдёт на пользу душе и телу.

    Здесь будет остров – сад

    Меня привлекло объявление, вывешенное на здании продуктовой лавки, что у ворот монастыря. Объявлялось о собрании для желающих переселиться в Сортавалу. Поинтересовался у Наталии Савиной, что бы это значило. И узнал от неё, что переселения местных жителей на материк добивается игумен Панкратий, который стремится вернуть монастырю его истинное предназначение. Он нашёл понимание у правительства Карелии. В городе Сортавале строится 69-квартирный дом для островитян, которые желали бы там улучшить свои жилищные условия.

    Игумен Панкратий, бывший эконом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, был назначен патриархом Алексием II наместником Валаамской обители в январе 1993 года. А монашеская жизнь на Валааме возродилась 13 декабря 1989 года – в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда сюда прибыли первые шесть монахов.

    Сейчас братия Спасо-Преображенского мужского монастыря – это свыше двухсот монахов.
    Большинство несут послушание в монастыре и монастырских скитах Валаамского архипелага, около 90 человек – на монастырских подворьях в Москве, Петербурге, Приозерске и Сортавале. С 2001 года численное соотношение духовных и гражданских лиц на Валааме примерно одинаковое.

    Переселенцы из разорённых войной мест появились на Валааме в 1949 году. Тогда же на острове был организован совхоз. Советские граждане заботились о налаживании своего быта, а не о сохранении культовых сооружений. Нижняя церковь Спасо-Преображенского собора была превращена в овощехранилище, бесхозные каменные скиты разбирались на кирпич, а деревянные использовались как топливо. Так погибли Коневский, Ильинский, Тихвинский скиты, около двадцати часовен на островах.

    В 1965 году на Валааме был организован природный заказник, а в 1979 году – историко-архитектурный и природный музей — заповедник.

    Директор музея-заповедника из благих побуждений едва не погубил уникальные фрески Спасо-Преображенского собора. Ещё с Зимней войны 1939 – 1940 гг. окна собора зияли пустотой. Из-за сырости и колебания температур настенная живопись в соборе постепенно разрушалась. По распоряжению директора музея окна собора были застеклены. Но так как в стенах зияли щели, а кровля собора протекала, то весной в застеклённом помещении при отсутствии естественной вентиляции из-за конденсации пара при испарении влаги процесс разрушения фресок стал лавинообразным. Со стен и сводов стали опадать уже не отдельные чешуйки красочного слоя, а целые фрагменты композиций вместе со штукатуркой. Говорят, директор собственноручно топором выбивал стекла в рамах, чтобы обеспечить проветривание помещения храма.

    Честь и хвала ленинградским реставраторам объединения «Росреставрация». В течение 1985 – 1991 годов они осуществили консервацию настенных росписей Спасо-Преображенского собора, укрепив их на площади до 2000 кв. метров.

    В связи с развитием туризма в 80-х годах на Валааме планировалось устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, строительство жилого поселка на 1000 жителей. Но наступили иные времена…

    Своим возрождением обитель обязана митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Ридигеру), который в отрочестве вместе с родителями совершил паломничество на Валаам из Эстонии. Его стараниями 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии передал Спасо-Преображенский монастырь со скитами в пользование Ленинградской епархии. 25 мая 1990 года владыка Алексий освятил нижний храм Спасо-Преображенского собора, а в июле 2000 года началось восстановление верхнего храма.

    Будучи на Валааме 11 июля 2002 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II особо отметил успешное завершение работ по возрождению внешнего облика Спасо-Преображенского собора. Храм предстал в своем былом великолепии. Для возрождения уникального историко-культурного комплекса Валаамской обители в 2002 году был образован Патриарший Попечительский совет. Благодаря финансовой поддержке государства и Попечительского Совета восстановление внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора, монастырских построек на центральной усадьбе монастыря и в скитах ведется быстрыми темпами.

    Главный принцип послушания на Валааме – всё делать своими руками. В суровом карельском климате на Валааме цветут сады, благоухают розы и сирень, на огородах чего только не произрастает. В свое время сады-огороды монахи создали на голых камнях, вручную натаскав земли для создания слоя почвы. На Валааме есть монастырская животноводческая ферма и хлебопекарня.

    Как на Божий лик я смотрел на лицо земное

    У меня язык не повернется назвать Игуменском кладбище на Валааме местом скорби. От монастыря к Игуменскому кладбищу ведет лесная дорога. Идёшь по ней – и восхищаешься. Сразу видно, с умом посажены там кедры, пихты, лиственницы, тополя и каштаны. Они придают аллее, ведущей к кладбищу, особый, торжественный вид: идешь к месту упокоения, а думаешь о возвышенном.

    Радуют глаз архитектурным видом кладбищенская церковь во имя Преподобных Отцов, в посте и молитве просиявших, и расположенная рядом с ней звонница. Возле церкви похоронены игумены Валаамского монастыря Дамаскин, Ионафан II, Виталий, Пафнутий и Павлин. Вся окружающая церковь территория утопает в цветах.

    Когда-то на месте Игуменского кладбища была келья старца Назария, который, оставив в 1804 году пост игумена, удалил сюда, чтобы жить в уединении. Келья не сохранилась, но место, где она была, поддерживается монахами в порядке, поэтому контуры кельи угадываются на земле.

    Несколько лет назад случилось чудо. В дерево рядом с кельей ударила молния, обломив его ствол. И на месте слома проступил лик старца Назария.

    – Увидеть его дано только тому, кто хранит в душе веру, – сказала мне женщина-монахиня в кладбищенской церкви.

    Легенду о проступившем лике Назария я слышал ещё до посещения Игуменского кладбища. Поэтому до боли в глазах вглядывался в изломы дерева. Ничего не рассмотрел. Признался в этом монахине.

    – Вы помолитесь здесь, а будете уходить, ещё раз взгляните.

    – О чём молиться надо?

    – А что на душе у Вас, о том и молитесь.

    Покидая Игуменское кладбище, я опять остановился возле места, где была келья Назария. Взглянул на дерево. На сломе я увидел очертания лица пожилого мужчины.

    Александр Сысоев, Рыбинск, Ярославская область

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    23 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Валаам
    сообщить модератору
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      14 авг 2009, 12:51
      удалить
      Очень хочу повторить Ваш маршрут!!!!!
    • Sajeriel
      помощь
      Sajeriel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 июн 2009
      14 авг 2009, 15:54
      удалить
      "О дивный остров Валаам!". Валаамский архипелаг вспоминаю с восхищением. Как раз готовлю тут фотоальбом из своего путешествия, скоро опубликую.
    • Sajeriel
      помощь
      Sajeriel
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 июн 2009
      14 авг 2009, 15:55
      удалить
      "На сломе я увидел очертания лица пожилого мужчины...". Да, западает в душу. Этот "портрет" у меня тоже есть.
    Наверх